Назад

Америка глазами архиерея

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) в книге «Возрастание в вере» рассказывает о своем архипастырском служении в США в 1982–1990 годах, об особенностях и путях развития Православия в Северной Америке.

Епископ Серпуховской Климент, управляющий приходами Московской Патриархии в Канаде и США в Ильинском храме в г. Батл-Крик (США, штат Мичиган), 13 марта 1983 года

Епископ Серпуховской Климент, управляющий приходами Московской Патриархии в Канаде и США в Ильинском храме в г. Батл-Крик (США, штат Мичиган), 13 марта 1983 года

Вслед за Берингом

Православие на Северо-Американском континенте берет свое начало от миссионерского служения нашей Церкви на Аляске. С открытием Аляски Витусом Берингом там появились наши купцы и промышленники, которые стали проповедовать среди местного населения. В 1794 году на Аляску приехала первая духовная миссия, ее трудами вера глубже стала входить в сознание местных жителей.

Ко многим православным общинам присоединялись люди разных национальностей, которые полюбили и приняли русскую культуру и духовность

Ко многим православным общинам присоединялись люди разных
национальностей, которые полюбили и приняли русскую культуру
и духовность

Особое распространение по территории Аляски Православие получило при святителе Иннокентии, который придал новые формы миссионерскому служению. При нем Церковь стала более открытой для этнических групп. Его метод проповеди лег в основу всей миссионерской деятельности Церкви. Его служение не ограничивалось Аляской, он бывал в Калифорнии, посещал русское поселение Форт Росс, там встречался с католическими миссионерами и вел с ними диалог.

При Свято-Андреевском приходе в Филадельфии был замечательный ансамбль русской народной песни.

При Свято-Андреевском приходе в Филадельфии был замечательный ансамбль русской народной песни.

Продажа Аляски Соединенным Штатам в 1867 году, с одной стороны, ослабила наше присутствие там, а с другой стороны, способствовала развитию миссии в континентальной Америке. В Северной Америке была учреждена самостоятельная епархия, а для удобства связи приходов Аляски с Петербургом ее центр перенесли в Сан-Франциско, где к тому времени уже действовал один приход.

Из унии в Православие

В конце XIX века из Карпатской Руси и Галиции в Америку в поисках работы стали приезжать переселенцы, которые в большинстве своем были униатами. В США они селились в основном в восточных и средне-западных штатах возле небольших городов. Первоначально в США образованные приходы были зависимы от греко-католического (униатского) митрополита во Львове, и священники направлялись из Галиции. Но католические епископы США отказывались их принять, так как они были женаты, а в римско-католической церкви все священнослужители должны быть безбрачными.

Перед октябрьской революцией в США имелось более  семисот приходов Русской Православной Церкви, пять мужских и один женский монастырь, духовная семинария и типография с одиннадцатью изданиями

Перед октябрьской революцией в США имелось более семисот приходов Русской Православной
Церкви, пять мужских и один женский монастырь, духовная семинария и типография с одиннадцатью изданиями

В конце 1889 года в Миннеаполис прибыл священник Алексий Товт. По его инициативе делегация миннеапольского прихода посетила в 1891 году Сан-Франциско и встретилась с епископом Русской Православной Церкви Владимиром (Соколовским). 25 марта 1891 года, в Неделю Православия, епископ Владимир прибыл в Миннеаполис и перед Божественной Литургией присоединил к Православию священника Алексия Товта и 365 членов Свято-Мариинского прихода – бывших греко-католиков (униатов). Этот приход стал в США первым, перешедшим из унии в Православие. Вслед за ним в течение следующей четверти века к Православию присоединилось еще более 500 приходов.

Общины для переселенцев

Американские общины – это была так называемая экономическая иммиграция, то есть переселенцы из России, Западной Украины и Закарпатья, которые приехали в Америку в конце XIX – начале XX столетия в поисках работы. У них тогда сложилась традиция поддерживать в общинах друг друга, собираться вместе в помещениях при храмах для обсуждения всех вопросов, выступать в защиту своих требований перед работодателями. Простые люди, приезжавшие в Америку как рабочая сила, не знали английского языка, и для них жить в одной общине было легче. Этой общиной обычно являлся приход, где они не только чувствовали связь с родиной, но и находили поддержку.

В церкви все собирались на богослужение, которое совершалось в соответствии с их традицией, взрослые имели возможность общаться и проводить социальные и культурные мероприятия, дети учиться нравственности и основам веры.

В церкви все собирались на богослужение, которое совершалось в соответствии с их традицией, взрослые имели возможность общаться и проводить социальные и культурные мероприятия, дети учиться нравственности и основам веры.

