Назад

Гватемала в поисках смысла

В маленькой стране Центральной Америки возник очаг Православия без участия миссионеров. Теперь под омофором Антиохийского Патриарха православные монахини воспитывают более сотни сирот-индейцев.

Храм Животворящей Троицы

Храм Животворящей Троицы

Если бы из вод поднялся град Китеж, полный люда и живности, с церквями и храмами, во всем своем блеске и колокольным звоном возвестил о себе миру, то это было бы столь же удивительно, как и то, что в Гватемале сама собой образовалась православная община.

Она обратилась к руководству Мексиканской митрополии с просьбой принять ее в общение с истинной Церковью. Митрополит Афинагор даже не ведал о существовании нового прихода. Да это и немудрено в такой обширной епархии.

 Народ майя находит веру

Митрополит был поражен. Община, в ведении которой 388 церквей и часовен, состоит из более чем полумиллиона человек. В основном это уроженцы Гватемалы, принадлежащие к древнему народу майя. Важную роль в приведении полумиллиона гватемальцев в лоно Православной Церкви сыграл архимандрит Андрия (Вуйисич), серб по происхождению.

Еще в конце XIX века они основали свою собственную Православную Церковь, естественно, не каноничную, так как не знали, как правильно ее устроить. Это была попытка выжить духовно. Они вели некую «православную» богослужебную жизнь, так как поняли, что только Православие сохраняет истинную веру.

Мексиканская митрополия приняла в общение гватемальцев. Два их лидера были рукоположены во иереи. И началась работа по катехизации сотен тысяч людей.

Рукописная книга Григория Паламы

Рукописная книга Григория Паламы

Удивительно, но индейцы в скором времени могут стать основным этносом в Православной Церкви в обеих Америках. «Лично я был бы этому рад», – заявил недавно Предстоятель Православной Церкви в Америке митрополит Иона.

Матушка Инес

Матушка Инес

Матушка Инес

Как круги по воде расходятся по всей реке от одного брошенного камня, так и православное движение в Гватемале произошло от немногих. Одним из таких лидеров является матушка Инес (в миру Айау Гарсиа).

Дочь одного из самых богатых людей Гватемалы, бывшая католическая монахиня основала православный монастырь.

– В Православии я чувствую себя уверенно, спокойно и как бы… стабильно. Душа моя спокойна, – говорит сестра Инес.

Когда в 20 лет она стала католической монахиней, ей дали прочитать на испанском языке книгу о прп. Серафиме Саровском и его беседу с Мотовиловым. Еще одну книгу – «Лествицу» Иоанна Лествичника, которая была привезена из России, и другую, на греческом – о Божественной литургии Григория Паламы.

– Прочитанное поразило меня до глубины души и открыло мне глаза и сердце для того, чтобы искать и искать. Позже одна из монахинь привезла несколько православных икон, в том числе репродукцию иконы «Святая Троица» Андрея Рублева. Я была очарована и загорелась желанием выяснить, где корни всего этого? И шестнадцать лет спустя я нашла Православие.

Потом она много путешествовала по миру: училась богословию в Сальвадоре, Бельгии, Франции.

– Однажды в Брюсселе моя наставница отвела меня на русскую пасхальную службу. Совершалась она в часовне, устроенной на втором этаже частного дома.

Сестра Инес отправилась в Иерусалим, где наконец соприкоснулась с настоящим Православием. К ней они познакомились на Филиппинах. Вместе они путешествовали по Святой Земле, изучали богослужебные обряды, общались со священниками. Там и прошли таинство миропомазания в Православную Церковь.

Удивительно, но индейцы в скором времени могут стать основным этносом в Православной Церкви в обеих Америках

Удивительно, но индейцы в скором времени могут стать основным этносом в Православной Церкви в обеих Америках

– Мой папа – ученый, очень известный и влиятельный в Гватемале экономист. Он говорил, что истинной веры не существует. Наконец он поехал в Турцию и в Иерусалим – туда, где корни Православия. И когда вернулся, сказал: «Да, истинная вера существует».

– Мама сразу одобрила мое решение. Она интересовалась Россией, много читала о ней. Мама тоже подошла под миропомазание. Позднее Православие принял и мой отец в возрасте 84 лет.

В день святителя Николая в 1995 году Акт об основании Православной Церкви в Гватемале подписали управляющий Антиохийской митрополией Мексики и Центральной Америки архиепископ Антоний, монахини монастыря и 25 прихожан, первыми в их числе были родители сестры Инес.

 Монастырь на вулкане

Особый трепет русских сердец вызывает это необычное зрелище: над мистическими водами озера Аматитлан, что в сорока минутах езды от столицы, возвышается православная церковь Животворящей Троицы. Она будто вписана в строгий вулканический ландшафт, рядом с ней один из самых активно действующих вулканов региона Пакайя.

Более половины территории страны занимают горы. Здесь находятся 33 вулкана, из них три – действующие

Более половины территории страны занимают горы. Здесь находятся 33 вулкана, из них три – действующие

Полюбоваться издалека белоснежным храмом, расположенным на высоте 1200 метров, может любой, а вот добраться до него непросто: большинство дорог перекрыто оползнями.

