Назад

В сто первый раз,

но по-новому, предлагаем посмотреть новогоднюю комедию «Иван Васильевич меняет профессию». На этот раз пусть в фокус вашего внимания попадут не забавные персонажи, а храмы, которые вы, возможно, ранее не замечали.

Царь Иоанн Грозный. Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Царь Иоанн Грозный. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Сорок лет назад известный режиссер Леонид Гайдай экранизировал булгаковскую пьесу «Иван Васильевич». Действие перенесли из 30-х в 70-е годы и дали главному герою имя Шурик (у Булгакова он Николай). Картина имела невероятный успех и в мгновение ока была разобрана на цитаты. Нам же этот фильм интересен еще и храмами, которые попадали в объектив кинокамеры.

Главные герои фильма

Главные герои фильма

Вначале был Никола

Первые минуты фильма: изобретатель машины времени Шурик в очередной раз пережигает электричество в доме и в сопровождении возмущенного управдома Бунши идет по двору. На заднем плане виден храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе. Он стоял на этом месте с зарождения самой слободы в 1491 году. Несколько раз перестраивался, однако оставался скромной приходской церковью. В XVIII веке сюда из сгоревшего храма Святителя Николая на Пупышах была доставлена чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», и приток молящихся значительно возрос.

Храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе

Храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе

В 1847 году на колокольне возвели третий ярус – именно его мы видим в фильме. Тогда же построили новую просторную трапезную.

храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе

храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе

Главный придел храма освящен во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Южный придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского. Северный придел был устроен в 1766 году во имя священномученика Василия Амасийского, но в 1849 году был заново освящен святителем Филаретом (Дроздовым) в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Однако святой Василий и поныне считается покровителем храма, и день его памяти остается здесь престольным праздником.

Сюда из сгоревшего храма Святителя Николая на Пупышах была доставле- на чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Сюда из сгоревшего храма Святителя Николая на Пупышах была доставлена чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали»

После революции храм не закрывался и в советские годы, один из немногих, продолжал действовать. С 1992 года он является основным храмом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали»

По кремлевским коридорам

Эпизод с погоней стрельцов за лжецарем Иваном Буншей и Жоржем Милославским снимали в кремле Ростова Великого. Ранее кремль был резиденцией митрополита ростовского и ярославского Ионы Сысоевича (1607–1690), сподвижника патриарха Никона. После переноса митрополии в Ярославль в 1786 году ростовский кремль потерял былое значение и начал постепенно ветшать. Прекратились и богослужения в его храмах. Кремлевский комплекс собирались и вовсе разрушить, но благодаря ростовским купцам в XIX веке его отреставрировали, а в 1883 году в Белой палате Кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей.

Ранее кремль был резиденцией митрополита ростовского и ярославского Ионы Сысоевича

Ранее кремль был резиденцией митрополита ростовского и ярославского Ионы Сысоевича

Сейчас комплекс принадлежит Государственному музею-заповеднику «Ростовский кремль». На его территории расположено несколько храмов – Успенский собор, храм святого евангелиста Иоанна Богослова, храм иконы Божией Матери «Одигитрия», храм Спаса Нерукотворного (на Сенях), храм Григория Богослова. Одни из них действующие, в других представлены музейные экспозиции. В фильме мы чаще всего видим надвратную церковь Воскресения Христова. На ее фоне Бунша и Жорж Милославский бегают по крыше и арочным переходам кремля.

В фильме мы чаще всего видим надвратную церковь Воскресения Христова. На ее фоне Бунша и Жорж Милославский бегают по крыше и арочным переходам кремля.

В фильме мы чаще всего видим надвратную церковь Воскресения Христова. На ее фоне Бунша и Жорж Милославский бегают по крыше и арочным переходам кремля.

Сысой и другие

Воскресенская церковь интересна тем, что в ней впервые в России был построен каменный иконостас, покрытый фресками. Стены храма расписаны в 1675 году артелью ярославских и костромских мастеров. С трех сторон храм окружают ажурные галереи – те самые, по которым бегали герои фильма. Утомленные погоней, они взбираются на звонницу, где Бунша запутывается в колоколах.