По такому принципу основывались и православные общины. В храмах совершалось богослужение на понятном им языке, это смягчало тоску по родине. Кроме того, приход помогал в социализации переселенцев в американскую среду. Когда переселенцы адаптировались для жизни в Америке, функции социализации прихожан в приходе отпали, но сохранилась их объединяющая роль как хранителей православной культуры. В церкви все собирались на богослужение, которое совершалось в соответствии с их традицией, взрослые имели возможность общаться и проводить социальные и культурные мероприятия, дети учиться нравственности и основам веры. Так что жизнь общин постоянно развивалась.

В честь крейсера «Варяг»

Ко многим общинам присоединялись люди других национальностей, которые полюбили нашу культуру, православную духовность, считают ее своей и хотят сохранить. Например, при Свято-Андреевском приходе в Филадельфии был замечательный ансамбль русской народной песни. Этот приход основан русскими, которые приехали получать построенный на верфи в Филадельфии крейсер «Варяг». И в течение года, живя там и изучая современный по тем временам корабль, они построили храм. При храме был организован музей, посвященный крейсеру «Варяг», а прихожане организовали ансамбль. Участники ансамбля пели за богослужениями в храме. А после богослужений выступали в своем зале, устраивая концерты. Они играли на балалайках, на других народных инструментах, пели русские народные песни. Неоднократно они приезжали на гастроли в Россию, причем коллектив состоял не только из выходцев из России, но и американцев, которые пришли в Свято-Андреевский приход, полюбили наши русские традиции, культуру и стали ее носителями.

Русские специалисты, приехавшие получать построенный на верфи в Филадельфии крейсер «Варяг», жили там в течение года. Изучая современный по тем временам корабль, они построили храм

Русские специалисты, приехавшие получать построенный на верфи в Филадельфии крейсер «Варяг», жили там в течение года. Изучая современный по тем временам корабль, они построили храм

Раскол и его последствия

После революции 1917 года в американском Православии произошел раскол. Некогда единая русская метрополия, насчитывавшая более семисот приходов, где служили свыше четырехсот священников, имевшая пять мужских и один женский монастырь, духовную семинарию, дьяко-учительскую школу, женский колледж, три сиротских приюта, эмигрантский дом и типографию с одиннадцатью изданиями, теперь разделилась на разные части по национальному и политическому принципам.

Район Нью-Йорка, в котором расположен Свято-Никольский собор

Район Нью-Йорка, в котором расположен Свято-Никольский собор

Верность избранному на Поместном соборе 1917 года Патриарху Тихону и его преемникам сохранила часть приходов: тридцать восемь в США и двадцать четыре в Канаде. Оставшиеся в лоне РПЦ приходы с 1933 года были объединены в Экзархат. Самыми крупными с русской традицией стали Митрополия Русской Православной Церкви в Америке и Русская Зарубежная Церковь. За Московской Патриархией на территории США и Канады сохраняются две церковно-административные структуры (Патриаршие приходы в США и Патриаршие приходы в Канаде) со всеми входящими в них приходами, управление которыми совершается викариями Патриарха Московского. В 1982 году я был назначен управлять двумя группами приходов, но, изучив ситуацию, просил митрополита Филарета назначить в Канаду отдельного епископа. Это произошло в 1986 году, тогда в моем управлении оставили приходы США, а в Канаду был назначен епископ Николай (Ушкомко).

У православных переселенцев сложилась традиция поддерживать в общинах друг друга, собираться вместе в помещениях при храмах для обсуждения важных вопросов

У православных переселенцев сложилась традиция поддерживать в общинах друг друга, собираться вместе в помещениях при храмах для обсуждения важных вопросов

Духовный центр

Свое служение в Америке я начал с развития связей между приходами, духовенством и прихожанами. Социальный состав прихожан был таким же разнообразным, как и сами приходы. В глубинке – простые рабочие и фермеры, в городах – юристы, адвокаты, врачи. В Нью-Йорке среди прихожан были несколько деятелей культуры, выехавших из России. В Нью-Джерси и Филадельфии храм посещали депутаты конгресса, в отдельных приходах были и представители местной власти.

