Назад

Монастырь в графстве Эссекс

Немало духоносных старцев было явлено миру в ХХ веке, но лишь один из них оказался связан с Великобританией. Божиим Промыслом известный духовник, замечательный богослов и духовный писатель схиархимандрит Софроний (Сахаров) основал в графстве Эссекс православный Иоанно-Предтеченский монастырь.

Божиим Промыслом известный духовник, замечательный богослов и духовный писатель схиархи- мандрит Софроний (Сахаров) основал в графстве Эссекс православный Иоанно-Предтеченский монастырь

Божиим Промыслом известный духовник, замечательный богослов и духовный писатель схиархимандрит Софроний (Сахаров) основал в графстве Эссекс православный Иоанно-Предтеченский монастырь

Архимандрит Софроний (Сергей Семенович Сахаров) родился в 1896 году в Москве в церковной просвещенной семье. В своей духовной автобиографии отец Софроний пишет, что молитва сопровождала его до 17–18 лет, затем он увлекся живописью, и многие видели в нем талантливого художника. Не отвергая христианства, он интересовался мистической литературой. Глубоким потрясением для юноши стала Первая мировая война. «Вести о тысячах убиваемых на фронтах неповинных людей поставили меня вплотную перед зрелищем трагической действительности», — писал позднее отец Софроний. В 1921 году Сергей Сахаров эмигрировал из России и поселился в Париже. В этот период он участвует в крупных художественных выставках, но душа его все сильнее стремится к Богу. На Пасху 1924-го он пережил благодатное посещение — видение Нетварного Света. Он оставляет живопись и поступает в Свято-Сергиевский богословский институт.

Из Парижа — на Афон

Первое время студент-богослов старательно узнавал имена и даты, постигал историю Церкви, но вскоре почувствовал, что учеба становится препятствием в молитве. Сергей уезжает в Югославию, а оттуда — на Афон, где через некоторое время в Русском Пантелеимоновом монастыре принимает монашеский постриг с именем Софроний. Весной 1930 года произошло одно из наиболее важных событий в жизни отца Софрония — встреча со старцем Силуаном Афонским. Преподобный Силуан стал духовником молодого монаха и через него отцу Софронию открылись ответы на многие, как он их сам называл, «отчаянные» духовные вопросы, которые долго волновали его.

Икона преподобного Силуана Афонского

Икона преподобного Силуана Афонского

Восемь лет провел отец Софроний «у ног» преподобного Силуана, но в середине 1940-х годов вынужден был покинуть Афон и переехать в Париж. Здесь он составил жизнеописание любимого старца, прокомментировал его богодухновенные записи и собрал их в свою первую и самую известную книгу — «Старец Силуан». Спустя полвека отец Софроний напишет в своем «Завещании»: «По воле Господа на меня выпал долг свидетельствовать о нашем духовном отце Силуане. То, чему я научился у его ног при жизни его, я не хочу сохранить только для себя, но горю желанием сообщить всем вам в той полноте, в которой благоволил Господь открыть мне Своего избранника».

Многонациональная обитель

Во Франции, в местечке Сен-Женевьев-де-Буа в 1950-е годы вокруг отца Софрония сформировалась небольшая монашеская община, однако найти место для основания монастыря во Франции им не удалось. Пути Господни неисповедимы, и в 1958 году старец Софроний и шесть его духовных чад переехали в Англию. В глубокой английской провинции, какой тогда было графство Эссекс, они основали небольшую монашескую обитель во имя св. Иоанна Предтечи. Первые годы монастырь находился под омофором епископа Сурожского Антония.

С Божией помощью отцу Софронию удалось приобрести старый приходской дом на окраине деревеньки Tolleshunt Knights. Здесь поначалу находились и кельи братии, и небольшой домовый храм во имя св. Иоанна Предтечи.

Отличительной чертой монастыря является его «двойной» характер — община состоит как из монахов, так и монахинь. Практика в современном православии редкая, но встречающаяся в церковной истории

Отличительной чертой монастыря является его «двойной» характер — община состоит как из монахов, так и монахинь. Практика в современном православии редкая, но встречающаяся в церковной истории

В 1965 году монастырь перешел в юрисдикцию Вселенского Патриарха и, поскольку основал его афонский монах, получил статус ставропигиального. Братия монастыря вспоминает, что Патриарх Афинагор сказал отцу Софронию: «У вас в монастыре живут люди из разных стран, и, конечно, вам будет тяжело принадлежать какому-то кон-кретному Патриархату. Давайте, мы вам дадим статус ставропигии, который поможет создать именно такой многонациональный монастырь». Отличительной чертой обители является также ее «двойной» характер — здесь объединены мужская и женская общины. Они размещаются на разных территориях, но окормляются одним духовным наставником и присутствуют на богослужениях в общем монастырском храме.

По традициям афонских скитов

Главной задачей монашеской жизни отец Софроний считал внутреннее делание. Обращаясь к братии монастыря, он говорил: «Имейте в уме своем и в сердце своем влечение ко Христу, Который восходит на Голгофу, чтобы разрушить клятву падшего Адама. Не дайте никому украсть у вас это сознание! Оно дано нам Духом Святым».

