Назад

Паломнические реликвии

Главный редактор журнала митрополит Рязанский и Михайловский МАрк

Главный редактор журнала митрополит Рязанский и Михайловский Марк

Нам свойственно стремиться сохранить в своем сердце память о тех местах, с которыми у нас связаны особенно яркие, светлые впечатления. Для этого из разных стран мы везем домой сувениры. Само слово «сувенир» (souvenir) французского происхождения. Означает – воспоминание. Понятию сувенир могут отвечать и фабрично изготовленные вещи, и самобытные изделия местных мастеров народного творчества, и даже камни, веточки дерева и засушенные цветы. Ничего не значащие для одного человека, для другого именно эти предметы оказываются зримым напоминанием о каком-то важном событии в его жизни.

Испокон веков православные паломники также старались приобрести в своих путешествиях материальные свидетельства пребывания в святых местах.

Конечно, самыми первыми дарами Святой Земли, которые христианин бережно хранил по возвращении на родину, становились те самые пальмовые ветви, с которыми в Иерусалиме он участвовал в шествии Недели ваий и благодаря которым возникло само именование «пальмовник», трансформировавшееся со временем в «паломник».

В раннем Средневековье, когда паломничества в Палестину, чаще всего совершавшиеся пешком, занимали продолжительное время и были небезопасны, богомольцы редко что могли позволить себе взять в обратный путь. К тому же память человека той эпохи, не отягощенная обилием лишней информации, от которой так страдают наши современники, лучше запечатлевала увиденное, услышанное и прочувствованное, живее сохраняла образы Святой Земли.

Позже в Иерусалиме и в других местах евангельских событий обустроились монашеские общины, насельники которых занимались иконописанием, вырезанием деревянных крестов из кипариса, изготовлением четок, лампад и других предметов церковного обихода. Все это с благоговением принималось паломниками в обмен на пожертвования монастырю. В среде православных палестинцев в Иерусалиме и Вифлееме также возник слой ремесленников, занимавшихся изготовлением паломнических реликвий. Эту традицию ныне продолжают их потомки. Характерным изделием православных арабских мастеров являются вырезанные из перламутра кресты и объемные иконы.

В XIX веке после длительного перерыва, вызванного политическими причинами, русские вновь обрели возможность посещать Палестину. Такое путешествие благодаря деятельности Императорского Православного Палестинского Общества стало доступно наряду с аристократами и купцами людям простым и небогатым. Не имея возможности на свои копейки приобретать произведения местных мастеров, богомольцы довольствовались тем, что брали с собой немного земли из святого града Иерусалима, камешки с Фавора и Елеона, воду из реки Иордан, веточки пальм и олив.

Именно таковы паломнические реликвии, привозимые со Святой Земли и сегодня. Правда, в отличие от времен минувших, иконами, крестами и другими сугубо христианскими атрибутами на территории Святой Земли свободно торгуют в сувенирных лавках, нередко принадлежащих мусульманам. Тем, кто хоть раз в жизни был в Иерусалиме и посещал Старый город, наверняка приходилось проходить по его узким улочкам, превращенным в бесконечные торговые ряды, где вперемешку лежат и висят в витринах иконы, распятия, церковные свечи, местная керамика, ювелирные изделия, дешевые подделки под старину и тому подобное. В сущности, здесь не может быть речи ни о каком благоговейном или даже уважительном отношении к христианским святыням. Поэтому поощрять такую торговлю не стоит. Лучше всего, как в древности, приобретать святыню в православных храмах и монастырях.

Хотелось бы отдельно отметить некоторые особенности, с которыми может столкнуться православный паломник при посещении святых мест в странах Европы. Например, в церковных лавках и магазинчиках Сербии, Черногории и Македонии, причем даже в очень известных и древних монастырях, можно увидеть бутылки с ракией – крепким алкогольным напитком. Дело в традициях балканского гостеприимства, которым исторически подчинялись и монастыри: всякого гостя полагалось угощать с дороги чашкой кофе и крохотной рюмкой ракии. Если учитывать, что монастыри в Восточной Европе, особенно в период Османского ига, обычно возникали в удаленных и глухих местах, нередко в горах, путь к которым был весьма труден, то такое угощение было оправданно: уставший с дороги, замерзший и промокший паломник нуждался в подкреплении сил. Разумеется, нужно осознавать, что алкогольная продукция, продаваемая при храмах и монастырях, никакого отношения к духовной жизни не имеет и паломнической реликвией не является.

Внимательно нужно подходить к покупке икон и нательных крестов в местах, принадлежащих монашеским общинам и приходам Католической Церкви. Например, базилика над мощами святителя Николая в итальянском городе Бари принадлежит католической общине монахов-доминиканцев, хотя православному духовенству и дозволяется совершать там литургию. Отвечая потребностям православных паломников, особенно русских, францисканцы наряду с традиционными католическими распятиями и иконами, а также флаконами с миром и освященным маслом продают в магазинчике при своем храме православные иконы и кресты. Между изображением Распятия в Православии и Католицизме, так же, как в иконографии святителя Николая, имеются существенные различия, и если нет уверенности в том, что выбранный предмет относится к православной традиции, покупку лучше не совершать. Вообще, в этом вопросе не стоит руководствоваться принципом эстетической «всеядности» – в духовной жизни каждая деталь имеет особый смысл.

Испокон веков православные паломники также старались приобрести в своих путешествиях материальные свидетельства пребывания в святых местах

Испокон веков православные паломники также старались приобрести в своих путешествиях материальные свидетельства пребывания в святых местах

На православном Востоке в витринах церковных лавок можно встретить предметы бытового православного обихода рядом с теми, которые имеют сугубо церковное употребление. Неумение различать их порой приводит к курьезным случаям: желая зримо засвидетельствовать свою принадлежность к Церкви, состоятельные, но не слишком осведомленные люди порой приобретают для себя большие священнические кресты с украшениями, носить которые могут только лица в священном сане. Как-то одна паломница, обладавшая крупной фигурой, сочтя для себя обычный нательный крест слишком незаметным и простым, приобрела как более подходящую большую круглую икону Богородицы на цепочке, украшенную драгоценными камнями. Можно только догадываться о ее чувствах, когда первый же встреченный ею русский православный священник объяснил, что икона является архиерейской панагией, сугубым знаком отличия епископского сана. Во избежание подобных казусов лучше перед покупкой обратиться за советом к священнику или опытному церковному мирянину, сопровождающему группу.

В целом, принимая решение о том, что же привезти с собой из паломнической поездки, стоит руководствоваться соображениями духовной пользы и, разумеется, здравым смыслом.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк