Назад

«Вставай, страна огромная!»

Композитор, написавший музыку «Священной войны» и Государственного гимна. Дирижер, основавший ансамбль песни и пляски Российской Армии. Автор множества духовных произведений, регент храма Христа Спасителя – все это один и тот же человек.

Александр Васильевич Александров

Александр Васильевич Александров

С чего начинается Родина?

В центре села Плахино, что под Рязанью, возвышается бронзовый бюст с надписью на гранитном постаменте: «Александр Васильевич Александров. Автор музыки Гимна России». Здесь, в семье крестьян Василия Александровича и Анастасии Никитичны, в 1883 году родился будущий всемирно известный маэстро. В местной школе работает музей, где можно увидеть фотографии из семейного альбома и дирижерскую палочку Александра Васильевича, афиши и газетные вырезки, инструменты и концертные костюмы участников Краснознаменного армейского ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова. Недалеко от памятника и по сей день стоит Иоанно-Богословская церковь, в хоре которой пел маленький Саша, – благодаря хорошему слуху и музыкальной памяти он быстро запоминал духовные песнопения и народные распевы.

Как нередко бывает, «звездную» судьбу обусловил счастливый случай: услышав пение девятилетнего мальчика, заезжий земляк, солист Петербургского церковного хора, уговорил родителей отпустить Александра в город на Неве. Так юный музыкант становится певчим в Казанском кафедральном соборе. Сольфеджио, теория музыки, вокальное искусство – его «университеты» продолжаются в Императорской придворной певческой капелле, по окончании которой Александров получает звания регента и учителя пения. Следующим этапом стало поступление в Петербургскую консерваторию. Примечательно, что вердикт экзаменаторов – композиторов Лядова, Римского-Корсакова и Глазунова – был единодушным: «Такой талант нельзя загубить!».

Санкт-Петербург – Москва

К сожалению, через два года учебу в консерватории пришлось прервать из-за болезни: напряженные занятия, сырой петербургский климат и материальные трудности подорвали здоровье молодого человека. Александр переехал в Бологое, затем в Тверь, где работал регентом в храмах, руководителем хоровых коллективов в школах и училищах. Лишь в 1909 году удалось продолжить учебу – уже в Московской консерватории, которую Александров окончил по двум специальностям – композиции и вокалу. За дипломную работу – одноактную оперу «Русалка» по поэме А.С. Пушкина – талантливый выпускник был удостоен Большой серебряной медали.

Несколько лет спустя Александр Васильевич возвращается в альмаматер в качестве педагога-теоретика, позже получает звание профессора Московской консерватории, инициирует открытие специального класса военного дирижирования, который со временем превратился в военно-дирижерский факультет. Работу в консерватории он не оставит до конца жизни, преподавая сольфеджио, полифонию, дирижерское и хоровое мастерство, возглавляя хоровую кафедру и дирижерско-хоровой факультет.

На духовной ниве

С 1918 года Александров трудится одновременно дирижером-репетитором в хоре Большого театра и регентом в храме Христа Спасителя, куда его пригласил лично Патриарх Тихон. Еще в 1901-м в храме был создан хоровой коллектив, ставший одним из лучших в Москве: среди регентов и исполнителей соборного хора – А.А. Архангельский, П.Г. Чесноков, А.Д. Кастальский, Ф.И. Шаляпин. Александр Александров стал последним регентом храма Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя до разрушения. Александр Александров стал последним регентом храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя до разрушения. Александр Александров стал последним регентом храма Христа Спасителя

 

В это время композитор создает произведения, которые исполняются до сих пор: концерт для хора, симфонию в трех частях, поэму для хора, оркестра, органа и солистов «Христос Воскресе», сонату для скрипки и фортепиано, симфоническую поэму «Смерть и жизнь». Кроме того, широкую известность получили его обработки церковных песнопений и народных песен «Утушка луговая», «Ночуй, Дунюшка», «Вниз по матушке по Волге». В наши дни особое место в репертуаре ансамбля Российской армии занимает программа, целиком составленная из духовных сочинений основателя коллектива.

Имени Александрова

Большой заслугой Александра Васильевича, бесспорно, является создание уникального красноармейского ансамбля песни и пляски: профессиональный мужской хор с солистами и танцевальной группой в сопровождении смешанного оркестра симфонических и народных инструментов без малого сто лет считается одним из лучших творческих коллективов в мире.

