Назад

На Царском дворе у сеней

Здесь венчались представители великокняжеской семьи и крестились будущие наследники Русского престола.

Один из самых знаменитых храмов Москвы, Благовещенский, был построен в 1397 году по инициативе сына Дмитрия Донского – великого князя Василия I. Задумывался он как домовая церковь для членов великокняжеской семьи. Здесь высокие особы венчались и крестили своих детей, среди которых были и наследники Русского престола. Статус домового храм сохранял вплоть до XVIII века. Его настоятели были духовниками царей и хранителями государевой печати.

Благовещенский собор

Благовещенский собор

Изначально церковь, сооруженная из дерева, находилась рядом с сенями княжеского двора, поэтому получила название «Храм Благовещения, что на сенях». В ее росписи принимали участие такие великие иконописцы как Феофан Грек и Андрей Рублев.

Свод и купол Благовещенского собора

Свод и купол Благовещенского собора

С течением времени, как гласят летописи, деревянная постройка стала разрушаться. Великий князь Иван III повелел разобрать ее и поставить на том месте каменный храм. Строительство началось в 1484 году и завершилось спустя пять лет. Изначально храм был трехглавым. Теперь же его украсили девять глав, которые символизировали образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти Ангельских чинов и девяти чинов Праведников Небесных. В таком виде собор сохранился до наших дней.

Северные двери с "золотой наводкой". Середина XVI в.

Северные двери с «золотой наводкой». Середина XVI в.

Златоверхий

Новая церковь была расписана по точным образцам икон Феофана Грека и Андрея Рублева. Для этого великий князь Василий III (преемник Ивана III) созвал лучших иконописцев, среди которых был Феодор Едикеев с помощниками и сын мастера Дионисия – Феодосий. Не скупился великий князь и на украшение собора. Об этом свидетельствуют дорогие оклады икон и позолоченные главы: золота на них так много, они так сияют на солнце, что в народе храм прозвали «Златоверхим».

При Василии III южный вход церкви был выделен специально для князей. Здесь они отдыхали после богослужений и раздавали милостыню бедным.

Интерьер храма

Интерьер храма

Южный портал

Южный портал

Под опекой Грозного

В 1547 году во время чудовищного пожара в Москве храм сильно пострадал. К счастью, через семнадцать лет его полностью восстановил и украсил царь Иоанн Грозный (сын Василия III). Благодаря Иоанну иконостас храма был составлен из двух рядов – Праздничного и Деисусного, а паперть стала вновь украшать сохранившаяся до наших дней уникальная роспись с изображением древних греческих философов-язычников: Аристотеля, Птолемея, Плутарха, Сократа, Фукидида, Зенона и Платона. В руках мудрецы держат свитки с собственными философскими изречениями, близкими к христианским. К примеру, на свитке Сократа начертано: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». А свиток Аристотеля гласит: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино». Возможно, эта необычная роспись, на которой явно чувствуется византийское влияние, частично сохранилась от старого, пострадавшего в пожаре храма, и была восстановлена иконописцами при реконструкции собора.

Крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету

Крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету

Царь Иван Грозный

Царь Иван Грозный

Чудотворная копия и оригинал

В прошлом одной из главных ценностей Благовещенского собора была чудотворная Донская икона Божией Матери, написанная Феофаном Греком. Ранее она принадлежала донским казакам, входившим в состав войска Дмитрия Донского. После того как 8 сентября 1380 года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, была одержана победа в Куликовской битве, казаки подарили образ великому князю, и он перевез его в Москву. Здесь икона хранилась в Успенском соборе Кремля, а потом ее перенесли в Благовещенский собор. В конце XVI века в честь образа, не раз спасавшего Русь, был построен Донской монастырь, для которого сделали копию чудотворной иконы. Эта копия, тоже ставшая чудотворной, до сих пор находится в монастыре. А ее оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее, откуда его каждый год привозят в обитель накануне дня празднования Донской иконы для совершения праздничного богослужения.

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери

Уникальные подарки

В XV–XVI веках Русь не раз посещали греческие епископы и патриархи, что сопровождалось принесением в дар русским царям различных святынь, которые передавались на хранение в Благовещенский собор.

По заказу Бориса Годунова и Михаила Романова были изготовлены 28 позолоченных ковчегов, где хранились подарки – мощи сорока девяти святых. Среди них пророк Даниил, Иоанн Креститель, апостол Андрей Первозванный, великомученица Варвара, святитель Иоанн Златоуст, священномученик Игнатий Богоносец, великомученик Пантелеимон, преподобный Иоанн Дамаскин, великомученик Георгий, преподобный Ефрем Сирин и другие.

В этой раке в 28 позолоченных ковчегах хранятся мощи 49 святых. Рака изготовлена в 1894 году на московской фабрике А.М. Постникова на средства старосты московских придворных соборов и церквей коммерции советника П.А. Смирнова

В этой раке в 28 позолоченных ковчегах хранятся мощи 49 святых. Рака изготовлена в 1894 году на московской фабрике А.М. Постникова на средства старосты московских придворных соборов и церквей коммерции советника П.А. Смирнова

В 1894 году для этих ковчегов была изготовлена из бронзы большая рака на московской фабрике А.М. Постникова на средства «старосты московских придворных соборов и церквей коммерции советника П.А. Смирнова». Рака помещена на постамент из серого мрамора и имеет форму древнерусской каменной гробницы. Первоначально она была помещена в пристройке к южной паперти, откуда в 1960-х годах перенесена в диаконник собора, где находится по сей день.