Богослужение в Иоанно-Предтеченском монастыре совершается на разных языках, так как среди его насельников традиционно есть монахи разных национальностей.

В этом монастыре старец Софроний прожил около сорока лет, здесь же находится его могила. И здесь продолжает свой молитвенный подвиг братия основанной им обители

В этом монастыре старец Софроний прожил около сорока лет, здесь же находится его могила.
И здесь продолжает свой молитвенный подвиг братия основанной им обители

С этим же связаны и особенности монастырского устава, который отец Софроний составил, взяв за основу традиции афонских скитов. Главная особенность этого устава — замена вечерни и утрени в будние дни особым молитвенным правилом, основа которого — Иисусова молитва. Он считал такой порядок одной из важнейших форм воплощения идеи многонационального Православия, когда общая молитва понятна и доступна всем, вне зависимости от того, какой язык монах считает родным — Иисусова молитва понятна на разных языках. Литургия служится четыре раза в неделю.

Лучший дизайн в графстве

В 1980-е годы монастырь получил разрешение местных властей построить новый храм во имя преподобного Силуана Афонского. Однако английские законы достаточно строго регулируют ведение строительных работ и архитектурный облик новых зданий. Поэтому возвести традиционный православный храм с куполами и колокольней власти не позволили. Пришлось пойти на компромисс и выбрать архитектурный проект, более всего напоминающий склад — прямоугольное здание с двускатной крышей, на которой удалось устроить крохотную звонницу. Много усилий и молитв потребовалось и для того, чтобы это здание стало главным монастырским храмом. Когда роспись была закончена, местные власти пришли посмотреть… и отметили храм особой наградой «За лучший дизайн 1989 года в графстве Эссекс».

Когда роспись была закончена, местные власти пришли посмотреть… и отметили храм особой наградой «За лучший дизайн 1989 года в графстве Эссекс»

Когда роспись была закончена, местные власти пришли посмотреть… и отметили храм особой наградой «За лучший дизайн 1989 года в графстве Эссекс»

В последние годы схиархимандрит Софроний жил в маленьком домике на краю монастыря. Здесь были написаны многие известные его книги, здесь же он вел со своими духовными чадами еженедельные беседы, которые недавно были изданы в двухтомнике «Духовные беседы», а затем и на диске.

На пути святых отцов

Первая и самая известная книга отца Софрония «Старец Силуан», написанная в 1943 году, многократно переиздавалась на десятках языках мира. После прославления прп. Силуана в лике святых в 1988 году она стала выходить под названием «Преподобный Силуан Афонский».

Отец Софроний - в центре. Справа - схиархимандрит Симеон (Брюшвайлер), духовный сын и сподвижник отца Софрония. Слева - архимандрит Кирилл (Акон), второй после отца Софрония игумен монастыря.

Отец Софроний — в центре. Справа — схиархимандрит Симеон (Брюшвайлер), духовный сын и сподвижник отца Софрония. Слева — архимандрит Кирилл (Акон), второй после отца Софрония игумен монастыря.

О трагизме современной жизни и его преодолении на путях стяжания Святого Духа, об опасности интеллектуального усвоения богооткровенных истин и опытном познании Бога писал в своих книгах схиархимандрит Софроний. В последние годы жизни он подготовил сборник статей о молитве и духовничестве, который вышел в свет под названием «О молитве» (1991). В первой части книги он рассуждает о православной аскетике, а во второй дает практическое руководство к деланию Иисусовой молитвы.

Особое место в духовном творчестве старца занимает переписка. «Отец Софроний очень любил писать письма. Это было его хобби, увлечение», — рассказывает иеромонах Николай (Сахаров), редактор и издатель его книг. Стоит вспомнить, что в нашей Церкви эта форма общения стала частью Священного Писания. Сегодня изданы три книги писем отца Софрония: «Письма в Россию» — переписка с сестрами; переписка с Давидом Бальфуром и переписка с протоиереем Георгием Флоровским. В одном из писем отцу Георгию он написал: «Я посылаю вам свои богословские взгляды, чтобы знать, что стою на пути истины. На пути святых отцов. Чтобы не отступить от возлюбленного мною Православия ни в чем».

Домик отца Софрония

Домик отца Софрония

Последнее письменное произведение — «Завещание» отец Софроний составил и прочитал своим монахам в 1991 году. Он писал: «Монашеское общежитие является самым благоприятным условием для расширения нашего сознания до тех пределов, которые поставлены перед нами как конечная цель, как реализация образа и подобия Богу в «человеке-человечестве». Подвиг сей, будучи безмерно великим, конечно, не может быть легким. Это есть тот «узкий путь», полный глубоких страданий, о котором говорит Христос».

Местные власти жестко потребовали построить на территории монастыря крипту для захоронения насельников. Узнав, что работы будут закончены 12 июля, отец Софроний сказал, что к этому времени и он «будет готов». Он отошел ко Господу 11 июля 1993 года и был похоронен 14 июля в крипте при большом стечении народа — его духовных чад и монашествующих со всего мира.

Старейшая монахиня монастыря мать Елизавета скончалась через десять дней в согласии со словами своего духовного отца о том, что Господь призовет ее вскоре после него. Впоследствии над этой криптой был построен храм.

Сергей Чапнин