Назад

Как крестилась Русь

Утвердив свою власть, князь Владимир всячески стремился упрочить на Руси многобожие, но поиски истинной веры привели его к Православию.

Впервые евангельскую проповедь славянские племена, населявшие территорию будущей Киевской Руси, услышали от апостола Андрея Первозванного. Он прошел от Крыма до будущего Новгорода, крестя наших предков и утверждая их в вере Христовой. На Киевских горах он предсказал основание великого города со множеством христианских храмов.

В.М. Васнецов "крещение Руси"

В.М. Васнецов «крещение Руси»

Во времена царствования византийского императора Василия Македонянина (867–886) Константинопольский Патриарх Фотий прислал на Русь епископа Михаила, который успешно проповедовал слово Божие среди язычников. В третий раз массовое крещение славянороссов произошло во времена святой равноапостольной княгини Ольги. Но крещение Русского государства в целом, крещение всего народа состоялось при святом князе Владимире. Было это 1025 лет назад.

Начало

Великий князь Владимир родился около 960 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ее в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился Владимир. Вскоре его отобрали у матери и воспитывали в Киеве, при дворе бабки, княгини Ольги.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга

С 980 года Владимир начал единолично править в Киеве всей Русской землей. Он осуществил несколько удачных военных походов: завоевал

Галицию, смирил вятичей и радимичей, победил камских болгар, успешно воевал с печенегами и распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

Утвердив свою власть, князь Владимир всячески стремился упрочить на Руси многобожие, культ стихийных сил природы. Идолам приносились жертвы, и не раз обагрялась Русская земля невинной кровью. Однако язычество не могло удовлетворить Владимира. Личные поиски веры совпали с требованиями времени. Русь превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике.

Первые мученики за веру

Как повествует летопись, в 983 году князь Владимир «пошел к Киеву, принося жертвы кумирам. И сказали бояре: “Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и принесем в жертву богам”. Был тогда варяг один Феодор. И был у него сын Иоанн, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий… Посланные к нему сказали: “На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги”. И сказал варяг: “Не боги это, а просто дерево – нынче есть, а завтра сгниет… Бог же один. Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека, и предназначил его жить на земле. Не дам сына своего бесам”». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же схватили оружие и разнесли двор варяга, убив хозяина и его сына. Так Феодор и Иоанн стали первыми в Русской земле мучениками за веру.

Радзивиловская летопись. Убийство варяга Федора и его сына Иоанна

Радзивиловская летопись. Убийство варяга Федора и его сына Иоанна

Это событие очень сильно подействовало на князя Владимира, обратившего свой взор к христианству. Помогли и молитвы святой равноапостольной Ольги, молившейся за Русь. Церковный писатель XI века Иаков Мних пишет, что, «взыскав спасения», Владимир стал припоминать свое детство и благочестивые наставления бабки, княгини Ольги. Он стал способен воспринимать слова истины, исходящие от его ближайших родственников-христиан. А таковыми были его мать Малуша и одна из жен. По свидетельству преподобного Нестора, князю Владимиру было «видение Божие», побудившее его к обращению. Но должно было пройти какое-то время в размышлениях, прежде чем князь крестился.

.Великий князь Владимир избирает религию. И.Е. Эггинк

.Великий князь Владимир избирает религию. И.Е. Эггинк

Соседи

За религиозной жизнью на Руси пристально следили соседи: православные греки на юге, Римская Церковь на западе, мусульмане Волжской Булгарии, иудаисты Хазарии на востоке. В 986 году, по данным летописи, к Владимиру «пришли болгары магометанской веры… потом пришли иноземцы из Рима… пришли хазарские евреи… затем прислали греки к Владимиру…». И все проповедовали свое. Владимир же внимательно выслушивал всех, задавая вопросы.

Беседа князя Владимира с греческим философом. Радзивиловская летопись

Беседа князя Владимира с греческим философом. Радзивиловская летопись

Мусульмане упирали в основном на возможность многоженства и в этой жизни, и в будущей. Они не знали, что Владимир в глубине души от язычества уже отвратился и хотел переменить жизнь. Проповедники ислама не открыли Владимиру ничего нового о Боге, о Его отношении к миру и человеку, о смысле бытия. Заповеди ислама об обрезании, воздержании от свинины и вина были использованы Владимиром как предлог, чтобы отвергнуть эту веру.

Крещение Руси святым благоверным князем Владимиром на берегах Днепра. Роман Кравчук

Крещение Руси святым благоверным князем Владимиром на берегах Днепра. Роман Кравчук

Иноземцы из Рима строили проповедь на противопоставлении истинного Бога, сотворившего небо и землю и «всякое дыхание», языческим истуканам, которые «суть дерево», подчеркивая, что христианство – свет, а язычество – тьма. Владимир спросил: «В чем заповедь ваша?» И получил ответ: «Пост по силе, если кто пьет или ест, то все это во славу Божию, как сказал учитель наш Павел». Ни слова о возможности духовного преображения, об отвержении себя, о необходимости, «взяв крест», следовать за Христом. Суть ответа римских посланцев состояла в призыве переменить веру без особой перемены образа жизни. А вот это как раз и отталкивало Владимира, хорошо знавшего, какую перемену жизни совершила после крещения княгиня Ольга и каков образ жизни других русских христиан, принявших веру от Константинопольской Церкви. «Идите, откуда пришли, – сказал он посланцам Римского Папы, – ибо и отцы наши не приняли этого».

