Назад

Покров во Влахернах

Только раз в год, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в том храме, где в начале X века было явление Божией Матери, совершается торжественное богослужение на церковнославянском языке.

Своим ходом

По правде сказать, я и не чаял оказаться на литургии в знаменитом Влахернском храме. И тем более – в день праздника. Знал, что греки отметили Покров Пресвятой Богородицы на две недели раньше. И все же я спросил у прихожанки русской Андреевской церкви в Стамбуле, когда можно посетить Влахернский храм. В ответ услышал, что именно 14 октября там будет праздничное богослужение. Оказалось, что недавно назначенный на приход Андреевской церкви архимандрит Панарет является клириком Влахернского храма и теперь по просьбе своих прихожан служит на Покров во Влахернах.

Вряд ли вы сможете отыскать на картах Стамбула храм Влахернской иконы Божией Матери. И далеко не всякий таксист знает это место. Однако самостоятельно добраться до церкви не составит большого труда. В старом городе на автостанции «Эминеню» вы садитесь на любой автобус, следующий по берегу залива Золотой Рог, и выходите на остановке «Айвансарай».

За этими воротами находится Влахернский храм

За этими воротами находится Влахернский храм

Вы увидите, что рядом с остановкой сквозь хаотичную восточную застройку проступает стена древнего Константинополя с остатками врат, возле которых в Средневековье плескалось море – сейчас залив отступил от стены метров на двести. Когда-то здесь были Царские сходни – место причала корабля императора. Пройдя несколько десятков метров по переулку вглубь жилых кварталов, вы упретесь в серые железные ворота с крестом наверху. Это и есть вход на территорию знаменитого храма.

Так сегодня выглядит знаменитый Влахернский храм

Так сегодня выглядит знаменитый Влахернский храм

Восставшая из пепла

За большим садом с раскидистыми гранатовыми деревьями и вьющимся виноградом невысокая Влахернская церковь просто незаметна. Я убедился, что не ошибся воротами, только когда увидел звонницу, утопающую в объятиях кедра и кипариса. Сейчас великая святыня выглядит более чем скромно.

Церковь, построенная в V веке, изначально имела величественный вид – на древних иконах праздника Покрова она предстает трехъярусной и многокупольной. Но в 1434 году храм сгорел до основания. Поджигателями оказались городские мальчишки, гонявшие по крышам голубей. У последних императоров Византии не было средств для восстановления святыни, и храм пролежал в руинах почти четыреста пятьдесят лет.

Только во второй половине XIX века греческая община выкупила этот участок земли и восстановила церковь. От древнего храма сохранилось несколько мраморных капителей и обломков колонн – они выставлены во дворе у алтарной части. Еще уцелела каменная икона-барельеф (по всей видимости, на ней изображены равноапостольные Константин и Елена), которую можно увидеть в притворе на южной стене.

Старинная храмовая икона Покрова пресвятой Богородицы

Старинная храмовая икона Покрова пресвятой Богородицы

Особая атмосфера

Внешне очень простая церковь внутри поражает атмосферой древности. Пол храма находится на три метра ниже уровня земли. Все, что выше, – тысячелетний культурный слой. Даже в ясный солнечный день здесь царит таинственный полумрак. Строители не смогли расчистить все пространство древней святыни, но добрались до нижнего яруса и алтаря – так что молящиеся сегодня стоят ровно на том же месте, где совершалась литургия в византийские времена. Иконы и настенные росписи за полторы сотни лет, со времени восстановления церкви, уже состарились и вполне соответствуют многовековой истории храма. Поднимаю голову – из небольшого купола льется теплый малиновый свет.

На службу пришли около ста человек, в основном русские – те, кто постоянно живет в Стамбуле, и те, кто в эти дни совершал паломничество по святым местам древнего Константинополя. Им, как и мне, просто посчастливилось попасть сюда на литургию в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. На клиросе пел хор Андреевской церкви. Приход этого русского храма весьма примечателен. Многие годы он состоял из представителей старой русской эмиграции. Да и сейчас остались еще несколько потомков той диаспоры. На службу, например, пришла внучка звезды немого кино Веры Холодной, названная в честь бабушки тоже Верой.