Бунша запутался в колоколах Воскресенского собора

Бунша запутался в колоколах Воскресенского собора

Звонница была построена на целое столетие позже Успенского собора и первоначально была трехпролетной, но позднее к ней пристроили более высокую башню, в которой поместили самый большой колокол. Сейчас здесь располагаются 15 колоколов, почти все они, за исключением четырех, имеют названия: Сысой, Полиелейный, Лебедь, Красный, Козел, Голодарь, Зазвонный первый, Баран, Зазвонный второй. Голос самого большого колокола, Сысоя, названного в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, был слышен за 20 километров от Ростова.

Лепота!

Это слово произносит царь Иоанн Васильевич, глядя на Москву с балкона дома, где жил Шурик. По фильму выходит, что смотрит он на Новый Арбат, в то время самую современную московскую улицу. Но в другом ракурсе мы замечаем на заднем плане пятиглавый храм, и это сбивает с толку: такого в районе Нового Арбата нет. Да и приметная архитектура самого дома подсказывает, что снимали этот эпизод в другом районе столицы. Новокузнецкая улица – вот где жил Шурик!

На заднем плане храм священномученика Климента

На заднем плане храм священномученика Климента

Храм, который мы видим, это храм во имя священномученика Климента, папы Римского, который был обозначен уже на первой карте Москвы – «Годунове чертеже» 1597 года. Именно здесь, у этого храма, началось освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков Здесь, у Климентовского острожка, произошел тяжелый бой казаков с пехотой гетмана Ходкевича. На этом месте Авраамий Палицын совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога. И здесь же произошел перелом в ходе сражения, решивший судьбу Российского государства.

Храм священномученика Климента был обозначен на первой карте Москвы – «Годунове чертеже» 1597 года

Храм священномученика Климента был обозначен на первой карте Москвы – «Годунове чертеже» 1597 года

До наших дней дошел пятиглавый храм, возведенный в 1770 году на средства предпринимателя Козьмы Матвеевича Матвеева, предположительно по проекту Пьетро-Антонио Трезини. Согласно описи 1770–1771 годов это уникальное творение позднего барокко входило в число пяти наилучших храмов Москвы. В 1929 году его закрыли. Лишь в 2008 году Церкви вернули храм, находившийся практически в аварийном состоянии. Тогда же началась его масштабная реставрация, которая продолжается до сих пор.

Священномученик Климент

Богатый и знатный римлянин, приближенный к императорскому двору, Климент неустанно искал истину. Философские школы, существовавшие в то время в Риме, не удовлетворяли его. Узнав о явлении Сына Божия, он отправился в Иудею, где встретился с апостолом Петром и стал его ревностным последователем.

Святой Климент Римский

Святой Климент Римский

После мученической кончины Петра Климент принял римскую кафедру. Его проповеди обратили в христианство множество людей всех сословий – от рабов до членов императорских фамилий. По доносу язычников император Траян изгнал св. Климента из Рима в Крым, в инкерманские каменоломни, где не было даже воды. В ссылку добровольно отправились и многие его ученики. Там они встретили немало осужденных христиан. Вместе с ними святой Климент вознес к Небу молитву, и Господь указал ему место источника. Это чудо привлекло к святителю новых последователей, в том числе местных язычников. Бывало, за день он крестил до 500 человек. Узнав об этом, император повелел утопить его. Святого Климента с якорем на шее бросили в море. Однако по молитвам его последователей море отступило от берега, явив тело мученика. Впоследствии на протяжении семи лет море каждый год отступало на несколько дней, и любой желающий мог прийти поклониться нетленным мощам святого. При этом совершалось много чудес.

В 800-х годах море перестало отступать от берега, и лишь полвека спустя, в середине IX века, мощи священномученика были обретены святыми Кириллом и Мефодием, которые перенесли часть их в Рим.

Честную главу святителя в 1015 году святой равноапостольный князь Владимир доставил в Киев.

Святой Климент Римский, живший задолго до разделения Церкви, одинаково почитается и православными, и католиками. В России ему посвящены многие храмы.

Борис Пинский