Мозаика Собора святой Софии

Мозаика Собора святой Софии

Послы из Хазарского каганата, проповедуя ветхозаветную веру «лучшею быти паче всех», старались обратить особое внимание на «презренность» христианства по сравнению с их верой: «Христиане же веруют в Того, Кого мы распяли…» Владимир задал вопрос: «А где земля ваша?» Вынудив проповедников ответить: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши». Князь Владимир заметил: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Или и нам того же хотите?»

Греческая миссия

«Затем прислали греки к Владимиру философа», – сообщает «Повесть временных лет». Беседа Владимира с греческим послом свелась к самому главному – вопросу о Боговоплощении: «Зачем же сошел Бог на землю и принял страдание?» Философ поведал князю о творении мира и грехопадении, кратко передал важнейшие события в жизни народов ветхозаветного времени, привел выдержки из пророческих книг об отвержении Израиля и призвании новых народов, о явлении Бога во плоти, искуплении Его страданиями греха Адама. Затем была изложена евангельская история до сошествия Святого Духа на апостолов.

Мозаика Собора святой Софии

Мозаика Собора святой Софии

Внимательно выслушав, князь Владимир задал вопрос: «Зачем родился Он от Жены, был распят на древе и крестился водою?» «Через жену, – отвечал философ, – была первоначальная победа диавола, так как через жену был изгнан Адам из рая; через Жену же воплотившись, Бог повелел верным войти в рай…

А на древе был распят потому, что от древа вкусил Адам и из-за него был изгнан из рая, и древом жизни спасутся праведные». О Крещении говорилось, что «обновление водою» совершилось, потому что водой Бог «потопил людей» при Ное. «И сказал Бог: “Водою погубил Я людей за грехи их, теперь вновь водою очищу от грехов людей – водою обновления“».

Собор Святой Софии в Киеве

Собор Святой Софии в Киеве

Рассказал греческий посланец и о Страшном Суде, показав Владимиру занавес с изображением Суда. Владимир вздохнул: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ ответил: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись». «Подожду еще немного», – сказал Владимир.

Отпустив греческого посла с дарами, он собрал старшин и бояр на совет. Было решено отправить послов и испытать каждую веру на месте.

Пребывает там Бог

В Булгарии русские наблюдали, как молятся мусульмане в мечети: «Став там без пояса, сделав поклон, (человек) сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их». У немцев «видали в храмах различную службу, но красоты не видели никакой». В Византии же в Константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией созерцали послы праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров. «Поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую и рассказав о служении Богу своему».

«Не знали, на небе или на земле мы, – рассказывали послы, возвратившись в Киев, – ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах… каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».

Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».

Каноническая территория: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азер- байджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония, а также Китай, Япония, США, Германия, Франция, Се- верная и Южная Америка, Азия, Новая Зеландия. Состав: 256 епархий; 320 архиереев; 34195 священнослужителей (2013); 33489 приходов (2013); 805 монастырей (398 муж., 407 жен. – 2011); 54 высшие духовные школы (5 академий, 2 право- славных университета, 47 семинарий – 2011); 164100 тыс. членов (в б. СССР: 113500 тыс. в России, 30000 тыс. на Украине, 8200 тыс. в Белоруссии, 5900 тыс. в Казахстане, 4100 тыс. в Молда- вии, 1400 тыс. в Прибалтике, 1000 тыс. в Средней Азии – 2009). Кафедральный собор: храм Христа Спасителя в Москве (патриаршая резиден ция в Московском Даниловом монастыре). Предстоятель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Каноническая территория: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония, а также Китай, Япония, США, Германия, Франция, Северная и Южная Америка, Азия, Новая Зеландия.
Состав: 256 епархий; 320 архиереев; 34195 священнослужителей (2013); 33489 приходов (2013); 805 монастырей (398 муж., 407 жен. – 2011); 54 высшие духовные школы (5 академий, 2 православных университета, 47 семинарий – 2011); 164100 тыс. членов (в б. СССР: 113500 тыс. в России, 30000 тыс. на Украине, 8200 тыс. в Белоруссии, 5900 тыс. в Казахстане, 4100 тыс. в Молдавии, 1400 тыс. в Прибалтике, 1000 тыс. в Средней Азии – 2009). Кафедральный собор: храм Христа Спасителя в Москве (патриаршая резиден ция в Московском Даниловом монастыре). Предстоятель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Крестившись, князь Владимир совершенно переменил свой образ жизни. Любящий войны, безудержный в пирах и забавах, сластолюбивый, Владимир отпустил всех своих жен и наложниц и обвенчался с греческой царевной Анной. Он отказался от всех завоевательных походов, установил мир со всеми народами, полностью отменил смертную казнь, даже для убийц. Греческие епископы вынуждены были уговаривать Владимира, чтобы он вновь ввел наказание смертью, поскольку были обеспокоены ростом преступности. Для неимущих князь устраивал знаменитые пиры. Больным и нищим доставляли по улицам «великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога». Кроме еды всем нуждающимся раздавали одежду и деньги. Князя, для изображения которого до принятия христианства летописцы не жалели черных красок, после крещения народ стал называть Владимир Красно Солнышко. Никогда на Руси еще не видели такой любви к своему народу.

Подготовила Галина Дигтяренко