Назад

Город, приплывший на плотах

Его история полна легенд и преданий. Но вот неоспоримый факт: в покоренном Казанском ханстве Свияжск стал первым центром христианства – местом крещения тысяч татар, чувашей, марийцев, мордвы.

В покоренном Казанском ханстве Свияжск стал первым центром хри- стианства – местом крещения тысяч татар, чувашей, марийцев, мордвы

В покоренном Казанском ханстве Свияжск стал первым центром христианства – местом крещения тысяч татар, чувашей, марийцев, мордвы

Хитро сотворен

После трех неудачных походов на Казань Иван Грозный понял, что большая удаленность от тыла не позволяет русским войскам надолго закрепиться у хорошо защищенного города и взять его в осаду. И тогда у двадцатилетнего царя созрел гениальный план: он решает высадить у Казани необычный десант – сотни мужиков с пилами и топорами. Когда план сработал и иностранные дипломаты поведали о нем своим правителям, те отказались верить, посчитав рассказ небылицей.

Иван Грозный

Иван Грозный

…Зимой 1550 года в угличских лесах, во владениях князей Ушатых, с утра до вечера звенят топоры. Десятки мастеровых под руководством дьяка Ивана Выродкова строят город – с мощной крепостной стеной, дозорными башнями, церквями, домами и царскими хоромами.

Вроде бы обычное дело. Одно непонятно, зачем дьяк велит пронумеровывать каждое бревно и строго следит за пустяковым делом. Про то знали лишь самые доверенные люди – хитроумный царский замысел держался в строжайшем секрете. Весной следующего года был отдан приказ разобрать весь город по бревнам и пустить его на плотах вниз по Волге. Караван из плотов и судов, на которых плыли монахи, строители и передовой отряд воинов, растянулся по реке на несколько километров.

Девятьсот верст, тридцать дней пути – и 24 мая (по новому стилю) 1551 года необычная экспедиция, наконец, у цели, в двадцати шести верстах от Казани. Именно здесь, на слиянии рек Щуки и Свияги, царь облюбовал высокий холм, на котором повелел возвести город-крепость.

«Яко в свой дом»

О том, как осуществлялся этот первый в истории градостроительства проект, мы знаем из Лицевого летописного свода ХVI века. Прежде всего был совершен крестный ход вокруг холма, освящена вода в Свияге и лишь потом из привезенных заготовок, как из огромного конструктора, стали собирать дома и крепостные стены.

По своим размерам новая крепость превосходила и псковский, и новгородский, и даже московский Кремль

Они поднялись в рекордно короткие сроки: приплывшие из Углича и Мышкина умельцы «свершили город в четыре недели». При этом новая крепость с восемнадцатью дозорными башнями превосходила по своим размерам и псковский, и новгородский, и даже московский Кремль – протяженность ее стен была два с половиной километра.

Как записано в летописи, подоспевшие к тому времени государево войско и дружины русских князей вошли в крепость, «яко в свой дом». Теперь тылы были рядом. Огромный запас продовольствия и боеприпасов, сосредоточенный в Свияжске, позволял вести длительные боевые действия до победного конца. Город, взявшийся «из ниоткуда», стал и командным пунктом, и единственно возможным плацдармом для захвата Казани.

Пока звучит молитва

Иван Грозный, считавший молитвенную помощь необходимым условием победы, теперь мог регулярно присутствовать на богослужениях в свияжских храмах. Известно, что перед решающим штурмом Казани, который пришелся на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он велел всем воинам исповедаться и причаститься. Сам государь вместе со своим духовником часть ночи перед боем провел в молитвах. И на следующий день, когда битва была в самом разгаре, он приказал не прекращать богослужения в Троицком храме: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим».

Ансамбль Успенского монастыря

Ансамбль Успенского монастыря

Так и случилось. Саперам удалось в тот день повторить уже испытанный прием: сделав тайный подкоп, они заложили под стены города пороховые мины. На этот раз после мощного взрыва сопротивление защитников крепости было окончательно сломлено. Русское войско, в рядах которого сражались и татарские отряды касимовского хана Шигаля, и казаки, и черкесские воины, и даже иностранные наемники, 15 октября 1552 года одержало величайшую победу. Казанское ханство пало. Магометане и язычники, жившие на этих землях, стали переходить под покровительство русского царя и принимать Православие.

Святитель Герман

Уже через три года была образована Казанская епархия, которую возглавил бывший игумен Иосифо-Волоколамского монастыря святитель Гурий. Нуждаясь в помощниках, он зовет в Казань своего духовного брата, архимандрита Германа, и поручает ему основать в Свияжске Успенскую обитель.

