Назад

Есть ли православие в Иране?

Первый русский священник появился в этой стране четыреста лет назад. Здесь работали и жили многие наши соотечественники, после революции нашли приют русские эмигранты. Вдали от Родины они особенно нуждались в духовном окормлении.

Иран – страна исламская, все женщины, включая православных, обязаны носить платок и плащ, несмотря на сильную жару

Иран – страна исламская, все женщины, включая православных, обязаны носить
платок и плащ, несмотря на сильную жару

Первые

Со второй половины XVI века, когда вследствие победоносных войн царя Иоанна Грозного граница Руси приблизилась к Ирану, между двумя странами стали активно развиваться торговые, а затем и дипломатические отношения. Первое официальное русское посольство было направлено в Тегеран в 1588 году, а через десять лет при третьем посольстве, которое возглавлял князь Василий Тюфякин, уже состоял постоянный священник – иеромонах Никифор.

Трагически сложилась судьба этого посольства: моровое поветрие унесло жизни большей части сотрудников и самого посла. Тогда дипломатическую миссию возглавил отец Никифор. Примечательно, что шах Ирана проявил к нему такое уважение, что во время переговоров усадил православного священника выше других послов, на самое почетное место.

Урмийская миссия В 1898 году в Иране была создана Миссия Русской Православной Церкви для ассирийских христиан с центром в городе Урмия. Произошло это после присоединения Ассирийской Церкви Востока к Русской Православной Церкви. Для содействия Урмийской Миссии в 1904 году в Петербурге было основано Кирилло-Сергиевское братство. Тогда же был рукоположен в епископа архимандрит Илия (Абрагамов). Через год Миссия имела двух епископов и более 60 священников и диаконов, располагала 40 храмами и 60 школами с 2000 учащихся. При Миссии даже действовал пансион на пятьдесят человек. С началом Первой мировой войны часть Миссии была эвакуирована в Российское Закавказье. После революции Русская Церковь не могла уже поддерживать Урмийскую Миссию. Ее последним начальником был епископ Верненский и Семиреченский Пимен (Белоликов) – будущий новомученик Российский, пострадавший от большевиков в г. Верном. Его память совершается 3/16 сентября. В 1921 году епископ Илия вступил в общение, а затем и присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей. Годом позже Архиерейский Синод РПЦЗ назначил начальником Урмийской Духовной Миссии архимандрита Виталия (Сергиева), который формально оставался в этой должности до своей кончины в 1946 году

Урмийская миссия. В 1898 году в Иране была создана Миссия Русской Православной Церкви для ассирийских христиан с центром в городе Урмия. Произошло это после присоединения Ассирийской Церкви Востока к Русской Православной Церкви. Для содействия Урмийской Миссии в 1904 году в Петербурге было основано Кирилло-Сергиевское братство. Тогда же был рукоположен в епископа архимандрит Илия (Абрагамов). Через год Миссия имела двух епископов и более 60 священников и диаконов, располагала 40 храмами и 60 школами с 2000 учащихся. При Миссии даже действовал пансион на пятьдесят человек.
С началом Первой мировой войны часть Миссии была эвакуирована в Российское Закавказье. После революции Русская Церковь не могла уже поддерживать Урмийскую Миссию. Ее последним начальником был епископ Верненский и Семиреченский Пимен (Белоликов) – будущий новомученик Российский, пострадавший от большевиков в г. Верном. Его память совершается 3/16 сентября.
В 1921 году епископ Илия вступил в общение, а затем и присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей. Годом позже Архиерейский Синод РПЦЗ назначил начальником Урмийской Духовной Миссии архимандрита Виталия (Сергиева), который формально оставался в этой должности до своей кончины в 1946 году

Идею об учреждении в Тегеране русского православного храма впервые высказал Петр Первый. Но церкви открылись уже после смерти императора: с 1735 года вплоть до начала Русско-иранской войны 1804–1813 годов в русских консульствах в Исфахане и Реште действовали православные домовые храмы.

Во второй половине ХIX века значительное расширение торговых связей между Ираном и Россией привело к увеличению русской колонии в Тегеране. По личному указу Александра II в Российскую Императорскую Миссию был назначен постоянный священник.

Никольский храм в Тегеране

В 1895 году в Тегеране, на территории Российской Императорской Миссии, был освящен храм во имя Святителя Николая Мирликийского. Но просуществовал он недолго – в 1921 году в результате переговоров советского правительства с персидским послом Мошевероль-Мемелеком был подписан договор, по которому в Персии были закрыты все религиозные миссии, а земли, постройки и все церковное имущество безвозмездно передавалось в вечное владение персидскому народу.