Свечной ящик, где принимают записки о здравии и за упокой, здесь устанавливать не принято. Если кто-то хочет подать записку, самостоятельно относит ее к алтарю, а пожертвования опускает в специальный ящик. При этом записки можно писать по-русски.

Башня Калигария у древних стен Влахерн

Башня Калигария у древних стен Влахерн

Невидимый омофор

О том, что произошло во Влахернском храме в начале Х века, мы знаем из жития святого Андрея, Христа ради юродивого. У стен Царьграда стоял враг, и горожане собрались во Влахернской церкви на всенощное бдение, чтобы помолиться о спасении города. Блаженный Андрей увидел стоящую «на воздухе» Богородицу в окружении ангелов и святых и сказал о видении своему ученику святому Епифанию – будущему патриарху Константинопольскому.

Пречистая Дева молилась со слезами на глазах, после чего покрыла народ в храме своим омофором, защитив его от врага. Никто, кроме святых, этого не видел, но вскоре все смогли убедиться в милости Богоматери. Осада Царьграда была снята – враг отступил.

Праздник Покрова на Руси всегда был любим, как ни в одной другой стране. Особо почитался и блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Известно, что он был славянином (возможно, из русских земель), проданным в рабство. Житие святого Андрея было переведено с греческого на церковнославянский язык еще в XII веке – значительно ранее не только всех других текстов житийной литературы, но и многих книг Священного Писания. Существует предположение, что и сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы изначально был установлен именно на Руси, а не в Византии.

Небольшой уютный сад возле церкви

Небольшой уютный сад возле церкви

Риза Богородицы и саван Спасителя

Когда-то в древнем Влахернском храме хранилось несколько великих святынь. Риза Богородицы, найденная в Назарете, была перенесена в Царьград в 474 году – в честь этого события установлен праздник Ризоположения. За долгую историю осад Константинополя жители города не раз выносили святыню из церкви и проходили с ней по крепостной стене, прося у Богородицы помощи.

В «Повести временных лет» рассказывается, как корабли Аскольда и Дира, осадившие Царьград, разметала внезапно поднявшаяся буря. Это случилось после того, как Патриарх Константинопольский погрузил Честную ризу в воды Влахернской бухты. Языческие князья были настолько поражены свершившимся на их глазах чудом, что решили принять христианство. Крестились здесь же в Царьграде, сразу после того как утих шторм. Во святом Крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир – Илией.

Позднее в ковчег с ризой были помещены омофор и пояс Богородицы, обретенные в Ее гробнице в Гефсимании. Возможно, среди святынь церкви была и знаменитая Туринская плащаница. Крестоносец Роберт де Клари, участвовавший в захвате Царьграда в 1204 году, утверждал, что во Влахернском храме хранился «саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было ясно видеть Лик нашего Господа». Видимо, это та самая плащаница, которая теперь хранится в Турине.

«Омой грехи свои»

Какие же святыни до наших дней сохранились в храме? Это святой источник с мраморной купелью и чудотворная Влахернская икона Божией Матери. Источник находится прямо в храме справа от алтаря. Это целый грот, уходящий глубоко под землю. О том, что храм изначально был построен именно у целительного ключа, свидетельствует древнее византийское «послание». В нем говорится, что здесь «бьют источники для телесных омовений, избавляющие и от душевного морока». В византийские времена в этих водах императоры совершали особое ритуальное омовение, последовательность которого подробно описана в трактате Константина Багрянородного.

Целительная сила источника известна уже полторы тысячи лет. Обычай умываться водой из него закрепился еще в древности, при этом было замечено, что особенно часто святая вода исцеляла глазные болезни. У источника люди просили у Господа и о духовном прозрении, крепости в вере. На мраморной плите запечатлен призыв: «Омой свои грехи, а не только лицо».

Вода в источнике по-прежнему бьет ключом, ее температура 39 градусов. Однако в сам грот никому, кроме служителей храма, пройти не дозволяется. Паломники набирают святую воду из кранов, вмонтированных в мраморную купель.

Святой источник, давший начало храму

Святой источник, давший начало храму

Влахернский образ

Чудотворная Влахернская икона Божией Матери находится также справа от алтаря, непосредственно возле источника. Святыня, увы, пребывает в плачевном состоянии. Прекрасный оклад сверкает серебром, но само изображение Богородицы едва различимо. Икона отгорожена стеклянной дверцей, за которую все желающие опускают пожертвования на восстановление Влахернского образа. За стеклом немало серебряных подвесок, имеющих форму руки, ноги или целого человека. Так по греческой традиции верующие благодарят Пречистую Деву за исцеление, дарованное по молитве перед Ее образом.

