Назад

Молитва в камне

Новые храмы одухотворят и изменят облик спальных районов Москвы, где пока архитектурной доминантой зачастую выступает торговый или офисный центр.

Не место храм красит…

Исторически храмы на Руси строились на самых красивых и выигрышных в архитектурном плане местах – чтобы издалека было видно, чтобы душу и глаз радовало! Но в плотно застроенной Москве самые лучшие для строительства территории уже давно чем-то заняты, а те, что остались, как правило, с каким-нибудь скрытым изъяном: здесь либо сложные грунты, либо невидимые глазу «залежи» коммуникационных сетей. Но даже в этом случае архитекторы, работающие над проектами по Программе «200 храмов», стараются гармонично вписать новые святыни и в природный ландшафт, и в окружающую городскую среду, не забывая при этом о надежности и эстетике возводимого здания. Задача, согласитесь, не из легких.

Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя в Москве

Троицкий собор в Томске

Троицкий собор в Томске

Дешево или сердито?

И все же, как будут выглядеть новые храмы Москвы? С одной стороны, конечно, хотелось бы, чтобы все двести церквей были абсолютно разные, а с другой – чтобы реализация Программы не затягивалась на десятилетия и не была запредельно дорогой. Решения предлагались разные…

В качестве рабочего варианта рассматривалась идея возведения так называемых модульных храмов. В этом случае каждый объект представлял бы собой набор тех или иных блоков-модулей. Собирать такие здания, конечно, быстро и легко, но соотнести такой подход с канонами традиционного храмового зодчества оказалось задачей невыполнимой, и эта идея была решительно отвергнута.

Золотая середина

Но где же тогда золотая середина между «дешево» и «сердито»? Ответ на этот вопрос можно найти, обратившись к истории церковного зодчества. Когда Петр I строил Петербург, перед ним стояла примерно такая же задача: за короткий промежуток времени возвести в Северной столице множество достойных с архитектурной точки зрения церквей.

Решение нашли сами зодчие – они предложили использовать один и тот же проект дважды. Но, заметьте, во всех отношениях замечательный проект! Так, решили они, будет куда лучше, чем возводить святыни на скорую руку по дешевым и неумелым чертежам подмастерьев в ущерб эстетике и стилю.

Благовещенская церковь в Санкт-Петербурге

Благовещенская церковь в Санкт-Петербурге

Богородице-Рождественский собор в Красноярске

Богородице-Рождественский собор в Красноярске

По тому же пути пошла и Екатерина II. В период ее царствования хороших архитекторов на Руси по-прежнему не хватало, и особенно – в провинции. Иногда даже на место губернского архитектора назначался инженер или механик, не имевший художественного образования.

Между тем храмы на Руси строились везде и всегда! Выручал все тот же подход – вторичное использование проектов, которые были приняты за образец того или иного архитектурного стиля.

Шедевры в камне: дубль второй

Константин Андреевич Тон еще при жизни был непререкаемым авторитетом в области архитектуры и строительства. По его чертежам построены настоящие шедевры в камне. Это Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, здание Николаевского (Ленинградского) вокзала, Храм Христа Спасителя.

Но мало кто знает, что у московского кафедрального собора был родной «брат» – Троицкий собор в Томске (разрушен в 1930 году). И у Благовещенской церкви Санкт-Петербурга (разрушена в 1929 году) имелся свой «родственник» в Красноярске. Это Богородице-Рождественский собор, уничтоженный в 1936 году. Можно также сравнить Введенский собор Северной столицы и Боголюбский собор Мичуринска, чтобы убедиться: в ХIХ веке проекты Тона были чрезвычайно популярны и применялись по всей России.

Похожие и разные

Продолжая традиции русского церковного зодчества, архитекторы Программы «200 храмов» взяли на вооружение принцип базового проекта. Но буквально у каждого храма будет своя «изюминка» – в особом сочетании элементов архитектурного стиля и деталях декора, в колористических решениях и разновидностях звонниц.

