Назад

По особому адресу

Эта большая торжественная церковь выделяется среди всех Вознесенских храмов Москвы. Но почему ее связывают с именем Папы Римского Мартина? И как объяснить тот факт, что на ее фасаде висит табличка с несуществующим адресом?

Храм стоит на улице Александра Солженицына, но на адресной табличке значится «Большая Алексеевская, дом 15»

Храм стоит на улице Александра Солженицына, но на адресной табличке значится «Большая Алексеевская, дом 15»

О топонимике

Храм стоит на улице Александра Солженицына, но на адресной табличке значится «Большая Алексеевская, дом 15». Улица, которой не существует в Москве больше ста лет, была названа по имени Алексеевской слободы, образовавшейся на окраине Москвы в начале XVII века. А слобода, в свою очередь, обязана своим названием митрополиту Алексию, который останавливался в этих местах во время своих поездок в Спасо-Андроников монастырь.

Указатель

Указатель

После революции улица, где стоит храм, была переименована в Большую Коммунистическую. Когда распался Советский Союз, ее название решено было изменить снова. Прихожане и священнослужители надеялись, что храму вернут его дореволюционный адрес, и заранее повесили табличку с этим адресом. Но на современных картах города появилась совсем другая улица – Александра Солженицына.

…Еще в XIX веке храм был архитектурной доминантой Таганки. На старом снимке из альбома «Москва. Соборы, монастыри и церкви» запечатлена Большая Алексеевская улица, какой она была в 1888 году. Аккуратные ряды деревьев окаймляют широкую проезжую часть с конными экипажами. Вознесшиеся купола храма и белоснежная свеча колокольни господствуют над невысокой купеческой застройкой улицы.

Если сейчас с той же точки посмотреть в сторону храма, то колокольни почти не видно. Со всех сторон ее обступили высокие здания банков и торговых центров, поэтому многие прохожие, снующие между кафе и магазинами Таганской площади, даже не подозревают, что в глубине улицы скрывается удивительной красоты храм с богатой историей и бесценными святынями.

Достопримечательность столицы

Первое упоминание о храме, построенном в Алексеевской слободе, датируется 1625 годом. В летописях говорится, что храм был возведен по случаю восшествия на великокняжеский престол удельного князя Василия III, будущего отца Ивана Грозного. Это произошло 27 апреля, в день памяти святого Папы Римского Мартина Исповедника.

Храм Мартина Исповедника простоял деревянным полтора века, прежде чем его отстроили заново в камне. Реконструкция была начата благодаря счастливому случаю. В 1780 году в Москву приехал с визитом австрийский император Иосиф II. Когда митрополит московский Платон (Левшин) показывал высокому гостю достопримечательности столицы, то не обошел вниманием и два московских храма, построенных в честь святых, почитаемых как на Руси, так и в католической Австрии.

Архивное фото. Конец XIX века

Архивное фото. Конец XIX века

Храм Папы Римского Климента Иосифу II понравился, а вот по отношению к церкви Мартина Исповедника, к тому времени изрядно обветшавшей, император проявил гораздо более сдержанные чувства. После отъезда австрийской делегации по инициативе митрополита Платона было решено отстроить храм заново, да так, чтобы впредь было не стыдно заморским гостям показывать.

Основную часть средств на строительство храма пожертвовал «чайный король», купец первой гильдии Василий Яковлевич Жигарев. Для реализации проекта был приглашен не очень известный в то время архитектор Родион Казаков, пребывавший в тени славы своего талантливого учителя и однофамильца Матфея Федоровича Казакова.

Строительство по благословению митрополита Московского Платона было начато в 1791 году и длилось долгих пятнадцать лет. Ни архитектор, ни меценат Жигарев его окончания дождались. Они умерли, так и не увидев свое детище. Великую радость завершения столь грандиозного дела митрополит Платон, освятивший в 1806 году храм, праздновал уже без них.