Члены местной общины верят, что это та самая икона Богоматери, которая была написана апостолом Лукой. Святыню приобрела супруга императора Феодосия II Евдокия, когда в 436 году совершала паломничество в Иерусалим. Затем икону преподнесли в дар сестре императора святой Пульхерии, которая и поместила образ во Влахернском храме.

Тысячелетняя история пребывания святыни в Константинополе знаменовалась множеством исходящих от нее чудес – как исцеление страждущих, так и спасение целого города от завоевателей.

Чудотворная Влахернская икона Божией Матери

Чудотворная Влахернская икона Божией Матери

По воле Богородицы

Хорошо известно и о так называемом привычном чуде. Каждую пятницу на закате солнца покрывало, которым был занавешен образ, чудесным образом приподнималось. Византийцы видели в этом особую волю Богородицы. Если император, например, готовился к военному походу и в пятницу перед выходом войск покрывало над иконой не шевелилось, то кампания откладывалась.

Даже свои житейские споры византийцы отдавали на суд чудотворной иконе. Так, в 1075 году губернатор Фессалоник и монахи обители Каллиас спорили из-за прав на мельницу. Дело осложнялось тем, что каждая сторона имела множество судебных вердиктов в свою пользу. Тогда было решено обратиться к суду Богородицы. Перед иконой сложили все документы, условившись, что мельница отойдет монахам, если покрывало не поднимется в течение определенного времени. Когда время истекло, а покрывало не шелохнулось, монахи стали праздновать победу. И в этот момент занавес на иконе стал подниматься. Решение Богородицы заставило всех задуматься…

В притворе храма хранится особо чтимый список с Влахернской иконы Богоматери. Образ хоть и древний, но сохранился очень хорошо. Его специально вынесли в притвор, чтобы паломники могли помолиться Богородице и прочитать перед святыней акафист, если вдруг придут в неурочный час. Церковь открывают только во время богослужений. Как сообщил отец Панарет, службы на греческом языке проходят здесь ежедневно в десять часов утра и в четыре часа вечера, кроме вторника.

По традиции свечи здесь ставят в церковном притворе  в насыпанные  зерна пшеницы

По традиции свечи здесь ставят в церковном притворе в насыпанные зерна пшеницы

Икона-барельеф, уцелевшая от древнего храма

Икона-барельеф, уцелевшая от древнего храма

На шестом холме

После литургии мы с прихожанами Андреевской церкви решили прогуляться по окрестностям. Влахерны – особый район старого города. Он весь сплетен из узких кривых улочек и переулков. То и дело на глаза попадаются старинные деревянные хибары и невысокие дома из дикого камня. Здесь царит патриархальный уклад жизни – спокойный, тихий, очень домашний.

В византийские времена на этом месте была огромная площадь, на которой стоял императорский дворец. По свидетельству очевидца, в нем «от сияния драгоценных камней ночью было светло, как днем». Оставшиеся от дворца руины поднимаются от Влахернской церкви вверх на шестой холм Царьграда. Только так называемый дом Багрянородного частично восстановлен, сейчас в нем находится музей.

Масштабы Влахернской резиденции впечатляют. Сюда на закате Византии переместилась вся жизнь священной империи: государственная, деловая и религиозная.

…Я рассказал местным христианам, что в России на Покров обычно выпадает снег, который верующие воспринимают как видимый символ Божией благодати. «Как же, знаем, – отвечали мне, – “паче снега убелюся”, поется в псалме. У нас тоже зимой раньше снег лежал, в детстве мы на лыжах катались. Теперь, если и выпадает, то быстро тает. Для нас великая благодать на Покров – сама праздничная литургия во Влахернах, ведь в былые годы это случалось так редко».

На праздничной службе

На праздничной службе

Певчие русской Андреевской церкви

Певчие русской Андреевской церкви

Полезная информация:

Моб. тел. о. Сергия Демидова: 8-906-220-92-09

E-mail: denmikbox@mail.ru

Сайт: www.verhniy-belov.ru

Алексей Макеев, фото автора