А началось все довольно скромно: однажды дирижер А.В. Александров вместе с культорганизатором Ф.Н. Даниловичем и режиссером П.И. Ильиным задумали подготовить литературно-танцевальное представление под названием «22-я Краснодарская дивизия в песнях». Пилотный проект насчитывал 12 человек: восемь певцов, два танцора, чтец и аккомпаниатор-баянист. Днем рождения ансамбля считается 12 октября 1928 года, когда состоялось их первое выступление в Центральном доме Красной Армии.

Академический Ансамбль  песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова

Академический Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова

Огромный успех дебютантов вдохновил Александра Васильевича на создание постоянной группы. В 1935 году ансамбль стал самостоятельной творческой единицей численностью около двухсот человек. Певцов и танцоров восторженно принимали бойцы Красной армии, рабочие, колхозники и представители интеллигенции. Украина и Средняя Азия, Заполярье и Закавказье – александровцы объездили с концертами весь Советский Союз. Вскоре пришло и международное признание. В сентябре 1937 года Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии завоевал Гран-при на Всемирной выставке искусства и техники в Париже. «С чем сравнить такой хор? Как не быть захваченным гибкостью и тонкостью нюансов, чистотой звука и в то же время сыгранностью, которая превращает этих певцов в единый инструмент? Этот ансамбль уже покорил Париж. Страна, имеющая таких артистов, может гордиться», – писал французский музыкальный критик. В дальнейшем гастроли коллектива с триумфом продолжились в Чехословакии, Финляндии, Монголии, Польше и других странах.

Трудное время

Композитор Александров писал разную музыку, но его любимым жанром была песня – «начало начал музыкального творчества». Александру Васильевичу принадлежат незабываемые обработки революционных, солдатских и народных песен. В поисках репертуара для своего ансамбля он записывал армейские песни в поездках по стране, а вскоре стал сочинять их сам.

В годы войны солисты ансамбля разделились на несколько фронтовых групп, чтобы выступать одновременно на разных концертных площадках, призывных пунктах, улицах и площадях. За четыре года коллектив дал более полутора тысяч концертов, продолжая выступать по радио и записывать пластинки.

Песня, поднявшая всю страну «на смертный бой», была написа- на на четвертый день войны

Песня, поднявшая всю страну «на смертный бой», была написана на четвертый день войны

С удвоенной энергией работал и руководитель ансамбля. 24 июня 1941 года Александр Васильевич прочитал в газете «Красная звезда» стихотворение Лебедева-Кумача «Священная война» и сразу приступил к работе над мелодией. Песня была готова уже на следующий день. Времени на то, чтобы напечатать ноты, не было: композитор писал их мелом на доске, а музыканты переписывали в тетради. 26 июня «Священная война» была исполнена оставшейся в тылу группой Краснознаменного ансамбля прямо на Белорусском вокзале, а ее первыми слушателями стали солдаты, уходившие на фронт. Как вспоминают ветераны, по окончании припева все на мгновение замерли, а потом тишину взорвали оглушительные аплодисменты. По просьбам бойцов песня прозвучала несколько раз подряд.

С октября 1941 года ее стали передавать по Всесоюзному радио каждое утро после боя кремлевских курантов. Выпущенные за годы войны грампластинки с записью «Священной войны» отправляли на фронт вместе с вооружением. Народная и духовная одновременно, мощная по звучанию песня, созданная последним регентом храма Христа Спасителя, стала гимном защиты Отечества.

А в ночь на 1 января 1944 года все радиостанции страны впервые передали Гимн Советского Союза, написанный Александровым на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Гимн страны оказался «долгожителем»: в 2001 году его мелодию утвердили в качестве официального символа новой России.

Благодарен судьбе

До конца своих дней Александр Васильевич работал с большой отдачей: он умер во время гастрольного турне ансамбля в Берлине в 1946 году. За год до этого из-за перенесенного инфаркта врачи запретили маэстро дирижировать. Однако он продолжал сочинять музыку и сразу после выхода из больницы написал «Победную кантату».

После кончины А.В. Александрова его имя было присвоено его любимому детищу – Краснознаменному ансамблю песни и пляски, ставшему поистине главным памятником композитору.

Памятник А. В. Александрову в Москве

Памятник А. В. Александрову в Москве

«Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента, – писал Александр Васильевич в одном из последних писем. – Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот, трудностей. Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом – большое счастье». Его судьбу можно назвать счастливой: музыкант был востребован и в царской, и в советской России. Бог уберег Александрова от оглушительных падений, даровав бесценные творческие взлеты, всенародное признание и всеобщую любовь.

Ирина Лазарева