Назад

Город Рождества

Вифлеем – это город великой тайны вочеловечения Бога. Посетить его хотя бы раз в жизни стремятся все христиане планеты.

Вифлеем – это город великой тайны вочеловечения Бога.

Вифлеем – это город великой тайны вочеловечения Бога.

В ночной тиши пещеры

Вид на этот город, расположенный в восьми километрах от Иерусалима, очень красив: среди плодородных полей, в окружении холмов он действительно представляет собой одну из живописнейших местностей Палестины, настоящий оазис среди пустыни. Игумен Даниил, один из первых русских паломников, посетивший Святую Землю в XII веке, оставил такое описание: «Земля около Вифлеема красиво расположена среди гор, бесчисленное множество плодовых деревьев и овощей растет по склонам: маслины, смоквы, рожковые деревья. И виноградников много около Вифлеема, а по долинам – плодородные поля». Окрестности этого городка очень привлекательны и сегодня, на них лежит отпечаток какой-то неизъяснимой радости, а в душе пробуждаются воспоминания о величайшем событии, озарившем человечество новым светом.

Среди разбросанного сена и соломы, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, пришел в мир Богочеловек, Спаситель мира

Среди разбросанного сена и соломы, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, пришел в мир Богочеловек, Спаситель мира

Дева Мария и Иосиф пришли из родного Назарета в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи населения. Согласно указу императора, каждый житель Римской империи для этого должен был приехать в город своих предков. Они не смогли найти место в гостинице и остановились за городом в вертепе (пещере), куда пастухи загоняли скот в плохую погоду. Здесь, среди разбросанного сена и соломы, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, пришел в мир Богочеловек, Спаситель мира. В ночной тишине, в убогой пещере Дева Мария без посторонней помощи родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли. Как и было предсказано пророками, рождение Богомладенца не нарушило чистоты Богородицы, то есть она осталась Девой. Потому христиане и стали называть Святую Божию Матерь Пречистой Девой или Приснодевой (присно – всегда).

Базилика Рождества Христова в Вифлееме

Базилика Рождества Христова в Вифлееме

Первые гости

В полуночное время Вифлеем и его окрестности были погружены в глубокий сон. Только в этой скромной пещере было оживление: Богоматерь и праведный Иосиф хлопотали около Новорожденного. Первыми гостями Божественного Младенца стали не цари и вельможи, а простые пастухи, которые пасли свои стада на поле неподалеку от вертепа. Среди этой божественной ночной тишины им вдруг явился блистающий лучезарным светом Ангел Господень и возвестил, что рядом в пещере родился Спаситель мира. Обрадованные этой вестью, пастухи поспешили к заветной пещере, где и нашли лежащего в яслях Младенца-Господа и благоговейно поклонились Ему.

С дарами к Богомладенцу пришли волхвы с Востока. Это были мудрецы и ученые, которые обладали огромными знаниями и пользовались большим уважением

С дарами к Богомладенцу пришли волхвы с Востока. Это были мудрецы и ученые, которые обладали огромными знаниями и пользовались большим уважением

В это же время с дарами к Богомладенцу пришли волхвы с Востока. Это были мудрецы и ученые, которые обладали огромными знаниями и пользовались большим уважением. Волхвы давно ждали, что на землю должен прийти Мессия, а воссиявшая на небе в далеких восточных пределах чудесная Вифлеемская звезда указала им путь к пещере. Проделав многодневное и небезопасное путешествие, волхвы поднесли Младенцу Христу свои дары – золото, ладан и смирну. В этих дарах восточных мудрецов символически выразились три ипостаси, соединенные во Христе. Золото они принесли как дань царскому достоинству; ладан, используемый в богослужениях, означал признание Его Божества. Смирна, которой помазывали умерших при погребении, указывала на человеческую сущность Спасителя и грядущую жертву искупления Христа – этим благовонным составом были помазаны Его ноги перед Распятием, а после смерти на Кресте умащено Его тело.