Почти девять лет пробыл отец Герман настоятелем этого монастыря. При нем были заложены духовные традиции Успенской обители, написан ее устав. Монастырь стал центром христианской проповеди и просвещения всего Казанского края. В его стенах будущий святитель собрал уникальную коллекцию церковных книг и даже открыл для печатания Священного Писания монастырскую типографию. Интересно, что она появилась здесь раньше, чем знаменитая типография Ивана Федорова в Москве, которую принято считать первой в России.

Святитель Герман Казанский. Память совершается 6 июля, 8 октября, 19 ноября

Святитель Герман Казанский. Память совершается 6 июля, 8 октября, 19 ноября

Рака с мощами святого в Скорбященском монастыре

Рака с мощами святого в Скорбященском храме

После смерти святителя Гурия архимандрит Герман был посвящен во епископа и призван на архиерейскую кафедру. Но возглавлял ее недолго – через два года Иван Грозный вызвал его в столицу, чтобы поставить Московским митрополитом. Владыка Герман согласился, но с условием, что царь отменит опричнину и прекратит жестокие казни. «Ты еще не стал митрополитом, а уже связываешь меня неволею», – возмутился правитель. Масла в огонь добавили ближайшие советники Ивана Грозного, обвинив святителя в подрыве царской власти.

Дальнейшая его судьба была решена во время суда над митрополитом Филиппом, который также выступал против опричнины. «Среди молчания, вдруг Герман, епископ Казанский, поднял голос и смело сказал царю, что он напрасно ищет обвинений на праведника, в котором нельзя найти вины», – читаем мы в житии святого Филиппа.

Соборный суд над митрополитом состоялся 17 ноября 1568 года, а через два дня святитель Герман был жестоко убит. При освидетельствовании мощей святого в 1889 году установили, что голова архиепископа почти полностью отсечена.

Творение Постника Яковлева

Успенский монастырь уникален во многих отношениях. Он, например, первым на Руси был построен не в дереве, а сразу в камне.

Храм в честь Успения Божией Матери был возведен знаменитым зодчим Постником Яковлевым вскоре после завершения строительства Покровского собора на Красной площади. Строгий по архитектуре, с ясными и простыми формами, он практически ничем не напоминает своего величественного московского брата (нарядные кокошники верхнего яруса и парадное крыльцо появились гораздо позже). Но стоит зайти внутрь…

Фрески Успенского собора. Общая площадь этих уникальных росписей составляет более тысячи квадратных метров

Фрески Успенского собора. Общая площадь этих уникальных росписей составляет более тысячи квадратных метров

Великолепные фрески, которые покрывают всю поверхность стен, включая и подкупольное пространство, погружают входящего в иной, горний мир. По колориту и технике исполнения эта роспись существенно отличается и от псковских, и от новгородских, и от московских образцов.

Необычен и выбор сюжетов: «Отдых Бога после творения мира», «Воплощение Бога Слова», «Распятый Христос на груди Бога Саваофа».

Неожиданна и «встреча» с Иваном Грозным, которого можно увидеть на фреске в алтарной части храма в цикле «Шествие праведных в рай». Это единственное прижизненное изображение молодого царя, сохранившееся до наших дней.

Святой с лошадиной головой

Святой Христофор. Фреска.

Святой Христофор. Фреска.

В более позднее время роспись Успенского храма стала предметом спора церковных архиереев. Некоторые из них не приняли неканоничность сюжетов, особенно пугало изображение святого Христофора с конской головой.

Как же объясняется ее присутствие на иконе? В житии святого рассказывается, что он был римским воином-богатырем, пострадавшим за Христову веру в III веке во время правления императора Декия. Вероятно, за свою уродливую внешность он был наречен именем Репрев, что значит «отверженный». Кроме того, этот несчастный не мог говорить. В одном из сражений Репрев попал в плен и стал горячо просить Бога о помощи. Ему явился Ангел, коснулся уст пленника, и тот обрел дар речи. После этого чуда Репрев стал повсюду обличать гонителей христиан.

Прослышав об этом, Декий приказал доставить бесстрашного защитника христиан во дворец. По дороге Репрев стал молиться, и сухой жезл, который он держал в руках, вдруг покрылся цветами. Это было столь удивительно, что все двести воинов, сопровождавшие его, уверовали во Христа. Ко дворцу императора пришли уже не язычники, а христиане, которые в пути были крещены Антиохийским епископом Вавилой. При крещении Репрев получил новое имя – Христофор.

