Назад

По велению Евфросинии Полоцкой

Одна из первых частиц Животворящего Древа Господня появилась на славянских землях благодаря полоцкой княжне, игуменье Спасского монастыря. Для этой величайшей святыни она повелела изготовить мощевик в виде креста.

Евфросния Полоцкая

Евфросния Полоцкая

Трудами Лазаря Богши

Над изготовлением креста трудился известнейший ювелир своего времени – Лазарь Богша, вложивший в него все свое умение и любовь ко Христу.

Шестиконечный крест, символизировавший шесть дней сотворения мира, имел 52 см в высоту. Изготовлен был из невиданного на Руси сорта дерева – кипариса, отделан золотыми и серебряными пластинами. Крест украшало множество драгоценных камней, нить жемчуга, искусные орнаменты.

Иконы с изображением Иисуса Христа, Матери Божией, Иоанна Предтечи, четырех евангелистов, архангелов Михаила и Гавриила, великомученика Георгия были выполнены в сложной технике перегородчатой эмали, которой мастер, вероятнее всего, учился в Византии.

Внутри креста в пяти квадратных ковчежцах находились величайшие христианские святыни: частицы Креста Христова с каплями Его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия Солунского. Они были присланы из Византии по просьбе Евфросинии Полоцкой императором Мануилом Комниным и Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом.

Над изготовлением креста трудился известнейший ювелир своего времени – Лазарь Богша, вложивший в него все свое умение и любовь ко Христу

Над изготовлением креста трудился известнейший ювелир своего времени – Лазарь Богша, вложивший в него все свое умение и любовь ко Христу

 

На обратной стороне креста мастер поместил изображения наиболее почитаемых в Древней Руси святых: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория слова, апостолов Петра первомученика Стефана, мучеников Димитрия и Пантелеимона.

Словно поражаясь своему дерзновению, ювелир выгравировал на кресте молитву: «Господи, помози рабу своему Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи». Это говорило об исключительном статусе мастера – в те времена даже выдающиеся творения ювелиров оставались, как правило, безымянными.

Завет игуменьи

На Полоцком кресте была и другая надпись, сделанная по велению самой заказчицы. «Честное древо бесценно есть… Да не изнесеться из манастыря никогда-же яко и продати и отдати. А ще кто преслушает из несет и от монастыря да не буди ему помощник честный крест ни в сей век ни в будущий, и да будет проклят святою животворящею Троицею… де ему участь с Июдою иже преда Христа…»

Уникальный во всех отношениях крест был изготовлен специально для воздвигнутого Евфросинией в 1161 году Спасо-Преображенского храма. К этой святыне у духовенства было настолько благоговейное отношение, что священники выносили из алтаря «воздвизальный» крест только в дни больших христианских праздников – для осенения народа во время торжественных богослужений.

Сначала Смоленск, затем Москва

Но прошло всего шестьдесят лет, и Полоцк был завоеван смоленским князем Мстиславом Давыдовичем. Разорив город, он не убоялся грозного предупреждения святой Евфросинии и вывез Полоцкий крест в Смоленск.

Смоляне встретили его не как трофей, а как величайшую христианскую святыню, которой поклонялись с благоговением. Чтобы не повредить его, погружая в воду на молебнах, местные мастера в 1495 году изготовили точную копию креста. В Смоленске он пробыл без малого три века.

В начале XVI века столкнулись два давних соперника: Русь и Литва. В 1514 году Василий III занял Смоленск, который входил тогда в Великое княжество Литовское. Завладев святыней, он повелел привезти крест Евфросинии Полоцкой в Москву. В Никоновской летописи читаем: «Егда же благочестивый государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град Москву привезен».

Василий III оценил Полоцкий крест по достоинству, и он попал не в митрополичью, а в царскую казну, став домовой святыней московских государей.

И снова Полоцк

В начале зимы 1563 года под стенами Полоцка шумело, готовясь к штурму города, многотысячное московское войско. Возглавлял полки стрельцов сам царь Иоанн Васильевич. Он начал войну с Великим княжеством Литовским и Ливонией, которые заключили против Руси военный союз. На пути московского войска оказался древний Полоцк.

Отправляясь в этот поход, Иван Грозный взял с собою крест Евфросинии Полоцкой, твердо решив вернуть его городу в случае победы над врагом. Вот что сказано об этом в той же Никоновской летописи: «Царь же и великий князь тот крест обновити велел и украсити. И тот крест взя с собою и, имея надежу на милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя, еже и бысть».

В 1579 году Полоцк был отвоеван у Москвы королем Стефаном Баторием. По его велению крест переносится из разоренного монастыря в Софийский собор, который после заключения в 1596 году церковной унии стал принадлежать раскольникам-униатам. Неведомый никому Промысел Божий сохранял крест в руках униатов более двухсот лет.

Полоцк. Древнее Замчище

Полоцк. Древнее Замчище

В лоне Православной Церкви

К православным святыня вернулась только в 1839 году. Уже исчезли с карты Европы Речь Посполитая и Великое княжество Литовское, прекратила свое существование униатская церковь. Полоцк вновь стал русским городом, центром православной Полоцкой епархии.

Но прошло всего пятнадцать лет, и архиепископ Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский), отправляясь в Москву, берет крест с собой. Таков, по его мнению, был Промысел Божий.

Вот как он объяснил свой поступок: «В самый момент выезда моего из Полоцка (в Москву и Санкт-Петербург для сбора необходимых средств), когда я садился в экипаж, почтальон подает мне свиток и письмо на мое имя от господина директора хозяйственного при Святейшем Синоде управления…который просил меня проверить… и исправить рисунок упомянутого креста, препровожденный в сказанном свитке, с подлинником. Не имея ни времени, ни возможности исполнить это требование… я велел ризничему священнику Богдановичу… принесть мне с футляром оный и повез его с собою вместе со сказанным рисунком». Так в 1844 году крест впервые с XVI столетия покинул Полоцк.

Нескончаемый поток богомольцев

Весть о прибывшей в Москву реликвии тут же облетела весь город. Крест был помещен в Успенском соборе Кремля, и к нему устремилось огромное число богомольцев. Храм был открыт с 5 часов утра до 10 часов вечера, и все это время нескончаемый поток людей приходил поклониться святыне.

Епископ Василий вспоминал о том, что «духовенство развозило ночью упомянутую святыню с особым благоговением по домам чиноначалия, вельмож, князей и графов и богатых купцов для совершения в их помещениях молебствий с водоосвящением. Сему духовенству было строго воспрещено святителем митрополитом Филаретом погружать сей крест в воду, а иметь для сего другой из собора крест, а крест преподобной Евфросинии должен был лежать над водою…»

Даже за стеклом музейной витрины святыня представ- ляла угрозу гоните- лям веры

Даже за стеклом музейной витрины святыня представляла угрозу гонителям веры

Позже величайшую святыню перевезли в Санкт-Петербург и выставили для поклонения в Казанском соборе. Удивительно, но благодаря путешествию креста преподобной Евфросинии по русским городам удалось собрать недостающие средства на ремонт обветшавшей Спасской церкви в полоцком монастыре.

В 1851 году крестным ходом из Софийского собора святыня была перенесена в Спасский монастырь. Так, второй раз после Ивана Грозного крест вернулся на то место, где определено было ему находиться преподобной Евфросинией. А в 1910 году рядом со святыней упокоились и мощи самой основательницы монастыря.

Неразгаданная тайна святыни

Прошло еще несколько лет. Некогда единую землю разделили новые границы, Полоцк оказался в Стране Советов. В 1921 году Спасо-Евфросиниевский монастырь закрыли, а крест в числе церковных ценностей изъяли. Семь лет местонахождение святыни оставалось неизвестным. Только в 1928 году директор Белорусского государственного музея В. Ластовский отыскал ее в сейфе полоцкого финотдела и добился перевоза креста в Минск. Однако власти отказались передавать его в музей. Даже за стеклом музейной витрины святыня представляла угрозу гонителям веры. И ее решили отправить… в Могилевский обком партии. Здесь она находилась до 1941 года, а затем таинственным образом исчезла.

Полоцкий крест, освящавший Русскую землю 780 лет, до сих пор не найден. Его искали и в Германии, и в Соединенных Штатах, выдвигали сотни различных версий, но все они оказались безосновательными.

Уже в наши дни брестский ювелир Николай Кузмич воспроизвел точную копию креста, занявшую место древней святыни в воссозданном Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Если вам доведется побывать в Полоцке, зайдите под белокаменные своды Спасского храма, поклонитесь Полоцкому кресту и помолитесь о некогда едином народе, о котором молилась и преподобная Евфросиния.

В блокнот паломнику:

Спасский храм в Полоцке

Адрес: г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, д. 89.

Тел.: +7 (0214)-42-14-29, +7 (0214)-42-70-90

Как добраться:

Из Москвы до Полоцка можно доехать на поезде, отправляющемся с Белорусского вокзала. Через этот город проходит больше 20 поездов – выбирайте самый удобный.

На личном транспорте следуйте по трассе Е22/М9 на Невель. Доехав до этого города, сверните на трассу Р51. Через 52 км съезд направо, на трассу Р133. После пересечения белорусской границы продолжайте движение по трассе Р132, затем – по Р46 до Полоцка.

Полезная информация

Остановиться можно в отеле экономкласса «Двина», расположенном в центре города. Цена за двухместный номер от 1370 рублей в сутки.

Виктор Попов