Назад

Изыди!

Проходя мимо Надвратного храма Иоанна Предтечи Троице-Сергиевой Лавры, люди крестились, ужасаясь истошному крику женщины, доносившемуся оттуда. Кто-то боялся войти, но многие, побеждая страх, входили в церковь, где архимандрит Герман (Чесноков) совершал «отчитку» — читал особые молитвы над бесноватыми и одержимыми людьми.

Архимандрит Герман на «отчитке»

Архимандрит Герман на «отчитке»

Тест на беснование

Определить бесноватого человека не так уж легко. Этим не занимался Ломоносов, не увлекался Лобачевский, поэтому никакой формулы на выявление беснования в принципе не существует. Но все же есть одно «но»! Некоторые люди после того, как посетили храм или прикоснулись к святыням, начинают плохо себя чувствовать, у них возникают головокружение, упадок сил, сильная неприязнь к окружающим. В конце концов человек «выходит из себя», начинает истошно кричать, теряет над собой контроль и в крайних случаях — бьется в конвульсиях. Тогда нужно всерьез задуматься о лечении и не всегда в психиатрической больнице.

В наши дни официальная медицина не различает душевных и духовных болезней, как это принято в Церкви, и поэтому многих бесноватых людей лечат гипнозом, химическими препаратами, а в последнее время еще и оккультными методами. Психотерапевт В. К. Невярович говорит, что ученые пытаются опровергнуть существование одержимости и беснования, объясняя это проявлениями истерии. Подобного взгляда придерживался В. М. Бехтерев — крупный русский ученый, психиатр и невролог.

Однако в психиатрических лечебницах России до 1917 года существовал необычный тест. Пациенту, которого медицина признавала психически невменяемым, приносили несколько стаканов воды. Все стаканы были со святой водой, кроме одного. Каково же было удивление врачей, когда больной после многократного повторения опыта всегда выбирал единственный стакан с несвятой водой. Эта закономерность была хорошо известна в Церкви с древних времен.

Откуда бес в человеке?

Демоны и беснование — тема не новая, но, как ни странно, мало изученная. Пушкин и Достоевский своими «бесами» навсегда увековечили образы злых духов в литературе. А Церковь своим экзорцизмом — изгнанием бесов — дала психологии разгадку труднообъяснимого поведения человека. Но сколько людей, столько и мнений. Одни считают, что это психическое заболевание, другие — что нервный срыв, третьи придерживаются мнения, что это явление потустороннего мира.

Исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской (фрагменты иконы)

Исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской (фрагменты иконы)

По учению Церкви, человек становится жилищем бесов по многим причинам. Во-первых, это неверие как отрицание духовного мира и злых духов, а также обратное — желание самого человека найти прямой контакт с потусторонним миром через гадание и оккультизм. И здесь уже все идет по сценарию русской пословицы: как аукнется, так и откликнется! Зови духа злобы, и он не заставит себя ждать! Во-вторых, это смертные грехи: гордыня, тщеславие, уныние, печаль, гнев, сребролюбие, блуд, чревоугодие. Гордыня как мать всех пороков и разнузданность более всего «провоцируют» долготерпение Божие. Ап. Павел пишет, что человека за беззакония лучше «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух [его] был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор.5:1- 5). Целью такого «попущения» Богом беснования является нравственное исправление человека.

Профессор Московской духовной академии А.И. Осипов пишет, что «по мысли Отцов Церкви беснование попускается Богом тем людям, для которых этот путь оказывается наилучшим в приобретении смирения и спасения…».

Голоса и сатанисты

Итак, беснование — это прежде всего наказание за грех и нарушение заповедей Бога. Подверженность действию злых духов определить нелегко. Но если вы начинаете слышать внутренние голоса, такие как: я твой друг, я помогу тебе, я люблю тебя, я передам тебе особые знания, то не мешало бы все же обратиться к врачу, а заодно и к священнику. Жизнь сама покажет, кто вам больше поможет!