По приказу императора-язычника все двести воинов, уверовавших во Христа, были казнены. А самого Христофора Декий велел подвергнуть жестоким пыткам, которые не причинили мученику никакого вреда. В бессилии он приказал отсечь Христофору голову.

Вероятно, в память об уродливом, почти зверином облике на древних иконах святой изображался либо с лошадиной, либо с песьей головой. В XVIII–ХIХ веках Церковь боролась с такими изображениями. Один из настоятелей Успенского монастыря даже хотел переписать соборные фрески, но Синод запретил это делать, отметив исключительное значение древней росписи.

Святой страстотерпец Никита

Святой страстотерпец Никита

Первые на горизонте

Если добираться в Свияжск по реке, то первыми на горизонте появятся храмы Иоанно-Предтеченской обители. Еще за несколько километров до причала вы увидите округлый силуэт величественного храма во имя иконы «Всех скорбящих радость». Вознесшийся на высоту тридцати двух метров собор с каждой минутой будет все больше приближаться, радуя глаз ярко-красным пасхальным цветом. В начале ХХ века храм и впрямь часто сравнивали с разукрашенным пасхальным яйцом – он напоминал современникам искусные работы фирмы Фаберже, но только в ином масштабе.

Это самая новая постройка в ансамбле Иоанновского монастыря. К сожалению, действующим храмом он пробыл совсем недолго. Лишь накануне Первой мировой войны была закончена внутренняя роспись, а через три года грянула революция.

Троицкий храм – самое древнее деревянное здание в России, имеющее точную дату постройки

Троицкий храм – самое древнее деревянное здание в России, имеющее точную дату постройки

Другой храм, который хорошо виден с причала, – знаменитая и самая древняя Троицкая церковь, единственно уцелевшая со времен основания города. Заложенная 29 мая 1551 года на средства князя Серебряного, она была освящена уже на следующий день – в праздник Святой Троицы. Это был первый православный храм во всем Среднем и Нижнем Поволжье, потому и называли его уважительно собором, несмотря на весьма скромные размеры строения.

Игуменья Каллиста

В страшном пожаре 1795 года сгорели храмы, кельи и хозяйственные постройки Иоанно-Предтеченского монастыря, а иконы все до единой остались целы, в том числе и чудотворный образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», в честь которого спустя сто лет построят величественный храм. Оставшись без крыши над головой, монахини перебрались в упраздненный к тому времени Троицкий монастырь. Отныне и самая древняя церковь острова, и Сергиевский трапезный храм, построенный на личные средства Бориса Годунова, становятся частью ансамбля Иоанно-Предтеченской обители.

Интерьер Троицкого храма

Интерьер Троицкого храма

Старинная дверь

Старинная дверь

В первой половине ХIХ века в монастыре «из-за болезней и не по молодости лет» сменилась целая череда игумений, пока настоятельницей святой обители не стала матушка Каллиста. Двадцать четыре года мудро и справедливо управляла она монастырем, следуя наставлениям преподобного Серафима Саровского. Именно он когда-то предсказал молодой девушке игуменство и даже попросил молиться за него.

Эта история рассказана в подробном житии Преподобного:

«Пришла к нему другой раз одна девица, чтобы попросить от святого старца наставление: как ей спасти свою душу? Но не успела она еще и уста открыть, как о. Серафим начал уже сам говорить ей: – Много-то не смущайся: живи так, как живешь. А в большем Сам Бог тебя научит. Потом, поклонившись ей до земли, сказал: – Только об одном прошу тебя: пожалуйста, во все распоряжения входи сама и суди справедливо. Этим и спасешься. Девушка никогда не думала о монашестве и не могла понять, о каком распоряжении предсказывал ей старец, поклонившись до земли. А он, прозрев эти тайные мысли ее, прибавил: – Когда придет это время, тогда вспомните меня. …Мы уже прощаемся навсегда, а потому прошу не забывать меня в своих святых молитвах».

Спустя некоторое время эта девушка приняла монашеский постриг с именем Каллиста и стала одной из самых известных настоятельниц Иоанно-Предтеченского монастыря.

Монастырские будни

Монастырские будни

Под защитой рабочих и крестьян

Революция в Свияжске случилась раньше, чем прогремел залп «Авроры». В марте 1917 года к управлению обители пришел архимандрит Амвросий, который твердой рукой возродил строгие монашеские порядки. Не всем это пришлось по душе, и часть братии восстала против настоятеля. На него стали регулярно поступать доносы. Каждое высказывание в проповедях и на больших церковных праздниках истолковывалось против него. Особым знаком времени стала попытка одного из монахов убить архимандрита Амвросия.

Через некоторое время большевистские власти арестовали настоятеля, и первый суд над ним состоялся в марте 1918 года. Это было неслыханно: монахи-отступники обвиняли архимандрита в «контрреволюционных действиях». А защитниками на суде выступали свияжские крестьяне, знавшие его как справедливого и заботливого пастыря. Еще более удивительно, что большинством голосов революционный трибунал оправдал отца Амвросия.

Храм Константина и Елены, единственно уцелевший из приходских церквей

Храм Константина и Елены, единственно уцелевший из приходских церквей

Но уже летом того же года возникла новая конфликтная ситуация. На монастырском дворе власти устроили пункт конного племзавода. Громкое ржание жеребцов мешало богослужению, и настоятель заявил земельному комиссару: «Не допущу кощунства у храма, где почивают мощи святителя Германа. Если не уберетесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря».

Это было воспринято как прямая угроза, и архимандрита Амвросия снова арестовали. Но его и на этот раз спас «угнетенный» класс. Рабочие Алафузовского и Порохового заводов пригрозили забастовкой, если власти не освободят глубоко уважаемого во всей округе пастыря. Отца Амвросия отпустили, и он вернулся в родную обитель.

Красный террор

Третий арест стал последним. Красноармейцы, прибывшие в монастырь реквизировать хлебные запасы, без всяких объяснений увезли архимандрита Амвросия в поле и расстреляли близ железнодорожной станции.

Монастырский городок Свияжск – кандидат на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Расправа над ним стала началом страшных репрессий на святой свияжской земле. Страдало не только духовенство – революция пожирала своих собственных «детей». В 1918 году в Казани вспыхнул белочешский мятеж, который долго не удавалось подавить. В Свияжск, где были расквартированы красноармейские части, приехал Л. Троцкий. Взбешенный очередным провалом на театре военных действий, он выстроил в монастырском дворе весь личный состав и в качестве воспитательной меры приказал расстреливать каждого десятого.

Еще одной страшной вехой стал 1923 год, когда были вскрыты мощи святителя Германа, перенесенные из Москвы в Свияжск еще в конце XVI века. Власти делали это в целях «антирелигиозной пропаганды», но получили обратный эффект. В тот день среди ясного неба разыгралась такая буря, что безбожники в страхе разбежались.

В последующие годы монастырский городок превратился в настоящий сталинский ГУЛАГ. Сначала здесь находилась исправительно-трудовая колония, затем почти двадцать лет размещалась тюрьма НКВД и, наконец, психиатрическая лечебница, где содержались не только больные, но и неугодные советскому режиму люди.

Время собирать камни

В 1997 году монастырский комплекс был передан Церкви, и сразу же начались масштабные восстановительные работы. В настоящее время отреставрирована большая часть храмов. В церкви Германа Казанского и Скорбященском соборе регулярно совершаются богослужения.

Крестный ход в Свияжске

Крестный ход в Свияжске

Город с "большой землей" соединяет только насыпная дамба

Город с «большой землей» соединяет только насыпная дамба

В монастырских храмах можно поклониться иконам Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Тихвинская», образу Иоанна Предтечи, приложиться к святым мощам Германа Казанского. В Никольской церкви под колокольней сохранилась аскетичная келья святителя.

Полезная информация:

На острове есть паломнический центр, гостиницы, музеи, конный двор.

Адрес: Россия, Республика Татарстан, Зеленодольский район, остров Свияжск

E-mail: sviyajsk2014@yandex.ru

Тел.: +7 (84371) 3-89-50 – приемная настоятеля монастыря

+7 (917) 279-60-92, 7 (843 71) 3-89-35 – паломническая служба

+7 (917) 919-0395 – Дом паломника

Добраться до острова можно:

на водном транспорте – отправление из Казани с речного вокзала с 6:00 до 22:00, время в пути 2 часа, билеты продаются за час до отплытия;

на автомобиле – проехать мост через Волгу по федеральной трассе М7 в сторону Москвы, проехать поворот на горнолыжный курорт, переехать мост через реку Свияга, через 300 метров проехать строящийся этнографический комплекс с деревянной мельницей, повернуть на Свияжск по указателю возле села Исакова, проехать еще примерно два километра и по указателю свернуть на Свияжск.

Расстояние от Казани до Свияжска 30 км.

Людмила Дианова