Назад

«Оружие от супротивных супостат»

Казанский монастырь в Ярославле построен по повелению Самой Богородицы, которая обещала быть городу невидимой твердыней и стеной «паче всякия ограды».

Казанский монастырь в Ярославле построен по повелению Самой Богородицы

Казанский монастырь в Ярославле построен по повелению Самой Богородицы

«Иди с иконой в град Романов…»

Найти эту обитель несложно – она находится в самом центре города, на Первомайской (бывшей Казанской) улице. Когда-то одной из доминант здешней местности служила четырехъярусная надвратная монастырская колокольня, но она не сохранилась.

Основанию обители предшествовало явление Пресвятой Богородицы благочестивому жителю города Романова (ныне левобережный Тутаев) Герасиму Трифонову, который находился в Казани по торговым делам. Было это в 1588 году. Матерь Божия велела купить в одной лавочке список с Ее Казанской иконы, доставить в Романов и там выстроить для нее церковь. «Иди с иконой в град Романов и скажи жителям, чтобы храм во имя Рождества Моего, который был перенесен ими на гору, они вернули на прежнее место – под гору и назвали его во имя принесенной тобою иконы». Герасим поспешил исполнить волю Богородицы и едва прикоснулся к новой иконе, как его болевшая правая рука сразу исцелилась.

Более двадцати лет находился в Романове этот образ, прославившись многими чудесами.

Казанская икона Божией Матери в монастырском храме

Казанская икона Божией Матери в монастырском храме

Польский ротмистр и земский староста

В феврале 1609 года город был захвачен польско-литовскими интервентами. Офицер вражеского войска Яков Любский забрал Казанскую икону и вместе с ней приехал в Ярославль, намереваясь увезти ее в Польшу. Ярославцы, прослышав об этом, бросились умолять Любского оставить образ. Он долго не соглашался, однако в какой-то момент вдруг сам принес икону горожанам (был, видимо, ему небесный знак), при этом собирался снять с нее драгоценный оклад. Тогда земский староста купец Василий Лыткин предложил за цельную икону немалые деньги, но офицер, вторично устыженный свыше, отдал ее безвозмездно.

Образ разместили в приходском храме Похвалы Пресвятой Богородицы, и почти сразу же ярославцы испытали на себе милость Царицы Небесной: несмотря на то что полякам и сторонникам самозванца Лжедмитрия II удалось захватить и сжечь Спасскую слободу, попытка их овладеть самим городом провалилась. После трехнедельной осады неприятели «со стыдом отошли от Ярославля».

Вскоре Богородица вновь явилась Герасиму Трифонову, который был уже иноком здешнего Спасо-Преображенского монастыря, и повелела поставить в Ярославле «храм в честь Казанского Ея образа, и тогда Она будет им и городу невидимо твердыня и стена паче всякия ограды и оружие от супротивных супостат».

Жители пошли крестным ходом искать место для будущего храма – нашлось оно на еще незастроенной северо-западной окраине посада. Здесь и появилась деревянная церковь. Икону, перенесенную в новый храм, стали называть Ярославской Казанской и почитать заступницей города.

Ярославль или Романов?

Возле храма сразу же стали селиться монахини располагавшегося в сожженной Спасской слободе Рождественского монастыря, и возникла новая обитель – Казанская.

Патриарх Ермоген своей грамотой определил быть чудотворному образу в Ярославле

От иконы продолжали совершаться чудеса. Например, исцелились полупарализованная старица Анисья и посадский человек Константин, долгое время бывший в исступлении ума.

Между тем обитатели Романова обратились к царю Василию IV Шуйскому с просьбой разрешить вернуть икону из Ярославля обратно в их город. Однако Патриарх Ермоген своей грамотой определил быть чудотворному образу в Ярославле «впредь неподвижно», а для Романова «списать… такой же образ… и обложить и приклад приложить такой же, как и у чудотворного образа». В марте 1611 года список с подобающей честью был препровожден в Романов и поставлен там, где стояла прежняя икона, в Казанской церкви.

Когда обитель процветала

Шли годы. В середине XVII века деревянный монастырский храм был заменен пятиглавым каменным в традиционном ярославском стиле с шатровой колокольней. В 1839-м построили новое здание, архитектором которого стал видный петербургский зодчий Авраам Мельников. Новый Казанский собор получился монументальным, совершенно столичного вида. Его украшением стали трехъярусный золоченый иконостас и росписи в духе академизма.

Несколько ранее в обители появился еще один монастырский храм (зимний) – в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Территория монастыря занимала целый, прежде пустынный квартал между улицами Казанской и Варваринской и Власьевской площадью. Постепенно здесь построили добротные каменные кельи, соорудили также игуменский корпус с домовой Сретенской церковью. Вместо старой «неблаговидной, обросшей деревьями и склонившейся к падению» ограды поставили другую, тоже каменную и тоже с башнями по углам.

Изначально монастырь не был общежительным, он стал таковым лишь в 1802 году. Обитель славилась певческой школой и иконописно-златошвейной мастерской, чьи работы на Парижской выставке 1900 года были отмечены высшей наградой. В стенах монастыря была открыта воскресная школа для девочек.

Замечательной традицией, сложившейся еще в середине XVIII столетия, стал июньский крестный ход с Ярославской Казанской иконой по левому берегу Волги в город Романов, где икона пребывала три недели в Преображенско-Казанской церкви, после чего переправлялась на другую (Борисоглебскую) сторону, в Воскресенский собор. Через две недели образ возвращался в Ярославль по правому берегу.

Второй крестный ход – в Рыбинск – начинался в июле, после престольного монастырского праздника (Явление Казанской иконы). До этого городка шествие двигалось по правому волжскому берегу, а обратно через семь недель – по левому.