При монастыре – большое хозяйство. Здесь разводят кроликов, рыбу, сажают знаменитую черную фасоль. В Гватемале – это основная еда. Из черной фасоли гватемальцы могут приготовить более ста блюд.

 Русский стиль у озера Аматитлан

При строительстве монастырского храма община избрала древнерусский церковный стиль.

– Мы искренне любим Россию и Русскую Православную Церковь. Кресты на наших куполах – византийские. Все остальное русское: и архитектура, и иконы, и росписи. Люди, видя русские маковки, сразу понимают, что перед ними православный храм, – говорит матушка Инес.

При строительстве монастырского храма община избрала древнерусский церковный стиль

При строительстве монастырского храма община избрала древнерусский церковный стиль

Сегодня строительство церкви Святой Животворящей Троицы, которую возводили целых 7 лет, завершено. Его расписывали русские художники-реставраторы: Татьяна – из США и Дмитрий – из Завидова.

Татьяна и Дмитрий согласились на предложение сестры Инес и оба оказались за много тысяч километров от дома. Работой были очень довольны. И здесь же среди строительных лесов Дмитрий и Татьяна повенчались.

Внутри храм весьма традиционен: его расписывали в полном соответствии с православной иконографической традицией. При смешивании красок художники использовали местные естественные красители, поэтому, нисколько не кривя душой, они утверждают, что на стенах церкви – сама земля Гватемалы. Освящение храма произошло совсем недавно – в октябре 2008 года.

Приход придерживается русских богослужебных обычаев, следует юлианскому календарю. Монахини носят русские иноческие одежды.

Раз в две недели приезжают священники совершать Литургию – из Мексики, США, Японии. Бывали здесь и русские батюшки: протоиерей Василий Мовчанюк – настоятель храма апостолов Петра и Павла в городе Ярцеве Смоленской области и протоиерей Игорь Кропочев – сотрудник миссионерского отдела Кемеровской епархии.

 Монастырь под охраной

Православный монастырь в Гватемале окружен высоким забором и содержится под присмотром охраны, вооруженной помповыми ружьями и автоматическими пистолетами. По словам местных жителей, охранники – бывшие бандиты.

В свое время гватемальские группировки потребовали от сестры Инес откупа. Это были тревожные дни для монастыря (угрозы сыпались ежечасно), но в итоге те же самые люди остались охранять его.

У Инес очень сильный характер: она может даже бандитов заставить стать защитниками.

Дети Церкви

Приют для сирот, самый старый в стране, основал еще более 150 лет назад предок матушки Инес дон Рафаэль Айау (тогда, конечно, приют был католическим). В 1960-е годы его национализировали. Приют пришел в запустение и в годы гражданской смуты был закрыт властями, а десять лет назад вновь открыт матушкой уже как православный. Дети живут в нем по монастырскому уставу. За двенадцать лет через приют их прошло около тысячи. Они все теперь православные.

Приют для сирот, самый старый в стране, основан более 150 лет назад

Приют для сирот, самый старый в стране, основан более 150 лет назад

– Если мы можем говорить о каких-то рецептах воспитания, – размышляет матушка Инес, – первое – это наша безусловная любовь, которая и приведет их к открытию Божественной любви. Потом мы ежедневно водим детей в церковь, чтобы они участвовали в наших монастырских молитвах, что им очень нравится. Наконец, надо терпеливо ждать. Перевоспитание занимает несколько лет.

Инес надеялась, что кто-то из этих детей будет учиться в России. Поэтому она обратилась к российскому послу с предложением устроить в ее приюте «русский кабинет» (центр русского языка). Сейчас двое выпускников этого приюта учатся в Москве в Университете дружбы народов.

 Радостная работа

При фонде создана библиотека на русском языке, в которой представлены в том числе книги духовного содержания и литература по истории русского Православия.

В приютскую домовую церковь ходят молиться не только воспитанники и сотрудники, но и местные жители – православные иммигранты -арабы. Вместе с монахинями и детьми они празднуют Рождество и Пасху и по мере возможности оказывают приюту помощь.

Матушка Инес сказала однажды:

– Я убеждена, что у Православия большое будущее в нашей стране. Два священника, один еще двадцать лет назад, другой недавно, вышли из Католической Церкви и повели свои общины к Православию. Обе группы намерены проситься в Русскую Церковь.

– Сейчас мы выпустили 5000 книг катехизиса с иконой Святой Троицы на обложке, ведь наш монастырь в честь Святой Троицы. Готовим к печати на испанском языке акафист преподобному Серафиму. У нас очень много работы. И это очень радостная работа.

В блокнот паломнику:

Адрес обители: HOGAR RAFAEL AYAU 16 Calle 3-61, zona 1 01001

Guatemala, Centro América

PHONE:

+ (502)-2232-8916

+ (502)-2232-8917

 Ольга Федоровская