Назад

Отец Гавриил (Бунге): «Пустыню мне заменяет лес»

Около пяти лет назад католическое духовенство было ошеломлено неожиданной новостью: известный швейцарский монах-затворник вдруг принял Православие.

Что только о нем не писали, как только не обличали в СМИ – все это нисколько не задело отца Гавриила (Бунге), главного «виновника» всеобщего возмущения. Новости он не читает, Интернета у него нет, да и рассчитывать на одобрение общественности он не привык.

Отец Гавриил (Бунге). Фото Владимира Орлова

Отец Гавриил (Бунге). Фото Владимира Орлова

Отец Гавриил (в прошлом Габриэль) родился в 1940 году в немецком городе Кельн в семье протестанта и римо-католички. И хотя, по его собственным словам, в такой семье ребенок становится, как правило, ни рыба, ни мясо, свои духовные поиски он начал еще в юности. Изучал творения святых отцов, «Добротолюбие» и патерики. Вскоре возникло желание уйти в монастырь. Однако отец был против, и замысел пришлось на время отложить.

В 1961-м он поехал в Грецию, где произошло его первое близкое знакомство с Православной Церковью. Два месяца Габриэль прожил в семье священника и посещал православные богослужения, так как на острове Лесбос, где он остановился, не было ни одного католического храма. «Ко мне относились чудесно, с большой любовью. На малом входе мне даже подносили Евангелие, чтобы я его поцеловал, словно я был высокопоставленным гостем», – вспоминает отец Гавриил.

После окончания учебы в университете, в возрасте 22 лет, молодой человек вступил в орден бенедиктинцев, где принял монашеский постриг. Заметив интерес своего монаха к восточному христианству, настоятель отправил его в католический бенедиктинский монастырь восточного обряда в г. Шеветонь (Бельгия). Там отец Габриэль прожил 18 лет, изучая наследие восточного монашества, Православной Церкви и святых отцов. А в 1980 году по благословению духовника он поселился в Крестовоздвиженском скиту в горах Швейцарии, где вот уже более тридцати лет ведет жизнь монаха-затворника.

Духовные искания

Одним из главных предметов духовных поисков отца Гавриила было изучение вопроса о разделении Церквей. Начало этих исканий было положено еще во время его пребывания в Греции. Там у него была возможность целую неделю жить в семинарии в Афинах. Во время одного из разговоров с семинаристами отец Гавриил высказал сожаление о том, что Православная Церковь отделилась от католической. На это ему дали ответ, который он никак не ожидал услышать: «Ты ошибаешься, это вы от нас отделились».

Тогда это утверждение настолько поразило молодого монаха-бенедиктинца, что он не нашелся, что ответить. Католики привыкли считать протестантов раскольниками. Так оно и было. Они действительно отделились от Католической Церкви. Но упрекнуть в том же православных не так-то просто. «Ведь речь шла о Церкви апостольского происхождения. Апостол Павел прошел по этим местам еще прежде, чем дошел до Рима», – говорит отец Гавриил.

Так в душе молодого человека начался глубокий духовный поиск, который, по его словам, продолжается до сих пор. Некоторые выводы, которые ему удалось сделать в ходе своих размышлений, изложены в книге «Скудельные сосуды». В ней много внимания уделено практике Иисусовой молитвы в соответствии с учениями Святых отцов. Практика эта, подчеркивает батюшка, была одинакова как на Западе, так и на Востоке.

