Назад

К двум святителям

Разноцветные главки, готические башенки, величественные колоннады – Спасо-Иаковлевский Димитриевский мужской монастырь не спутаешь ни с каким другим. Его по праву считают одним из самых красивых и обустроенных в России.

Спасо-Иаковлевский Димитриевский мужской монастырь

Спасо-Иаковлевский Димитриевский мужской монастырь

Сначала женский, потом мужской

У монастыря не совсем обычная история – он был образован из двух древних обителей. Первым на этом месте появился монастырь Спаса-на-Песках. Его основала в середине ХIII века княгиня Мария Михайловна в память о муже Васильке Ростовском – герое Ситской битвы. В 1271 году обитель стала усыпальницей для самой княгини, здесь же позднее нашел место упокоения и ее второй сын Глеб.

С той поры пролетело более ста лет, и в этих местах поселился бывший епископ Иаков – человек мудрый и необычайно добрый, пострадавший за свое отзывчивое сердце. В 1380-х годах он возглавлял Ростовскую кафедру. Однажды к нему обратилась с мольбой осужденная на казнь преступница. Владыка своей властью помиловал ее и определил на покаяние в монастырь. Недовольные таким решением князь и бояре изгнали владыку Иакова из города.

Святитель Иаков

Святитель Иаков

Святитель Димитрий

Святитель Димитрий

На берегу озера Неро он срубил себе келью и деревянную церковь во имя Зачатия Пресвятой Богородицы. Постепенно вокруг него собралась небольшая община единомышленников, и возник монастырь, который стал называться Зачатьевским или Иаковлевским. На протяжении почти четырех столетий Иаковлевская и Спасо-Песоцкая обители существовали бок о бок. При этом женский монастырь процветал, а мужской едва сводил концы с концами. Лишь в конце XVII столетия, когда в митрополии развернулось грандиозное строительство, облик монастырей стал меняться. В них были возведены каменные храмы. Пятиглавый собор Зачатьевского монастыря освящал сам митрополит Иона Сысоевич. Через несколько лет стены собора были расписаны ярославскими мастерами, о чем сохранилась надпись на алтарной стене. Примерно тогда же над гробницей святителя Иакова установи ли каменную сень.

Открытка начала 90-х годов XIX века. Вторая половина ХVIII века стала для Иаковлевско- го монастыря временем благополучия и процветания. К нему была приписана соседняя, более древняя и богатая Спасо-Песоцкая обитель, и обновленный комплекс стал называться Спасо-Иаковлевским Димитриевым монастырем. Деревянные стены сменила каменная ограда с четырьмя воротами и ажурными «готическими» башенками по углам. Над восточными воротами поднялась высокая колокольня. Во дворе выросли двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус

Открытка начала 90-х годов XIX века.
Вторая половина ХVIII века стала для Иаковлевского монастыря временем благополучия и процветания. К нему была приписана соседняя, более древняя и богатая Спасо-Песоцкая обитель, и обновленный комплекс стал называться Спасо-Иаковлевским Димитриевым монастырем. Деревянные стены сменила каменная ограда с четырьмя воротами и ажурными «готическими» башенками по углам. Над восточными воротами поднялась высокая колокольня. Во дворе выросли двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус

Богослов, писатель, драматург…

Имя святителя Димитрия Ростовского занимает особую страницу в монастырской истории. Здесь он писал свои Четьи-Минеи. Работу над этим трудом он начал еще на Украине, где в разные годы был настоятелем нескольких монастырей и прославился своими мудрыми проповедями.

В 1701 году Петр I вызвал владыку Димитрия в Москву и определил его на Ростовскую митрополию. Нового иерарха торжественно встретили в Зачатьевском монастыре, где он сразу же отслужил благодарственный молебен, а после, по преданию, указал место своего будущего погребения – в юго-западном углу собора («се покой мой, зде вселюся во век века»). В Ростове владыка Димитрий завершил четвертую книгу Четьих-Миней, создал несколько поучений и две духовные пьесы. Но главные свои усилия он бросил на борьбу с усиливавшимся в его епархии расколом. Святитель написал множество проповедей и статей, объясняющих и изобличающих суть раскольничества.

Владыка отошел к Господу 28 октября 1709 года, через день после своего тезоименитства. Как и завещал митрополит, похоронили его в Зачатьевском соборе Иаковлевского монастыря.

Чудесное обретение

Нетленные мощи святителя Димитрия Ростовского были обретены в 1752 году при ремонте храма. Они были освидетельствованы тогдашним Ростовским митрополитом Арсением, после чего для их хранения устроили каменную гробницу. О случившемся доложили в Петербург, в Святейший Синод.

Мощи святителя Димитрия Ростовского

Мощи святителя Димитрия Ростовского

Молва об обретении мощей распространилась далеко окрест, и в монастырь потянулись многочисленные паломники. По молитвам у гробницы стали происходить чудеса исцеления. Но официальная канонизация святителя Димитрия Ростовского произошла лишь пять лет спустя – после того как мощи и облачение вторично освидетельствовало высокое духовенство из Москвы и Суздаля.

По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны была изготовлена богатая серебряная рака и облачение из золотой парчи. Однако на торжествах по случаю переложения мощей в новую раку в 1763 году присутствовала уже Екатерина II.

21 сентября (обретение мощей) и 28 октября (преставление владыки) стали днями памяти нового святого.

Крестный ход в день преставления святителя Димитрия, возглавляемый наместником монастыря игуменом Августином

Крестный ход в день преставления святителя Димитрия, возглавляемый наместником монастыря игуменом Августином

Вступая в обитель

Итак, осенив себя крестным знамением, мы вступаем через главные ворота на монастырскую территорию. По левую руку высится Димитриевский собор. Глядя на монументальное здание, украшенное колоннадой, барельефами и статуями в нишах, невольно вспоминаешь богатые усадебные храмы, которые возводило на своих землях родовитое дворянство.

Фрески Зачатьевского храма признаются лучшими образцами ярославской школы иконописи XVII века

Фрески Зачатьевского храма признаются лучшими образцами ярославской школы иконописи XVII века

Строительство и обустройство собора связано с именем графа Николая Петровича Шереметева, который был одним из крупнейших благотворителей обители за всю ее историю. Он желал создать храм, достойный имени нового русского святого. Его возведение граф поручил архитектору Е. Назарову и своим крепостным зодчим А. Миронову, Г. Дикушину. По завершении работ из Зачатьевского храма в собор планировалось перенести мощи святителя.

Однако духовенство Ярославской епархии, опираясь на волю самого Димитрия, долго не благословляло перенесение мощей. Это случилось лишь в начале прошлого столетия. Но уже в 1922 году при закрытии монастыря драгоценная рака пропала.

Перед нанесением фресок на стены храма наносилась штукатурка методом «на гвоздях» отверстия на стенах на фото следы от старых гвоздей, которые меняют на новые

Перед нанесением фресок на стены храма наносилась штукатурка методом «на гвоздях» отверстия на стенах на фото следы от старых гвоздей, которые меняют на новые

К 300-летию преставления святителя Димитрия (2009 год) современные ростовские мастера восстановили утраченную святыню. Над ракой установили чудотворную икону Богородицы «Отрада», или Ватопедская, которая всегда находилась при митрополите Димитрии и была завещана им монастырю. Перед ней он умер, стоя в молитве на коленях.

В XX веке этот образ также считался утерянным, но, по счастью, икону сохранила семья некоего священника и, когда пришло время, передала ее митрополиту Коломенскому и Крутицкому Ювеналию. В 1997 году владыка лично возвратил икону в обитель.

Ватопедский образ Божией Матери

Ватопедский образ Божией Матери

«…в том же вкусе»

Стоящий рядом собор Зачатия святой Анны – самая древняя монастырская постройка, которая датируется XVII веком. Среди оригинальных фресок храма обращает на себя внимание изображение праведных Иоакима и Анны – родителей Девы Марии. Не так давно стали поступать известия о чудесах, которые свершаются по молитвам перед этим образом. Многие семейные пары, долго не имевшие детей, обретали, наконец, желанное потомство.

Чудотворная фреска Иоакима и Анны

Чудотворная фреска Иоакима и Анны

В 1725 году к собору был пристроен придел в честь Иакова Ростовского. Спустя почти сто лет архимандрит Иннокентий решил возвести на месте придела просторный теплый храм. Узнав об этом намерении, Александр I, посетивший обитель в 1823 году, «обратился к церкви святителя Димитрия и, с лестной похвалой отозвавшись об изяществе ее архитектуры, присовокупил, чтобы и новый храм во имя св. Иакова сооружен был в том же вкусе».

Это пожелание было учтено. Два соборных фасада, глядящих друг на друга, совершенно одинаковы. Так было подчеркнуто равенство двух святителей – Иакова и Димитрия.

В Зачатьевском храме ведутся реставрационные работы.  Дверь в храм предположительно относится к XVII веку

В Зачатьевском храме ведутся реставрационные работы. Дверь в храм предположительно относится к XVII веку

Деньги на возведение Иаковлевского собора пожертвовала известная своим благочестием графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. На ее средства была устроена и общая для обоих храмов паперть.

В арке, соединяющей Иаковлевский и Зачатьевский соборы, находится еще одна монастырская святыня – надгробие Иакова Ростовского.

Мощи святителя иакова находятся под спудом. Чтобы верующие могли поклониться его мощам, в яковлевском храме стоит "символическая" рака с молитвами святителю

Мощи святителя Иакова находятся под спудом. Чтобы верующие могли поклониться его мощам, в Яковлевском храме стоит «символическая» рака с молитвами святителю

Пещерный храм

На территории монастыря есть еще одна удивительная святыня – пещерная церковь Воскресения Христова, которая появилась здесь в 1912 году благодаря епископу Иосифу – настоятелю Спасо-Иаковлевского монастыря, викарию Ростово-Ярославской епархии. Побывав на Афоне и Святой Земле, он задумал создать в своей обители реликварий величайших христианских святынь.

И вот в подвале Иаковлевского храма появились подобие Голгофы, кувуклия, Вифлеемская часовня. В отдельном притворе у лестницы была устроена особая комната без окон, напоминающая темницу Христову. Внутри маленькой камеры, освещенной единственной лампадкой, можно увидеть деревянную скульптуру сидящего Иисуса в терновом венце и багрянице (Спас Полунощный).

Пещерная воскресенская церковь. Гроб Господень

Пещерная воскресенская церковь. Гроб Господень

Статуя Христа в темнице

Статуя Христа в темнице

Воскресенская церковь всегда была гордостью монастыря, сюда приводили самых почетных гостей обители. Так, в мае 1913 года здесь побывал император Николай II с семьей и многочисленной свитой. Современники вспоминали, что, несмотря на очень тесное помещение подземного храма, царская семья посетила его в полном составе. «Пробыв довольно продолжительное время в пещерке, Его Величество вышел из нея и изволил высказать от своего и от имени августейших детей удовольствие по поводу обретения святынь».

Атеистическая эпоха принесла этому храму почти полное разорение: утрачены росписи, посвященные Страстям Христовым, исчезли алтарная преграда и Голгофа. Воскресенская церковь сейчас, к сожалению, не действует, но, возможно, в будущем богослужения здесь возобновятся.

Вифлеемская звезда

Вифлеемская звезда

Купе для паломников

Монашеская жизнь в Спасо-Иаковлевской Димитриевой обители возобновилась в 1991 году, и с той поры ее настоятелями являются ярославские архиереи.

С годами монастырь стал важным духовным центром епархии. Здесь хорошо налажена социальная, миссионерская и педагогическая работа. У обители – большое крепкое хозяйство. По мнению наместника игумена Августина, Спасо-Иаковлевский Димитриевский монастырь переживает свой второй расцвет.

На паперти Зачатьевского собора погребен один из насельников, подвизавшийся в мона- стыре в конце XVIII – начале XIX ве- ка. Это инок Амфилохий (Яковлев), ко- торый был здесь уставщиком, ризни- чим и художником. Но прославился прежде всего тем, что в течение со- рока лет каждый день по несколь- ку часов стоял и молился перед ракой с мощами святителя Дими- трия, за что был прозван «гробо- вым старцем». Спал подвижник не более пяти часов в сутки. В конце жизни от долгого стояния на молитве у инока отнялись ноги, и его приносили к раке в специальном кресле на колесиках.

На паперти Зачатьевского собора погребен один из насельников, подвизавшийся в монастыре в конце XVIII – начале XIX века. Это инок Амфилохий (Яковлев), который был здесь уставщиком, ризничим и художником. Но прославился
прежде всего тем, что в течение сорока лет каждый день по нескольку часов стоял и молился перед ракой с мощами святителя Димитрия, за что был прозван «гробовым старцем». Спал подвижник не более пяти часов в сутки. В конце жизни от долгого стояния на молитве у инока отнялись ноги, и его приносили к раке в специальном кресле на колесиках.

Побывать здесь стремятся многие. Со всех концов России приезжают в монастырь паломники, чтобы поклониться святым мощам Димитрия Ростовского, которого особо почитают в нашей стране. Гостей и трудников, готовых поработать в монастыре во славу Божию, селят в необычной гостинице. Это два оборудованных купейных вагона, которые в прошлом году передала обители государственная компания «Российские железные дороги».

ИСТОЧНИК СВЯТИТЕЛЯ ИАКОВА Пр е д п о л а га ю т , что этот древний и с т о ч н и к с о б - ственноручно выкопал основатель Зачатьев- ского монастыря свя- титель Иаков. 10 дека- бря 1996 года, в день памяти Иакова Ростов- ского, на этом месте была освящена дере- вянная часовня. Ле- том она буквально уто- пает в пышной зелени. Не забудем же, уезжая из обители, взять с собой целебной воды.

Источник святителя Иакова. Предполагают, что этот древний источник собственноручно выкопал основатель Зачатьевского монастыря святитель Иаков. 10 декабря 1996 года, в день памяти Иакова Ростовского, на этом месте была освящена деревянная часовня. Летом она буквально утопает в пышной зелени. Не забудем же, уезжая из обители, взять с собой целебной воды.

В блокнот паломнику:

Адрес: Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Энгельса, д. 44

Тел.: 8 (48536) 7-43-69;

экскурсионная служба: 8 (915) 979-32-47

www.rostov-monastir.ru

Как добраться: Через Ростов идут многие поезда, следующие с Ярославского вокзала. Удобнее всего воспользоваться экспрессом «Москва – Ярославль», отправляющимся два раза в день: в 8.20 и 16.20. Время в пути около трех часов. Из центра города до монастыря ходят маршрутки и автобусы.

Можно доехать до Ростова на автобусе, отправление с Щелковского автовокзала и от станции метро «ВДНХ». На личном автотранспорте следовать по федеральной трассе М8 «Холмогоры». Расстояние от Москвы до Ростова 220 км.

Александр Алиев,

фото Владимира Ештокина, Олега Серебрянского