Алтарь храма Рождества

Алтарь храма Рождества

Входить только с поклоном

Над пещерой, в которой родился Иисус Христос, возвышается православный храм Рождества Христова – один из самых древних храмов Святой Земли. Первоначально он был построен императором Константином Великим и его матерью св. равноапостольной царицей Еленой в 327–333 годах. Конечно, время и события наложили свой отпечаток, в VI веке храм был значительно реставрирован императором Юстинианом, а в последующие века подвергался исправлениям и изменениям, но они были несущественными.

Лик Христа на одной из мраморных колонн по временам открывает и закрывает очи, иногда из них истекают слезы, от образа исходит сияние и благоухание

Лик Христа на одной из мраморных колонн по временам открывает и закрывает очи, иногда из них истекают слезы, от образа исходит сияние и благоухание

Храм Рождества Христова расположен перед большой, вымощенной камнем площадью. Когда-то в него можно было попасть через широкие входные врата, но позже они были заложены, и сейчас вход довольно низкий, так что входящему приходится нагибаться. По этой причине врата храма стали называться «Вратами смирения».

Фрагмент чудотворной колонны храма Рождества Христова в Вифлееме

Фрагмент чудотворной колонны храма Рождества Христова в Вифлееме

Внутренность храма поражает своей величественной простотой. Здесь со времен императора Юстиниана возвышаются 44 колонны из розового песчаника, которые так хорошо отполированы, что кажутся сделанными из мрамора. На полу сохранились фрагменты мозаик времен Константина Великого. В храме Рождества Христова особо почитается святой образ Спасителя на одной из колонн. В октябре 1996 года, в день апостола Фомы, начались чудотворения: лик на иконе открывает и закрывает очи, по временам из них истекают слезы, от образа исходят сияние и благоухание. Господь словно являет человечеству, как неверующему Фоме, явные доказательства Своего бытия.

Пресвятая Богородица Вефлиемская

Пресвятая Богородица Вефлиемская

Сокровище под алтарем

Главная святыня храма – пещера Рождества, святой вертеп, существует со времен св. Елены и находится под главным алтарем. Туда ведут две лестницы, устроенные по бокам алтаря, а сама пещера имеет 12 м в длину и 4 м в ширину, там могут поместиться за богослужением не более 70 человек. Прямо напротив входа – место Рождества Иисуса Христа, которое обозначено серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду, и украшено надписью «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос» (на латинском языке). Если приложить к этой звезде любой предмет, то он чудесным образом освящается – таким свойством обладает еще только Гроб Господень. Ниша освещается 15 спускающимися со свода серебряными лампадами. Над ней устроен престол, на котором совершают богослужения. Слева – придел яслей, куда ведут три ступени. По преданию, здесь находились ясли, в которые был положен родившийся Богомладенец. Они представляют собой углубление, высеченное в природном камне и обложенное белым мрамором.

В ноябре 2012 года паломничество в Вифлеем совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

В ноябре 2012 года паломничество в Вифлеем совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

К вертепу прилегает подземная галерея с другими пещерами: пещера Иосифа, где он получил от Ангела повеление бежать со Святым Семейством в Египет, пещера, где погребены невинно убиенные Иродом вифлеемские младенцы, келья и гробница блаженного Иеронима и другие.

Подземные гроты храма

Подземные гроты храма

В окрестностях Вифлеема, возле селения Бейт Сахур, расположено поле пастушков, на котором в рождественскую ночь Ангелы возвестили пастухам о рождении Богомладенца Иисуса. На этом месте в IV веке святая царица Елена построила храм, в настоящее время он большей частью разрушен, но действует подземная православная греческая церковь. Сейчас это поле окружено стеной, на нем растут масличные деревья, которым, как считается, уже более 2000 лет. Все в этих святых местах овеяно духом великого события – рождения Спасителя мира Иисуса Христа.

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова

Елена Прокофьева

Совершить паломничество в Вифлеем