Крест напрестольный. 1553 г.

Крест напрестольный. 1553 г.

Фелонь 70-е годы XVIII

Фелонь 70-е годы XVIII

Ковчег Дионисия. 1383 г.

Ковчег Дионисия. 1383 г.

Патрональный образ

По традиции самые ценные и почитаемые иконы располагаются в нижнем, местном ряду иконостаса. Справа от царских врат Благовещенского собора находится чудотворный образ «Спас на Престоле» (1337), написанный во время правления Ивана Калиты. Справа от него храмовая икона «Благовещение» Устюжского типа, установленная здесь после событий 1612 года. На ее раме размещены 24 клейма с иллюстрациями к Акафисту Божией Матери.

«Спас на Престоле» (1337 г.)

«Спас на Престоле» (1337 г.)

Икона «Благовещение» Устюжского типа, установленная здесь после событий 1612 года. На ее раме размещены 24 клейма с иллюстрациями к Акафисту Божией Матери

Икона «Благовещение» Устюжского типа, установленная здесь после событий 1612 года. На ее раме размещены 24 клейма с иллюстрациями к Акафисту Божией Матери

Интересен патрональный образ «Апостол Петр, Иоанн Предтеча и Алексий, человек Божий», на котором изображены небесные покровители Петра I, его брата и соправителя Ивана, а также их отца, царя Алексея Тишайшего. При венчании на царство нового государя было принято писать икону его небесного покровителя, которую затем размещали справа от царских врат (третьей по счету). Перед ней располагалось постоянное молельное место великого князя и царя. После смерти правителя образ перемещали в Архангельский собор Кремля. Однако когда столицу перенесли из Москвы в Санкт-Петербург, традиция была нарушена, и последняя патрональная икона так и осталась на своем месте.

Патрональный образ «Апостол Петр, Иоанн Предтеча и Алексей, человек Божий», на котором изображены небесные покровители Петра I, его брата и соправителя Ивана, а также их отца, царя Алексея Тишайшего

Патрональный образ «Апостол Петр, Иоанн Предтеча и Алексей, человек Божий», на котором изображены небесные покровители Петра I, его брата и соправителя Ивана, а также их отца, царя Алексея Тишайшего

Портрет царя

На южной стене собора располагается еще один уникальный образ, в левом нижнем углу которого можно увидеть портрет Иоанна Грозного в виде коленопреклоненного юноши в княжеском головном уборе. Рядом с ним молодая женщина с ребенком, в них легко узнаются царица Анастасия с сыном. Изображение живых людей на иконе было весьма редким явлением. Известно, что в свое время Иоанн IV задал Церковному Собору вопрос о возможности прижизненного отображения людей на иконах и… получил утвердительный ответ. Изображение Иоанна Грозного в виде богато одетого молодого человека в молитвенной позе повторяется и на Тихвинской иконе Божией Матери.

Четырехчастная икона

Четырехчастная икона

В ноябре 1917 года Благовещенский собор сильно пострадал во время обстрела Кремля. А весной 1918 года, когда новая власть переехала в Москву, доступ в Кремль был закрыт. Собор, как и многие другие храмы, превратили в музей. Он и сейчас по большей части выполняет эту роль. Сюда со всех концов земли стекаются туристы всех национальностей. Лишь раз в год на престольный праздник здесь совершается патриаршее богослужение.

В левом нижнем углу можно увидеть портрет Иоанна Грозного в виде коленопреклоненного юноши в княжеском головном уборе. Рядом с ним молодая женщина с ребенком, в них легко узнаются царица Анастасия с сыном

В левом нижнем углу можно увидеть портрет Иоанна Грозного в виде коленопреклоненного юноши в княжеском головном уборе. Рядом с ним молодая женщина с ребенком, в них легко узнаются царица Анастасия с сыном

Интересные факты о Благовещенском соборе

1. Московский Кремль строили итальянские мастера. Благовещенский же собор высочайшим указанием было поручено возвести русским зодчим из Пскова Кривцову и Мышкину.

2. На время строительства нового каменного собора Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

3. Пол храма выложен из ценных пород камней – мрамора, агата и яшмы, которая была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.

4. Царь Федор Иоаннович установил на центральной главе собора крест из чистого золота, который потом долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. В результате он перепутал его с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.

5. В притворе храма находился чтимый образ Всемилостивого Спаса. Один сановник, навлекший на себя царский гнев, по молитве к этому образу получил прощение и возвращение на службу. После этого сюда стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.

Выпускать птиц на волю на праздник Благовещения  - древний русский обычай

Выпускать птиц на волю на праздник Благовещения — древний русский обычай

В блокнот паломнику:

Адрес: 103132, Москва, Кремль

Проезд: ст. м. «Охотный ряд», «Библиотека им. Ленина», далее пешком

Билеты можно приобрести в кассовом павильоне, расположенном в Александровском саду (выход из ст. м. «Библиотека им. Ленина», по переходу к Александровскому саду). Кассы работают ежедневно, кроме четверга, с 9.30 до 16.30. В летний период до 17.00.

Территория Кремля и его музеи открыты для посещения ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. В летний период до 18.00

Мария Козырева