Назад

«Зигзаг удачи» и зигзаги судьбы

Храмы часто появлялись в кадрах советских фильмов. А порой имели прямое отношение и к самому кинопроизводству. Так, две знаменитые церкви в Москве непосредственно связаны с созданием любимых всеми мультфильмов.

Храмы часто появлялись в кадрах советских фильмов. А порой имели прямое отношение и к самому кинопроизводству.

Храмы часто появлялись в кадрах советских фильмов. А порой имели прямое отношение и к самому кинопроизводству.

Роковая сберкасса

Именно в двух этих храмах разместилась созданная в 1936 году знаменитая киностудия «Союзмультфильм». Судьбы этих храмов очень драматичны и, несмотря на схожесть, различны.

В сберкассе неподалеку от храма «фотограф» Евгений Леонов купил злополучную облигацию

В сберкассе неподалеку от храма «фотограф» Евгений Леонов купил злополучную облигацию

В канун Нового года герой фильма Эльдара Рязанова и Федора Хитрука «Зигзаг удачи» фотограф Орешников (актер Евгений Леонов), мечтая о фотоаппарате, берет деньги из кассы взаимопомощи и приобретает на них облигацию. Облигация потом выигрывает крупную сумму денег, и это становится источником множества недоразумений.

Церковь, которую мы видим на экране, стоит совсем рядом с Арбатом

Церковь, которую мы видим на экране, стоит совсем рядом с Арбатом

Почему мы сегодня вспомнили эту старую комедию? Потому что здание сберкассы, где Орешников покупает облигацию, находится неподалеку от храма, и этот храм несколько раз появляется в фильме. И хотя его действие разворачивается в неназванном провинциальном городе, съемки проходили в самом центре Москвы. А церковь, которую мы видим на экране, стоит совсем рядом с Арбатом. Она и дала название Спасопесковскому переулку.

Храм Спаса на Песках

Уже в XVII веке здесь, в одной из стрелецких слобод, существовали кладбище и деревянная церковь. А вскоре зажиточные стрельцы построили на ее месте пятиглавый бесстолпный каменный храм с тремя апсидами, большой трапезной и колокольней. На долю храма выпало немало испытаний. Он пострадал в пожарах 1752 и 1812 годов – в последнем обгорела кровля, были осквернены и сломаны святые престолы, расхищена богослужебная утварь. И каждый раз его отстраивали заново.

О том, как выглядел храм Спаса Преображения Господня на Песках в конце XIX века, мы можем судить по знаменитой картине В. Поленова «Московский дворик»

О том, как выглядел храм Спаса Преображения Господня на Песках в конце XIX века, мы можем судить по знаменитой картине В. Поленова «Московский дворик»

О том, как выглядел храм Спаса Преображения Господня на Песках в конце XIX века, мы можем судить по знаменитой картине В. Поленова «Московский дворик». Художник в то время жил неподалеку. Вот как он описывает историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

После октябрьского переворота 1917 года наступили времена гонения на церковь. В апреле 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из церкви были изъяты все драгоценные предметы – сосуды, ризы, кресты…

Последний настоятель-новомученик

Были арестованы сменявшие друг друга настоятели – отец Сергий Успенский и отец Владимир Богданов. С 1925-го в храме служил приехавший из Ялты отец Сергий Щукин, близкий друг А.П. Чехова.

Последний настоятель отец Сергий (Успенский) был расстрелян на Бутовском полигоне

Последний настоятель отец Сергий (Успенский) был расстрелян на Бутовском полигоне

Московские прихожане полюбили известного священника и проповедника. Когда в начале 30-х годов он погиб, с ним прощалась вся православная Москва: во время похорон Арбат был запружен народом.

Последним настоятелем храма был отец Сергий Успенский (младший) Вскоре после закрытия церкви он был арестован, а в 1937 году расстрелян на Бутовском полигоне. Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Успенский (младший) прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Храм Спаса на Песках был опустошен, многие его святыни расхищены или разрушены. В 60-е годы XX века фасад церкви отреставрировали, но в ее перестроенных и разгороженных помещениях продолжали располагаться различные организации.

В былом великолепии

Почти сорок лет, с 1956 года, здесь работало кукольное объединение «Союзмультфильма». И только в 1991 году решением московского правительства храм был возвращен Патриархии. В его восстановлении принимали участие как простые москвичи – своими пожертвованиями, так и самые разные организации. Федеральная служба безопасности при посредничестве Государственной Третьяковской галереи передала храму около ста икон, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко – десять колоколов из взорванного Страстного монастыря.