Настоятель Никольского храма в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев)

Настоятель Никольского храма в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев)

Первый советский посланник в Тегеране Ф.А. Ротштейн начал свою деятельность с разорения Никольского посольского храма. Все святыни были выброшены на улицу. Это вызвало возмущение церковной общественности, верующие устроили митинг на площади Бахаристан перед меджлисом. Они простояли там трое суток и добились своего – власти разрешили открыть в Тегеране русский православный храм. Его устроили на первом этаже арендованного частного дома на улице Аромане. Архимандрит Виталий (Сергиев) стал его настоятелем. Отсутствие связи с Родиной привело к тому, что в 1920-х годах Никольский приход оказался в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

Мемориальная табличка

Мемориальная табличка

Никольский храм

Никольский храм

От войны до наших дней

Небольшой домовый храм не мог вместить всех желающих помолиться. В феврале 1941 года на северной окраине Тегерана был приобретен участок под строительство нового храма. Средства собирали всем миром. Проект выполнил русский архитектор Н.Л. Марков. Но тут началась Великая Отечественная война, постройку пришлось отложить.

Торжественная закладка нового церковного здания состоялась лишь в августе 1944-го. А в марте следующего года уже были водружены кресты на купола, в следующем месяце храм освятили. Летом 1961 года при храме открылась церковно-приходская школа, в ней обучались более семидесяти детей. Вскоре на храмовой территории было построено новое здание школы и библиотеки. В те же 1960-е благодаря трудам настоятеля архимандрита Викторина (Любях) при храме был создан русский дом престарелых в Тегеране. Старики содержались за счет Церкви и на пожертвования благотворителей. В 1970-х храм Святителя Николая получил от Архиерейского Синода РПЦЗ статус собора.

В Никольский храм в Тегеране приезжают помолиться паломники из России

В Никольский храм в Тегеране приезжают помолиться паломники из России

После исламской революции 1979 года многие иностранцы, в том числе и русские граждане, покинули Иран. Священников сюда больше не направляли, и постепенно Никольский собор пришел в запустение. До 1995 года приход формально находился под юрисдикцией Зарубежной Церкви, но около 20 лет не имел пастырского окормления. В феврале 1995-го храм был принят в юрисдикцию Московского Патриархата и получил, наконец, настоятеля – архимандрита Александра (Заркешева).

Сейчас Никольский приход в Тегеране состоит из потомков русских эмигрантов, которые постоянно проживают в стране и имеют иранское гражданство, а также сотрудников Посольства РФ, торгпредства, российских организаций, находящихся в Иране, и членов их семей – всего около 250 человек. Посещают храм и православные из посольств Белоруссии, Болгарии, Грузии, Греции, Кипра, Румынии, Украины. Иногда сюда приходят даже мусульманки, чтобы попросить у Пресвятой Девы Марии (Хазрате-Мариам) чего-то очень важного.

В 1998 году храм приобрел законченный вид, купола были покрыты материалом «под золото», как первоначально задумывал архитектор. Московские художники провели реставрационные работы по восстановлению иконостаса. Пять старых икон было отреставрировано, а икона Святителя Николая написана заново. В следующем году художники Александр и Екатерина Ивановы расписали внутренние своды храма в лучших традициях древнерусской живописи.

Отстояли христианские кладбища

В конце 1996 года власти Тегерана утвердили новый план благоустройства и реконструкции города, по которому христианские кладбища в районе Дулаб должны были снести, разбив на их месте парк. По инициативе настоятеля Николаевского собора и тегеранского архиепископа Армянской Григорианской Церкви посольства Российской Федерации, Армении, Грузии, Польши, Италии и Франции направили в МИД Ирана дипломатические ноты с разъяснением недопустимости сноса кладбищ. В результате территория христианских кладбищ в районе Дулаб была внесена в реестр памятников старины и в настоящее время охраняется государством.

Троицкий храм на кладбище в Тегеране

Троицкий храм на кладбище в Тегеране

Русское кладбище в Тегеране

Русское кладбище в Тегеране

Где еще православному помолиться в Иране?

На побережье Каспийского моря в портовом городе Энзели в 2008 году был освящен Свято-Николаевский храм. В настоящее время его приход состоит из пятнадцати человек – потомков русских эмигрантов начала прошлого века.

Российские специалисты, строящие АЭС на южном побережье Персидского залива, в своем поселке в городе Бушере обустроили в специальном помещении православную часовню Казанской иконы Божией Матери.

Пока в Иране есть православные храмы, будет возноситься молитва о тех, кто волею судеб закончил свой путь в этой стране

Пока в Иране есть православные храмы, будет возноситься молитва о тех, кто волею судеб закончил свой путь в этой стране

В блокнот паломнику:

Приход Свт. Николая Чудотворца

Shahid Mofateh 129, Teheran, Iran

Тел.: +982 18 830 1067

Факс: +982 18 830 1057

Сайт: http://www.rus-church.ae/parishin-iran/

E-mail: rus-church-iran@mail.ru

Настоятель: архимандрит Александр (Заркешев)

Елена Прокофьева, Галина Дигтяренко

фото Федора Дядичева