С 2000 года Казанский храм стал местом упокоения честных мощей святителя Агафангела (Преображенского), занимавшего Ярославскую кафедру в 1913–1928 годах. Блестяще образованный, скромный и безукоризненно честный, он много потрудился на духовной ниве в разных епархиях. Патриарх Тихон настолько ценил этого человека, что на случай своего ареста указал владыку Агафангела одним из главных кандидатов на роль местоблюстителя патриаршего престола.

С 2000 года Казанский храм стал местом упокоения честных мощей святителя Агафангела (Преображенского), занимавшего Ярославскую кафедру в 1913–1928 годах. Блестяще образованный, скромный и безукоризненно честный, он много потрудился на духовной ниве в разных епархиях. Патриарх Тихон настолько ценил этого человека, что на случай своего ареста указал владыку Агафангела одним из главных кандидатов на роль местоблюстителя патриаршего престола.

В атеистическую эпоху

Летом 1918-го в Ярославле вспыхнуло восстание против Советской власти, большевики подавляли его необычайно крутыми мерами. Шесть дней их дальнобойные орудия, установленные на Туговой горе, вели непрерывный обстрел блокированного города. Казанский монастырь был тогда одним из белогвардейских штабов, тут же разместился лазарет, сестры самоотверженно ухаживали за ранеными офицерами. Именно сюда был направлен самый сильный огонь артиллерии.

Когда город пал, большевики немедленно выселили всех монахинь за Волгу, в действовавший тогда Толгский монастырь, опустевшую обитель отдали под лагерь для заключенных, а потом под казармы войск ГПУ. Многие монастырские постройки, включая колокольню, разрушили. Хотели уничтожить и собор, однако, к счастью, передумали и разместили в нем архив. При этом соскоблили практически всю роспись и обезобразили интерьер перегородками. Ныне перед Казанским собором установлен гранитный поклонный крест с надписью: «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова».

В 20-х годах бесследно исчезла и главная реликвия обители – чудотворная Казанская икона. Сохранилась лишь массивная живописная рама с 20 клеймами, на которых была отражена история написания иконы и история Смутного времени. Рама попала в экспозицию Ярославского художественного музея. Уцелел и список с образа – его выполнили в 1888 году монахини и преподнесли уходившему на покой священнику Иоанну Крылову. Этот список почти сто лет хранился у его потомков до самого возрождения обители, которое началось в 1998 году.

Рака с мощами святителя Агафанела (Преображенского)

Рака с мощами святителя Агафанела (Преображенского)

Казанский собор. Справа храм Покрова Пресвятой Богородицы

Казанский собор. Справа храм Покрова Пресвятой Богородицы

И снова живая

Именно тогда архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров), которому потомки батюшки Иоанна передали по завещанию икону, собственноручно привез ее в монастырь.

Святыни обители: реликварии с частицами мощей святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, преподобного Авраамия Ростовского, благоверных князей Ярославских Феодора, Давида, Константина и Василия. Иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, святителя Луки Крымского, блаженной старицы Матроны.

Распятие с частицами Креста Господня и Горы Голгофы.

В Покровском храме: ковчег с частицей мощей святителя Василия Великого, тапочкой от мощей мученика Евстафия, одежды блаженной матери Алипии Киевской

Богослужения возобновились в Казанском соборе в 2001 году. Тогда же начались реставрационные работы случайно сохранившихся фрагментов фресок на его сводах, завершившиеся через шесть лет. Интересно, что реставраторы нашли старинный ключ от соборных дверей, который инокини вручили владыке Михею. С того момента он вплоть до своей кончины в 2005 году служил здесь.

Ныне в обители подвизаются двадцать пять сестер, в том числе пять послушниц (самой младшей – 24 года, самой старшей, схимонахине Николае, – 76 лет), все они по мере сил восстанавливают монастырские традиции.

Отрадно, что возобновлен крестный ход с Казанской иконой: ежегодно в июле он отправляется через левобережную часть Тутаева до Рыбинска, а возвращается оттуда в Ярославль через правобережную часть Тутаева. Шествие по пути делает остановки во многих храмах.

Каждый год 4 ноября проходит крестный ход по центральным улицам Ярославля – от Казанского собора до бывшего Спасо-Преображенского монастыря, где воздвигнута часовня в память Второго народного ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

О чем мечтают насельницы? О возращении обители полного благолепия – о завершении реставрации всех храмов, о воссоздании монастырской колокольни, об организации гостиницы для паломников. Пока для этой цели оборудованы несколько мест в келейном корпусе с отдельным входом. Здесь же планируется создать трапезную, музей обители, центр социальной, миссионерской и катехизаторской работы и, возможно, воскресную школу.

Второго ноября 2013 года Ярославский художественный музей передал обители точную копию рамы Ярославской Казанской иконы. А год спустя музейщики так же торжественно вручили копию самой иконы, выполненную художником Николаем Мухиным.

Игуменья монастыря Екатерина (Гаева)

Игуменья монастыря Екатерина (Гаева)

В блокнот паломнику:

Адрес: Казанский женский монастырь

150000, г. Ярославль, ул. Первомайская, д. 19-а

Тел.: 8 (4852) 72-59-10 (Казанский собор)

Сайты: http://yar-kazansky.cerkov.ru, www.yarkgm.ru

Настоятельница: игуменья Екатерина (Гаева)

Богослужения совершаются ежедневно

Престольные праздники: 21 июля – Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани; 4 ноября – Избавление Москвы и России от поляков в 1612 году

Александр Алиев, фото Владимира Ештокина