Назад

Погост среди льдин

Остров Буромского

Остров Буромского. Антарктида

В феврале 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил полярную станцию «Беллинсгаузен» в Антарктиде. В единственном постоянно действующем храме на шестом континенте он совершил молебен и заупокойную литию о погибших полярниках.

В Троицком храме Антарктиды Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен и заупокойную литию о погибших полярниках

В Троицком храме Антарктиды Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен и заупокойную литию о погибших полярниках

Печальная статистика

«С особым чувством мы молились здесь, в Антарктиде, за живых и мертвых. За живых, которые трудятся в непростых условиях, и чья работа связана с повседневными рисками; но и за всех тех, кто здесь скончался, иногда при трагических обстоятельствах. Освоение Антарктиды – это работа, связанная с повышенным риском, и мы вспоминали сегодня всех, кто здесь скончался, исполняя свой долг», – сказал Патриарх.

За шестьдесят лет существования Российской Антарктической экспедиции семьдесят восемь человек нашли свое последнее пристанище на ледовом материке: сгорели во время пожара, замерзли в метель, провалились в ледяную трещину, разбились на самолете… Надпись на одной из могильных плит гласит: «Склоните головы, сюда приходящие, они отдали жизнь в борьбе с суровой природой Антарктики». В память о погибших полярниках и была построена церковь Святой Троицы, где попеременно служат монахи из Троице-Сергиевой Лавры. На каждой литургии они поминают имена погибших.

Первопроходцы

Первую жертву Антарктида забрала в 1956 году, когда строили полярную станцию «Мирный». На неокрепший лед разгружалось судно. Один из тракторов с прицепленными санями прорезал гусеницей лед и заглох. Водитель выскочил из кабины. Эту картину наблюдали несколько человек, в том числе и Иван Хмара. Он запрыгнул в трактор, схватился за рычаги и рванул вперед, чтобы спасти машину – ведь этот трактор должен был еще служить людям, строить первую станцию, но …он стал быстро погружаться в воду. Ивану Хмаре исполнилось всего двадцать лет. Как вспоминают полярники, в тот день Иван получил радостную телеграмму из дома – у него родился сын.

Гибель тракториста Ивана Хмары. 1956 год

Гибель тракториста Ивана Хмары. 1956 год

Обелиск на острове Буромского

Обелиск на острове Буромского

Во время второй экспедиции при разгрузке корабля обвалился ледовый карниз, на котором стояли люди. Девять человек оказались в ледяной воде. Двоих спасти не удалось – Николай Буромский и Евгений Зыков погибли. Место, где произошла трагедия, стали называть «Барьером отважных», а остров, на котором похоронили полярников, получил имя Буромского.

Сегодня здесь покоятся сорок четыре человека, и это не единственное кладбище в Антарктиде. На станции «Молодежная» – девятнадцать могил, на «Прогрессе» – три, на «Новолазаревской» – одна. Когда священник отправляется зимовать на «Беллинсгаузен», он добирается до Антарктиды, как правило, на судне «Академик Федоров». За время путешествия у него бывает возможность посетить эти станции и отслужить панихиду на месте упокоения русских полярников. На Антарктиде не добраться до земли, поэтому могилы здесь не роют. Из толстого листового железа сваривают саркофаг и укрепляют его на камнях. Если тело погибшего найти не удалось, захоронение обозначают условно.

Алексей Карпенко

В апреле 1982 года на станции «Восток» случился пожар. Горела дизельная электростанция, которая в самой холодной точке Земли была единственным источником тепла. В огне погиб старший механик Алексей Карпенко – он до последнего пытался потушить пожар изнутри.

На «Востоке» зарегистрирована самая низкая температура на планете – минус 89,2°С. Здесь три с половиной тысячи метров над уровнем моря и острое кислородное голодание. Нельзя быстро ходить, невозможно глубоко дышать, любой предмет кажется втрое тяжелее обычного. Полярная ночь длится пять месяцев в году. И в таких условиях – без тепла и света – полярникам предстояло продержаться почти полгода, до наступления антарктической весны. Пока температура не поднимется хотя бы до минус пятидесяти, ни один самолет и ни один вездеход не сможет прийти к ним на помощь.