В скиту у отца Гавриила

В скиту у отца Гавриила

Отец Гавриил потратил много времени и сил, чтобы найти пути примирения Западной и Восточной Церквей. И вот что он выяснил: такое примирение возможно «только в случае возвращения к общим корням. Ведь единая Церковь реально существовала в истории на протяжении тысячи лет». Пытаясь найти способ объединения, отец Гавриил пришел к печальному выводу: «Примирение между Православной и Католической Церквами на уровне иерархии, структур совершенно невозможно. И оно никогда не произойдет, потому что Восток и Запад слишком далеко отошли друг от друга в ходе исторического развития… Православная Церковь – это не одна из многочисленных Церквей. Это Церковь, которая стоит у самых истоков истинного христианства. В ней нет того разрыва с истоками, который пережила Церковь Западная, когда многие ушли в сторону. Те, кто отделился (и католики, и протестанты), потеряли очень многое из того, чему учили Апостолы. Теперь каждый по-своему толкует Писание. Мне уже 74 года и я до сих пор помню Второй Ватиканский Собор. Тогда я был послушником. Это огромный разрыв внутри Церкви. И это только начало разъединения. Чем это закончится – неизвестно».

Результатом этих размышлений стал вывод о необходимости примирения на личностном уровне. Так отец Гавриил пришел к Православию. 27 августа 2010 года в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке он был принят в Православие митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым). Вскоре после этого отец Гавриил был пострижен в великую схиму, через год возведен в сан схиархимандрита епископом Корсунским Нестором, а еще через год стал настоятелем новоучрежденного православного Крестовоздвиженского монастыря близ города Лугано.

Затворник

Так далеко в швейцарских горах, в самой чаще леса появился православный монастырь, на территории которого расположены скит и несколько домиков. В это уединенное место нельзя проехать на автомобиле, добраться можно только пешком, упорно поднимаясь в гору. Если захотите посетить отца Гавриила, не забудьте заранее договориться с ним по телефону. Иначе территория монастыря может быть просто закрыта на ключ.

«Телефон стоит у нас в трапезной, но я почти никогда не слышу, как он звонит, – признается батюшка. – Тем не менее вы можете оставить сообщение и предупредить о своем визите. Как правило, я принимаю гостей во второй половине дня, а утро выделяю для молитвенных трудов. К тому же у нас печное отопление. Необходимо время, чтобы заготовить дрова и, конечно же, поработать в огороде. Но встреча с людьми – это тоже часть моей работы. Особенно много посетителей приходят ко мне по праздникам. Гости приезжают из Франции, Италии, разных уголков Швейцарии. Они снимают номера в близлежащих гостиницах и приходят к нам на службы». Подавляющее большинство из них – миряне, а не монашествующие. Люди приезжают, чтобы задать волнующий вопрос, попросить совета, получить поддержку. И батюшка никому не отказывает, хотя и говорит, что монахом быть сложно: «Приходится постоянно пребывать в движении. Сегодня очень трудно обойтись без Интернета, телевидения и мобильного телефона. А у нас всего этого нет. Да нам это и не нужно. Монах должен любить свою келью. Авва Моисей говорил: «Сиди в своей келье, и она научит тебя всему». Конечно, мой образ жизни не очень похож на жизнь первых христиан. Зато пустыню мне заменяет лес».

Болезни нашего времени

Схиархимандрит Гавриил редко покидает свой скит. «Сейчас я менее одинок, чем раньше, когда только пришел в эту «пустыню», чтобы служить Богу и слышать Его волю». Духовная помощь ближним – одно из таких служений. Каждому, кто обращается за советом, отец Гавриил помогает: «Все советы должны быть адаптированы к условиям жизни человека, его возрасту, сроку его духовной жизни», – считает он. Многое из того, о чем схиархимандрит Гавриил говорит со своими посетителями, описано в книгах. Некоторые из них переведены на русский язык. Его книги «Гнев, злоба, раздражение», «Объедение, лакомство, чревоугодие», «Тоска, печаль, депрессия» повествуют о соответствующих страстях, которые отец Гавриил считает одними из главных болезней нашего времени. В этих книгах он говорит и о способах борьбы с подобными недугами.

В блокнот паломнику:

Крестовоздвиженский скит (Eremo Santa Croce)

6957 Roveredo TI (Швейцария)

Настоятель: архимандрит Гавриил (Бунге)

Тел.: +41-(0)-91-943-54-80

Подготовила Мария Козырева