В XIV веке для колдунов, ведьм и еретиков как проводников дьявольской силы разжигались «священные» костры инквизиции

В XIV веке для колдунов, ведьм и еретиков
как проводников дьявольской силы разжигались «священные» костры инквизиции

Как-то утром в Богоявленский собор Томска пришел молодой человек. Было видно, что ему тяжело. Он с трудом мог стоять на ногах: в его теле периодически возникала нестерпимая боль. Священнику молодой человек признался, что состоял в секте сатанистов, вызывал дьявола, мочился на иконы и участвовал в других кощунственных ритуалах. После этого нетрудно догадаться, что первые претенденты на подозрение в одержимости — это сатанисты, оккультисты и кощунники.

Однако если в храме впередистоящая старушка упала в обморок, это еще не значит, что она бесноватая. Пожалуйста, без религиозного фанатизма! Просто человеку стало плохо. Как говорится, годы уже не те, да и служба в храме долгая!

Игла для подсчета духов

В Средние века иезуитские монахи увлекались выяснением того, сколько ангелов может поместиться на кончике одной иголки. Увлечение успехом не увенчалось, впрочем, как и выяснение, сколько злых духов может поместиться в одном человеке, так как взвесить бесов и прочих бестелесных существ невозможно, так же как выяснить, сколько миллиграммов в электричестве.

Храм Святого Иоанна Предтечи Троице-Сергиевой Лавры

Храм Святого Иоанна Предтечи Троице-Сергиевой Лавры

Некоторая статистика все же существует в Евангелии. История экзорцизма начинается с Христа. Он во время Своего служения исцелял одержимых. Известно, что из Марии Магдалины Христос изгнал семь бесов, а из гадаринского бесноватого — целый легион. Легион, по римским меркам, это десять тысяч. Даже если эта цифра — символическая, то и с сотней бесов в душе ходить не так уж весело.

Особое внимание экзорцизму уделяли католики. В XIV веке для колдунов, ведьм и еретиков как проводников дьявольской силы разжигались «священные» костры инквизиции. Бесов католики уничтожали вместе с людьми, а трактат «Молот ведьм» — пособие по истреблению слуг зла, а зачастую и невинных людей, стал самым мрачным бестселлером того времени. Покойный папа Иоанн Павел II за 23 года своего понтификата совершил три сеанса экзорцизма. «Он сам провел эти сеансы, так как хотел показать пример всем нам. Пример того, как мы сами должны помогать людям, одержимым демонами», — прокомментировали в пресс-службе Ватикана.

Кинодемоны

Голливуд делает на экзорцизме свой бизнес. «Одержимый дьяволом», «Изгоняющий дьявола», «Шесть демонов Эмили Роуз» — лишь небольшой список кассовых фильмов о демонах.

Русский пример экзорцизма можно увидеть в фильме «Остров». Главный герой, отец Анатолий, читает несколько молитв над одержимой, которая, потеряв контроль над собой, извивается на снегу и после исцеления плачет. Здесь нет никакого пафоса и спецэффектов, все предельно реально!

В нашей Церкви к экзорцизму никогда не было однозначного отношения. Патриарх экзорцизмом не занимается, а священников, которые официально имеют право на совершение исцеления одержимых, так называемой «отчитки», в России не больше десяти.

Исцеление бесноватого. Фрагмент из лицевой Библии

Исцеление бесноватого. Фрагмент из лицевой Библии

Еще Гете писал: «Поймите: дьявол — стар, и чтобы узнать его, надо самому состариться». Чтобы изгонять беса из людей, нужно стать высокодуховным человеком.

Самый известный экзорцист в России — это архимандрит Герман (Чесноков). Он отчитывает в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой Лавре в храме Иоанна Крестителя. Сам чин «отчитки», предваряемый проповедью, состоит из молитв, составленных Святыми Отцами еще в IV веке. После этих молитв следует помазание Святым елеем, окропление Святой водой и осенение Крестом.

«Отчитка» — картина не для слабонервных! Многие священники предупреждают, что посещение таких обрядов может быть небезопасным, особенно для некрещенных. Поэтому ходить туда ради праздного любопытства не рекомендуется!