Пожар на станции "Восток". 1982 год

Пожар на станции «Восток». 1982 год

Похороны Алексея Карпенко на острове Буромского

Похороны Алексея Карпенко на острове Буромского

Но обреченные на гибель люди выжили. Полярники нашли на складе списанный дизелек и смогли его восстановить. Мощности машины хватило лишь на радиостанцию и одну электрическую лампочку. Из запасов парафина, который нашелся у астрофизиков, наделали свечей, соорудили печки-капельницы. Приспособились даже выпекать хлеб. Но этот процесс был настолько трудоемким, что каждому доставалось лишь по маленькому кусочку в день – как при блокаде в Ленинграде. Большинство научных работ пришлось свернуть, но каждые три часа мир по-прежнему получал с «Востока» ценные прогнозы и метеосводки. Это значит: самая изолированная на планете станция продолжала жить.

Останки Алексея Карпенко восточники похоронили в маленьком медицинском ящике около станции, а на следующий год, когда пришла смена, перенесли их на остров Буромского.

Дмитрий Ламакин

Каждый год, как только в Антарктиде начинается весна, на станцию «Восток» отправляется санно-гусеничный поезд. Он везет продукты, технику, оборудование, но самое главное – сотни тонн топлива, необходимые для жизни на Полюсе холода.

До начала XXI века вездеходы шли на «Восток» по самому короткому маршруту – от станции «Мирный». Путь длиной 1410 километров занимал около трех месяцев. Эта дорога готовила людям множество испытаний. Самый опасный участок трассы – первые сто километров. Здесь ледник сплошь покрыт трещинами. Он непрерывно сползает в океан, и расположение трещин постоянно меняется, а их глубина достигает нескольких сотен метров. Из соображений безопасности тягачи должны идти строго друг за другом – след в след.

Погибший механик Дмитрий Ламакин. 2008 год

Погибший механик Дмитрий Ламакин. 2008 год

В 2008 году вереница вездеходов уперлась в широкую трещину. Чтобы преодолеть ее, нужно было соорудить деревянный настил. На помощь со станции «Мирный» позвали механика Дмитрия Ламакина. Он сделал все, что было в его силах. Переход был построен, и вездеходы могли продолжить свой путь. Но неожиданно тягач Димы сорвался в трещину.

Сразу после трагедии вездеход поднять не удалось. Экспедиция торопилась на «Восток», а первая же пурга замела трещину до самого верха. Но молитвами матери и жены Димы на следующий год в Антарктиду был отправлен отряд Центроспаса. Двенадцати спасателям предстояло найти тело Дмитрия, а для этого вскрыть многометровый слой снега, который спрятал трещину. В Антарктиде эти люди были впервые и сами могли повторить судьбу Дмитрия Ламакина. Через две недели упорной работы спасатели были почти у цели. Но внезапно налетевшая пурга свела на нет все их усилия – трещину снова засыпало снегом, и все нужно было начинать сначала.

В конце антарктического лета семья Димы получила долгожданную телеграмму: «Задача выполнена». Дима стал одним из немногих погибших в Антарктиде полярников, кого похоронили на родине, в Краснодарском крае…

Надгробие над могилой Юрия Пасько

Надгробие над могилой Юрия Пасько

От первого лица:

Владыка Каллистрат

Владыка Каллистрат

«В 2020 году мы будем вспоминать подвиг русских моряков и праздновать 200-летие открытия Антарктиды экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. К этому событию хотелось бы совместно с Российской Антарктической экспедицией провести на острове Буромского реставрационные работы, которые уже назрели сегодня, в том числе установить новый поклонный крест. Святейший Патриарх Кирилл благословил наши начинания. Мы склоняем голову перед всеми отдавшими свою жизнь во имя служения своему делу, людям, Отечеству, Богу. Ведь нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.»

Епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат. Будучи иеромонахом, владыка принимал участие в строительстве антарктического храма и дважды зимовал на «Беллинсгаузене».

Ольга Стефанова.

Фото для статьи предоставлены автором