Введенский собор в Санкт-Петербурге

Введенский собор в Санкт-Петербурге

Боголюбский собор в Мичуринске

Боголюбский собор в Мичуринске

Над обликом будущих церквей работают три ведущие московские мастерские: ГУП «Моспроект-2» имени М. Посохина, ГУП «Моспроект-3» и ГУП «МНИИТЭП». В настоящее время на основе единых опорных решений утверждено около 30 вариантов разновидностей храмов. Но есть и сугубо индивидуальные проекты, по которым, например, строится церковь в честь Иверской иконы Божией Матери при Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, собор в честь преподобного Серафима Саровского на проезде Шокальского и многие другие.

В духе времени

Современные храмы отличаются и новыми технологиями, и новыми строительными материалами. Но это никоим образом не вступает в:противоречие с канонами церковного зодчества, которые в каждом проекте строго соблюдаются.

Крестово-купольный храм. С пятью куполами Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (ул. Кетчерская, вл. 2)

Крестово-купольный храм. С пятью куполами Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
(ул. Кетчерская, вл. 2)

– Применение передовых технологий открывает множество дополнительных возможностей для храмового строительства, – рассказывает один из ведущий зодчих Программы «200 храмов» заслуженный тектор России Андрей Оболенский. – Так, использование монолитного железобетона позволяет возводить храмы на проблемных грунтах, перекрывать большие пролеты.

Хочу отметить, что сегодняшние храмы – это сложные сооружения с полноценным инженерным оснащением вплоть до искусственной поддержки микроклимата внутри здания, наличием пожарной и охранной систем.

В стиле псковско- новгородского зодчества Храм в честь благоверного князя Александра Невского (ул. Лобачевского, вл. 27)

В стиле псковско-новгородского зодчества Храм в честь благоверного
князя Александра Невского (ул. Лобачевского, вл. 27)

Для удобства людей с ограничеными физическими возможностями все построенные храмы оборудованы пандусом, а в домах обязательно будет комната матери и ребенка, где можно будет перепеленать и покормить малыша.

…Творчески развивая традиции церковного зодчества, архитекторы Программы «200 храмов» создают настоящие духовные оазисы в агрессивной городской среде, не забывая при этом и про научно-технический прогресс, который обеспечит прихожанам храма все необходимые удобства.

Низкий поклон им за это от нынешних и будущих жителей Москвы!

Людмила Дианова

В стиле владимиро- суздальского зодчества Храм в честь Всемилостивого Спаса (Пятницкое шоссе, вл. 5)

В стиле владимиро-суздальского зодчества Храм в честь
Всемилостивого Спаса (Пятницкое шоссе, вл. 5)

Единство формы и содержания

Работая над обликом нового храма, мы стараемся, чтобы его архитектура соответствовала тому событию или имени, в честь которого святыня названа.

Годуновский классицизм. Храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских (Строгинский бульвар, вл. 14)

Годуновский классицизм. Храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских
(Строгинский бульвар, вл. 14)

Взять, к примеру, церковь в честь иконы Божией Матери «Воспитание». Зная, что главной миссией этого прихода станет работа с детьми и молодежью, мы решили, что этот храм должен быть особенно нарядным. Остановились на византийском стиле, для которого характерна белокаменная резьба и мозаика.

Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (ул. Ключевая, вл. 18А)

Шатровая церковь. Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи
(ул. Ключевая, вл. 18А)

Или вот храм в Братееве. Он посвящен Усекновению главы Иоанна Предтечи. Это скорбный церковный праздник, в который установлен строгий пост. Поэтому и архитектура церкви строгая и лаконичная, без лишнего декора.

Византийская купольная базилика. Храм в честь иконы Божией Матери «Воспитание» (ул. 1-я Вольская, вл. 2)

Византийская купольная базилика. Храм в честь иконы Божией Матери «Воспитание»
(ул. 1-я Вольская, вл. 2)

А на улице Лобачевского возводится храм в честь благоверного князя Александра Невского. Нам показалось логичным выполнить его в псковско-новгородских традициях. У этой церкви будет шлемовидное завершение и главка из керамического лемеха. Кроме того, храм будет не заштукатурен, а обмазан известковым раствором – именно по такой технологии строили когда-то наши предки.

А. Анисимов, архитектор