Десять лет над росписью трудились иконописцы, резчики и позолотчики. И теперь храм вновь предстает перед нами во всем своем великолепии. А вот сфотографировать его в том же ракурсе, в котором он был снят в фильме «Зигзаг удачи», не удастся. За полвека, прошедшие со времени съемок, деревья в сквере перед храмом выросли и заслонили его от взоров прохожих.

Храм Николая Чудотворца в Новой Слободе

«Союзмультфильм» – крупнейшая в СССР студия анимационного кино. Здесь работали режиссеры, прославившие советскую анимацию во всем мире, в том числе и Ф.С. Хитрук, один из постановщиков фильма «Зигзаг удачи». И не вина кинематографистов, что волею властей под студию пришлось приспосабливать церковное здание. Это, кстати, создало немало неудобств и им самим: помещение во многом напоминает запутанный лабиринт со множеством лесенок, коридорчиков и тупичков.

Храм Николая Чудотворца в Новой Слободе

Храм Николая Чудотворца в Новой Слободе

Если, проезжая по Долгоруковской улице мимо «Союзмультфильма», заглянуть за его желтый фасад, взору откроются красивая красная кирпичная колокольня и примыкающее к ней церковное здание. Вернее, его часть. Потому что место второй части занимает пятиэтажный прямоугольник студии.

Иконостас церкви Николая Чудотворца

Иконостас церкви Николая Чудотворца

Первое упоминание о деревянной церкви «Николы под вязками» относится к 1625 году. Новая слобода в то время располагалась за чертой Москвы – на дороге, ведущей в Дмитров. В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича на месте деревянного был выстроен каменный храм, а спустя полвека – колокольня. Не та, которую мы видим сегодня, – ее возвели позже. В храме был устроен высокий четырехъярусный иконостас, а главный престол освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери.

Запечатлен Суриковым

В лучшие годы храм мог вмещать до четырех тысяч молящихся. Интересно, что эта церковь, так же как и храм Спаса Преображения на Песках, была запечатлена живописцем. Ее фрагмент мы можем увидеть на картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова».

В. Суриков "Боярыня Морозова"

В. Суриков «Боярыня Морозова»

Времена изменились. К власти пришли большевики и первым делом из храма изъяли свыше 17 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Но богослужения продолжались. В 1929 году храм пытались закрыть, о чем отрапортовал журнал «Деревенский безбожник»: «В Москве, по Каляевской улице, закрывается церковь Николы». Годом позже ее хотели и вовсе снести, но она устояла. Перед войной Никольский храм все же был закрыт и приспособлен для конторских нужд строительного треста. Тогда же в нем был устроен Центральный антирелигиозный музей, позднее переименованный в Центральный музей истории религии и атеизма. И, наконец, в 1944 году помещение музея передается Комитету кинематографии для киностудии «Союзмультфильм», которая и располагается здесь с 1946 года.

Повороты истории

Задумываясь о судьбе этого и многих других храмов, поневоле задаешься вопросом: что здесь совершалось по воле людей, что – по случаю, а что – по Промыслу Божию.

Новый храм Николая Чудотворца в Новой Слободе

Новый храм Николая Чудотворца в Новой Слободе

В результате роковых исторических поворотов храм Николая Чудотворца в Новой Слободе все же уцелел и не был разрушен. Но он пока не может быть и восстановлен: в начале 2000-х годов оба здания – и церковное, и «студийное», признаны имеющими культурную ценность, и теперь они существуют вместе, как сиамские близнецы.

В 1993 году зарегистрировали общину храма Святителя Николая Чудотворца, но помещения у нее не было и по праздникам приходилось вести молебны у стен оскверненной церкви. К счастью, двухэтажный дом причта по соседству не был снесен, и в конце 2007 года его передали общине. Таким образом, храм возродился в собственном, хотя и не очень приспособленном для этого здании.

Если, проезжая по Долгоруковской улице мимо «Союзмультфильма», заглянуть за его желтый фасад, взору откроются красивая красная кирпичная колокольня и примыкающее к ней церковное здание

Если, проезжая по Долгоруковской улице мимо «Союзмультфильма», заглянуть за его желтый фасад, взору откроются красивая красная кирпичная колокольня и примыкающее к ней церковное здание

С 1937 по 1947 год в храме, превращенном в музей, хранились мощи святителя Иоасафа Белгородского, перенесенные сюда из Страстного монастыря, предназначенного под снос. А в 2011 году указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм Святителя Николая в Новой Слободе передается на попечение и возобновление в нем богослужений Синодальному Миссионерскому отделу РПЦ, а его настоятелем назначается высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский. Вот такие зигзаги судьбы.

Борис Пинский