Назад

Небесный покровитель Сибири

Дни памяти святителя Иннокентия Иркутского: 23 июня - Собор Сибирских святых, 22 февраля - обретение мощей, 9 декабря - преставление

Дни памяти святителя Иннокентия Иркутского:
23 июня — Собор Сибирских святых, 22 февраля — обретение мощей, 9 декабря — преставление

Святитель Иннокентий стал первым епископом, возглавившим самую большую епархию Российской империи. Она простиралась от Прибайкалья до Тихого океана и занимала шесть с половиной миллионов квадратных километров.

Обширные территории Сибири и Дальнего Востока в конце XVII – начале XVIII веков постепенно заселялись русскими переселенцами. По берегам многочисленных рек они строили зимовья и остроги для защиты от набегов, а вместе с ними ставили часовни и строили монастыри. Священников из Центральной России присылали сюда редко, их катастрофически не хватало. Порой вместо священников избирали кого-то из прихожан или из низшего звена церковнослужителей, чтобы можно было совершать обряды. Такие люди были недостаточно грамотными и слабо разбирались в вопросах богословия, а порой не умели даже читать и писать. Потребность в образованных пастырях, искренне привязанных к своему краю, знавших жизнь и языки как русских переселенцев, так и коренных народностей, была очень велика.

Отсутствие регулярного сообщения затрудняло связь с приходами и осложняло управление монастырями. В таких условиях организовать работу епархии и вести миссионерскую деятельность среди коренных народов было очень сложно. Однако святителю Иннокентию это удалось. На далекой окраине России он стал неутомимым проповедником Христова учения и истинным пастырем, приведшим ко Господу из тьмы язычества немало душ.

Из королевского рода

Иоанн Кульчицкий (будущий святитель Иннокентий) родился около 1680 года в Черниговской губернии в семье священника, который был потомком древнего польского рода. Фамилию свою вместе с дворянским достоинством предки будущего святителя получили от польского короля Болеслава Храброго.

Начальное образование Иоанн получил дома. Затем родители отдали сына в училище при Киевском Богоявленском монастыре, которое впоследствии было преобразовано в Киевскую духовную академию. Здесь Иоанн изучал риторику, философию, богословие, латинский, греческий и польский языки. К учебе относился прилежно и с успехом освоил все дисциплины. Среди учителей будущего святителя были митрополит Стефан (Яворский) – впоследствии местоблюститель Патриаршего престола, а также известный проповедник архиепископ Феофан (Прокопович).

Ко времени окончания академии Иоанн Кульчицкий принял монашеский постриг с именем Иннокентий. Тогда же его наставник митрополит Стефан (Яворский) вызвал Иннокентия в Москву и определил учителем и префектом в Славяно-греко-латинскую академию. В 1719 году отца Иннокентия пригласили в Санкт-Петербург в новый Невский монастырь, будущую лавру. И уже через год он нес послушание наместника Александро-Невской лавры.

Как раз в это время Петр I размышлял над созданием Русской духовной миссии в Пекине. Талантливого проповедника и искусного организатора иеромонаха Иннокентия решено было поставить во главе этой миссии с возведением в сан епископа. Хиротония состоялась 5 марта 1721 года в Александро-Невской лавре в присутствии государя. В указе Синода говорилось, что иеромонах Иннокентий рукополагается во епископа «для проповеди Слова Божия и размножения ради православныя восточнаго благочестия веры в Хинское государство, где архиерея прежде сего не бывало».

Долгий путь

Сразу после Пасхи, на Светлой седмице, владыка Иннокентий выехал из северной столицы на восток. Его сопровождали два иеромонаха, иеродиакон, пять певчих и три служителя. Суровый климат, незнакомые места, отсутствие дорог, дикие звери, инородцы-кочевники делали путешествие трудным и опасным. Одиннадцать месяцев епископ и его спутники добирались до Иркутска, откуда двинулись дальше за Байкал и остановились на границе с Китаем в Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд в страну. Переговоры шли трудно и затянулись на несколько лет.

Не получая жалования, владыка Иннокентий содержал себя и членов миссии подаяниями доброхотов. Миссионеры вынуждены были добывать пропитание рыбной ловлей или наниматься на работы к местным хозяевам. Негде было жить, приходилось проситься на постой до тех пор, пока монахи Троице-Селенгинской обители не приютили миссионеров на монастырской даче. Чтобы даром не есть монастырский хлеб, владыка и его диакон писали для храма иконы.