Горе-заклинатели

Не нужно думать, что Церковь и экстрасенсорика — это одного поля ягоды. Никогда не обращайтесь к местным целителям, бабкам и прочим волшебникам с «дипломом от Гарри Поттера». Не все то золото, что блестит. Уже сразу после Воскресения Христа некоторые из заклинателей — семь сыновей иудейского первосвященника, стали употреблять имя Бога для исцеления одержимых. Когда они приказали бесу именем Христа выйти из человека, одержимый с воплем: «Иисуса знаю, а вы кто?» — накинулся на горе-заклинателей и стал избивать их. С трудом вырвавшись, они убежали от него.

Ну ладно, сыновья эти скорее всего были дилетантами! Современные же «дедки» и «бабки», если они не шарлатаны, в основном имеют реальный «контракт» с нечистью. И обращение к ним за исцелением хотя и может дать временное выздоровление, впоследствии скорее всего обернется «целым букетом» не только физических, но и душевных болезней.

Подреберные жители

При вселении в человека бес внедряется в его сознание, нервную систему, слух, речь и т. д., поэтому во время «отчитки» демон проявляется в теле больного. Одержимый чувствует себя как в трансе: он слышит, видит все, что происходит, но в то же время совершает неадекватные поступки. Здесь он уже марионетка в руках беса! Он может встать на четвереньки, начать лаять, выть, хрюкать. Во время «отчитки» вместе с возгласами молитв священника можно услышать нецензурную брань бесноватого. Он может плевать на иконы, задувать свечи и т. д. В процессе беснования лицо человека искажается; жертва может кричать не своим голосом, хохотать, произносить проклятия. Тело внезапно начинает раскачиваться, биться в судорогах. Руки и ноги начинают неестественно гнуться, внутри мышц в это время ощущается зуд. Человек явно может ощущать, как что-то его дергает, резко толкает, пытается бросить в неизвестном направлении. При этом могут возникать непристойные видения. После того как беснование пройдет, человек резко расслабляется, засыпает и не помнит, что с ним было. Все симптомы описаны исходя из наблюдений очевидцев и рассказов самих излечившихся, когда они приходят в себя.

Святые Сергий и Никон Радонежские

Святые Сергий и Никон Радонежские

Лечебный звон

Вспоминается случай, произошедший со мной в Почаевской Лавре. Время подходило к вечерней службе. На монастырскую колокольню, где мы были в этот момент, привели хрупкую женщину. Ее с трудом вели четверо мужчин, причем она басом рычала: «Отпустите меня, отстаньте!»… И тут ударил колокол. Один раз… — женщина замолчала. Второй раз… — она ослабила свою хватку. Третий удар… — и она буквально повисла на руках этих мужчин. К последнему удару колокола она уже недоуменно осматривала пространство, абсолютно не понимая, почему она здесь. Так демон проявляет себя, вторгаясь внутрь жертвы!

Но даже после успешной «отчитки» ни один священник не может дать гарантии, что дух злобы не вернется обратно. Далее человек сам творец своего будущего. Свидетельство этому мы находим в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11:24–26). Только при стремлении к благочестивой жизни по Евангелию, посещении храмов и регулярной молитве человек может обрести радость и здоровье души и тела.

P.S.

В храме, где совершают «отчитку», давно привыкли к приступам беснования. Вот девушка, окруженная родными, забилась в угол от страшной боли и зовет на помощь. Только вместо того, чтобы позвать врача, ей дали попить святой воды. Через минуту девушка уже прикладывалась к иконам и спокойно брала благословение у священника. Когда наступит ее исцеление, неизвестно. Ясно одно, неверующей она уже быть не может. Не каждый пришедший сможет вынести крики больных людей во время «отчитки». От страха даже у маловерующих невольно поднимается рука, чтобы перекреститься, а из неверующих уже никто после этого не сможет сказать: «Я не верю ни в черта, ни в Бога»!

Роман Тузов,

фото Игорь Громов