Американцы относятся к религии как к одной из форм социальной жизни

Американцы относятся к религии как к одной из форм социальной жизни

Сложилась парадоксальная ситуация: Свято-Никольский собор в Нью-Йорке не являлся для приходов центром. К нему относились как к представительству Патриарха, а приходы были сами по себе. Я поставил задачу сделать так, чтобы каждый священник знал и чувствовал, что собор – это его духовный и административный центр. Для этого я стал чаще встречаться с духовенством, проводить в соборе заседания епископского совета. Постоянными стали общеприходские съезды и пастырские конференции для духовенства. Также я практиковал, приезжая в какой-нибудь штат, собирать все духовенство с ближайших приходов, а иногда и из соседних штатов, и мы совершали совместные богослужения и проводили собрания. Это в значительной степени помогло мне лучше узнать жизнь и потребности приходов и духовенства, а самим священникам больше общаться между собою и почувствовать, что Свято-Никольский собор является их духовным центром.

Социальный состав прихожан был таким же разнообразным, как и сами приходы.

Социальный состав прихожан был таким же разнообразным, как и сами приходы.

В социальной плоскости

За первый год я посетил все наши двадцать девять приходов и познакомился с их жизнью и духовенством. Тогда я разделил приходы на три категории: крупные, средние и малые. Крупные приходы (Пассейк, Гарфилд, Сингак, Елизабет, Свято-Михайловский в Филадельфии, Детройт) должны нести основную нагрузку в проведении различных мероприятий, а не только больше других переводить в общую кассу отчисления. Я им поручал поочередно проводить общеприходские мероприятия, организовывать поездки в другие, меньшие приходы с целью их поддержки. К средним приходам относились Скрэнтон, Вилкес Баре, Иннокентиевский в Детройте, Балтимор, Ист Лансиг, а остальные, так называемые малые, были относительно слабыми, в них зачастую священники вынуждены были работать, чтобы обеспечить себя.

В США около 5 миллионов православных

В США около 5 миллионов православных

Уровень организации жизни тоже был разным. Так, приходы в Гарфилде, Пассейке, Сингаке имели большие универсальные залы. В них проводили приемы на восемьсот – тысячу человек, социальные мероприятия, различные соревнования. В таких приходах были юношеские и молодежные баскетбольные команды, которые участвовали в соревнованиях в штате и даже становились победителями многих турниров. Кроме того, при этих приходах были хорошие воскресные школы, велась активная работа с молодежью.

Дети из воскресной школы

Дети из воскресной школы

Большую роль играли сестричества, при участии которых проходили все приходские мероприятия. Одна слабость – все это существовало в социальной плоскости, но не было направлено по духовной вертикали – к Богу.

По американскому образцу

Жизнь православных в Америке значительно отличается от российской, на нее большое влияние оказал американский менталитет. Американцы относятся к религии как к одной из форм социальной жизни. Религиозные организации воспринимаются как социальные учреждения. Многие из них имеют приюты, дома для престарелых, проводят разные благотворительные акции, в то время как богослужению отводится час в неделю. В американских церквях таинства сведены до формальности, утрачено понятие исповеди как раскаяния в своих грехах. Люди идут в храм больше не для того, чтобы помолиться, а чтобы поприсутствовать на богослужении, поучаствовать в благотворительности и пообщаться друг с другом. Проповедь порой напоминает выступление на социальном мероприятии, в ней мало говорится о духовной жизни и христианском подвиге. Такое понимание жизни христианина проникло и в православную среду, и нередко люди удерживаются в общине за счет вовлечения их в социальную жизнь.

Свято-Никольский собор в Нью-Йорке

Свято-Никольский собор в Нью-Йорке

Главной проблемой для Америки является разделенность православных на более чем десять юрисдикционных групп. Всего православных в США около пяти миллионов человек, но среди отдельных групп нет единства. Это относится не только к иерархической власти – отсутствует единое понимание канонических норм, имеется разность в совершении богослужений и треб, причем эта разность выражается не в национальных богослужебных традициях, а в приспособлении богослужений или таинств к американскому образу жизни.

Упор на науку

Неоднократно я посещал православные духовные учебные заведения: Свято-Владимирскую семинарию в Нью-Йорке, Свято-Тихоновскую семинарию в Саус Канаан, штат Пенсильвания, Греческую семинарию Святого Креста в Бруклайне, в Бостоне. Меня интересовало, как там построена система образования. При достаточно высоком уровне преподавания она отличается от наших духовных школ большей демократичностью и, я бы сказал, светскостью. Они не обращают внимания на второстепенные вещи, главное – наука. С одной стороны, может быть, это правильно, но с другой – в жизни мелких вещей не бывает.

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)

Жизнь человека представляет собой единое целое, и расчленять ее на разные категории неверно. Каждая, так сказать, мелочь – это часть жизни, и именно эти мелочи составляют целостную жизнь. Для молодого человека, учащегося семинарии, нужен воспитательный процесс, и все нормы Православия он должен усвоить как свои нормы.

Подготовила Елена Прокофьева