Святитель Иннокентий возглавил самую большую епархию Российской империи, территория которой простиралась Прибайкалья до Тихого океана и занимала шесть с половиной миллионов квадратных километров

Святитель Иннокентий возглавил самую большую епархию Российской империи, территория которой простиралась от Прибайкалья до Тихого океана и занимала шесть с половиной миллионов квадратных километров

Из-за политических интриг епископ Иннокентий так и не получил разрешения на въезд в Китай. Но это вынужденное «сидение» в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских и бурятских племен. Кроме того, владыка, используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, восполнял недостаток духовенства за Байкалом, избавляя ставленников от долгого и трудного пути в Тобольск для принятия сана.

В марте 1725 года епископ Иннокентий получил распоряжение переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там до новых предписаний. Спустя два года из Петербурга пришло высочайшее повеление – владыка Иннокентий назначался епископом Иркутским и Нерчинским. Этим решением была образована новая кафедра.

Однако владыка столкнулся с теми же проблемами, что и в Селенгинске, – не на что было жить. Консистория отказалась платить жалование на том основании, что оно было назначено якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске. Владыка устроился в Вознесенском монастыре на другом берегу Ангары. Чтобы попасть в Иркутск, ему необходимо было переправляться через реку. В городе у епископа не было постоянного пристанища. Тогда он обратился к жителям Иркутска с просьбой дать ему на время помещение, но среди горожан не нашлось ни одного человека, готового принять под свой кров будущего молитвенника за всю Сибирь. Наконец, в 1728 году провинциальная канцелярия сжалилась над владыкой и отвела ему бывший дом боярского сына Димитрия Елезова.

«Любимцы мои»

Человек высоких нравственных качеств, прекрасно образованный, искусный проповедник и талантливый организатор, епископ Иннокентий был жизненно необходим новой епархии. Своей главной задачей владыка считал укрепление православия на новых территориях и распространение веры среди коренного населения Сибири.

В его правление почти полностью завершили строительство кафедрального Богоявленского собора. Он оказал помощь открытой при Вознесенском монастыре монгольской школе, которая находилась в плачевном состоянии. Было повышено жалование учителям, владыка потребовал от монастырей аккуратной высылки денег, положенных на содержание учеников. Из Селенгинска был вызван переводчик. Вскоре при монгольской школе открылось отделение для обучения детей всех сословий славяно-русской грамоте и письму. С 1727 года школа стала русско-монгольской. Всем церковнослужителям было предписано отдавать своих детей для обучения в эту школу. Владыка неустанно заботился о ее устройстве, подборе учителей, обеспечении учеников книгами, одеждой, продовольствием. Он не жалел для школы средств, включая свои собственные.

Первый Иркутский епископ позаботился и о своих преемниках – ему удалось добиться выделения из государственной казны средств на их содержание и на строительство архиерейского дома. При епископе Иннокентии были определены границы новой епархии.

Никакие тяготы не могли остановить владыку в его стремлении проповедовать слово Божие. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал ко Христу не только семьями, но и целыми стойбищами. Из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное. Святитель выбрал путь личного примера, смирения, незлобивости, кротости, трудолюбия, а главное, неустанной молитвы за тех, кого он обращал в веру и кого называл «любимцы мои».

Шил обувь и вершил суд

По долгу службы владыка занимался и судебными делами. Нестяжательность, внимательность к людям были его отличительными чертами. Он выслушивал всех, рассматривал дела по справедливости и без задержек.

К вопросам духовным и нравственным владыка относился строго и давал им должную оценку в своих решениях и проповедях. Суеверие считал несовместимым со служением в Церкви, всеми силами стремился искоренить порок пьянства, не выносил ябедничества, оговоров и клеветы.

Имея слабое здоровье, епископ Иннокентий не оставлял молитвенного подвига и не давал поблажек плоти. Носил власяницу, поверх которой был подрясник из шкуры лося. Молиться святитель любил за монастырской оградой в пещере, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у владыки обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться у его стен с четырех сторон.

Он никогда не оставался праздным – по ночам шил обувь для школьников, а днем помогал монахам ловить рыбу или чистил дорожки. Утешением для него было помогать бедным. Особенно он любил детей, которые отвечали ему взаимностью и в летнее время приносили владыке ягоды.

В 15 верстах от Вознесенского монастыря находилась деревенька Малая Еланка, где был склад монастырского хлеба, а вокруг пашни и сенокос. Это уединенное место, окруженное лесом, очень нравилось епископу. Он часто приезжал сюда отдохнуть. Но нередко принимал участие в полевых работах. В Малой Еланке при епископе Иннокентии была построена часовня, сюда из монастыря ходили крестным ходом. Владыка предсказал, что на ее месте будет стоять церковь. Храм действительно здесь появился, но значительно позже, когда проложили железную дорогу от Иркутска на восток.

Рядом с храмом есть источник. Набрать «иннокентиевской» водички сюда приезжают не только из Иркутска. В советское время власти замуровали источник, но вода пробилась из-под земли многочисленными ручейками и затопила окрестные места, так что пришлось его открыть.

Огонь не тронул храм

Еще при жизни святителя ему приписывали около трехсот чудотворений. Например, в 1727 году в его епархии случился неурожай хлеба, людям грозил голод. Тогда в храмах Иркутска по указанию епископа Иннокентия стали служить молебны о ниспослании дождя и читать Акафист Божией Матери. «Моления, – предсказывал владыка, – должны окончиться в Ильин день». И, действительно, на Пророка Илию в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что на улицах города вода стояла по колено. Засуха прекратилась.

Подчас Господь особыми знамениями указывал на избранничество епископа Иннокентия. Однажды во время крестного хода случился проливной дождь, все богомольцы промокли, но на облачение владыки не упала ни одна капля.

Рака с мощами святителя Иннокентия в Знаменском монастыре в Иркутске

Рака с мощами святителя Иннокентия в Знаменском монастыре в Иркутске

Суровый климат Сибири, непрерывный труд, дальние разъезды отразились на слабом здоровье владыки. В начале 1731 года он уже с большим трудом совершал службы, но не жаловался на свои немощи. Однако вскоре они стали очевидными для окружающих. В октябре владыка тяжело заболел и слег. А 26 ноября (по старому стилю) 1731 года отошел к Господу.

Тело владыки поместили в каменный склеп под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Вознесенском монастыре. Через тридцать три года после его кончины при перестройке храма обнаружили, что тело, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление. С тех пор началось народное почитание мощей.

В 1783 году страшный пожар уничтожил почти все монастырские постройки и подбирался уже к Тихвинскому храму, где покоился святитель. Люди с ужасом ожидали, что мощи погибнут в огне, и просили у епископа Михаила (Миткевича) разрешения вынести их. На что владыка ответил: «Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь». И тотчас огонь начал ослабевать. Тихвинская церковь осталась целой и простояла до начала XX века среди каменных, вновь отстроенных стен и зданий монастыря как свидетельство совершившегося чуда.

«Сибирская мумия»

Множились чудеса от мощей святителя. Письма о его заступничестве приходили епархиальному начальству отовсюду. В последних числах сентября 1800 года епископу Иркутскому Вениамину (Багрянскому) пришло письмо за подписью 389 человек, которые просили о прославлении владыки Иннокентия и об открытии склепа для доступа к его мощам. 1 декабря 1804 года после освидетельствования мощей Святейший Синод объявил: тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря с установлением празднования ему 26 ноября, день преставления святителя.

Знаменский монастырь, где сейчас покоятся мощи святителя Иннокентия

Знаменский монастырь, где сейчас покоятся мощи святителя Иннокентия

9 февраля при величайшем стечении народа мощи торжественно, крестным ходом перенесли из Тихвинской церкви в Вознесенский собор. В 1921 году большевистские власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского освидетельствования». Настоятель Вознесенского монастыря епископ Киренский Борис (Шипулин), обращаясь к духовенству и прихожанам, писал тогда: «11 января, мощи святителя Иннокентия были вскрыты. Облачение и одежда сняты, нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым. Церковь заперта. Богослужения прекращены. Монастырь охраняется красноармейцами». Вскоре под усиленной охраной мощи увезли в неизвестном направлении. Долгое время они считались утерянными.

Позже выяснилось, что до 1990 года мощи святителя хранились в одном из подсобных помещений Ярославской церкви Николы Надеина как «сибирская мумия». Священнослужители высказывали предположение, что они принадлежат владыке Иннокентию. В архивах краеведческого музея нашлись документы, подтверждающие эту догадку. Мощи святителя перенесли в Знаменский монастырь, где они покоятся и поныне.

Каждое воскресенье на вечернем богослужении здесь читают акафист святителю Иннокентию Иркутскому, после чего окно раки открывают, и прихожане получают возможность приложиться к святыне.

Набережная реки Ангары

Набережная реки Ангары

Полезная информация:

Знаменский монастырь (здесь хранятся мощи святителя Иннокентия)

Адрес: 664001, Иркутск, ул. Ангарская, д. 14

Тел. (3952) 778-730

Наталия Кулышева