После реконструкции главный престол был освящен во имя Вознесения Господня, а приделы – во имя Грузинской иконы Божией Матери и святителя Мартина Исповедника. Но москвичи в силу привычки новую церковь по-прежнему называли храмом Мартина Исповедника.

Будущий святой родился в Италии в VII веке. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора Первого в 642 году пресвитер Мартин был избран на престол. Это было непростое для христиан время. Еретическое учение монофелитов, которое признавало во Христе лишь Божественную волю и отрицало человеческую, охватило Константинополь. Император Констанс издал еретический «образец веры» (типос), обязательный для всего населения. В ответ на это Папа Римский Мартин созвал Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. За это святитель был обвинен в измене и взят под стражу. Он подвергся страшным пыткам, но не признал своей вины и отказался идти на согласие с еретиками. «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии», – сказал он. Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Там 16 сентября 655 года святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями. Он был погребен за пределами города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы. Ересь монофелитов была осуждена на шестом Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника Папы Мартина сначала перенесли в Константинополь, затем в Рим. Почитание святителя началось сразу после его праведной кончины и распространилось по всей Руси

Будущий святой родился в Италии в VII веке. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора Первого в 642 году пресвитер Мартин был избран на престол. Это было непростое для христиан время. Еретическое учение монофелитов, которое признавало во Христе лишь Божественную волю и отрицало человеческую, охватило Константинополь. Император Констанс издал еретический «образец веры» (типос), обязательный для всего населения. В ответ на это Папа Римский Мартин созвал Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. За это святитель был обвинен в измене и взят под стражу. Он подвергся страшным пыткам, но не признал своей вины и отказался идти на согласие с еретиками. «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии», – сказал он.
Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Там 16 сентября 655 года святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями. Он был погребен за пределами города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.
Ересь монофелитов была осуждена на шестом Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника Папы Мартина сначала перенесли в Константинополь, затем в Рим.
Почитание святителя началось сразу после его праведной кончины и распространилось по всей Руси

Под охраной французских солдат

Подчеркнуто монументальный, похожий на дворец, храм сильно выделялся на фоне других столичных церквей. Его даже сравнивали с лондонским собором Святого Павла – таким значимым и величественным он казался современникам.

В храме Мартина Исповедника был отслужен первый благодарственный молебен по случаю победы над французами

Однако всего шесть лет радовал он москвичей. В 1812 году французы вошли в Москву. В отличие от других столичных храмов он не был разграблен наполеоновскими солдатами. Во многом благодаря тому, что неподалеку, в доме купца Баташева, располагалась резиденция маршала Мюрата. Маршалу настолько понравился храм, что он поставил около него взвод солдат для охраны от мародеров. По преданию, бывал здесь и Наполеон Бонапарт. Взобравшись на колокольню, французский император наблюдал за тем, как москвичи покидают город…

И все же храм тогда сильно пострадал – от московского пожара 1812 года. Восстановительные работы были почти такими же долгими, как и строительство. Церковь вновь освятили лишь в 1821 году. Если до войны она была холодная, то после реставрации в ней появилось калориферное отопление.

Храм заново благоукрасили. В знак победы русского оружия над наполеоновскими войсками новый алтарь был сооружен в виде триумфальной арки. Еще одним украшением стали фрески итальянского живописца Антонио Клауди.

Настоятель храма - протоиерей Александр Абрамов

Настоятель храма — протоиерей Александр Абрамов

Чудесные открытия

– В советское время здание церкви сохранилось лишь благодаря тому, что оказалось удобным для Книжной палаты, – рассказывает клирик храма иерей Валерий Степанов. – Храм разделили перекрытиями на пять этажей и огородили высоким зеленым забором.

Когда в 1990 году его передали Церкви, он был в страшно запущенном состоянии. Начались восстановительные работы, в ходе которых были частично открыты фрески Антонио Клауди. Одна из его работ – «Вход Господень в Иерусалим» – украшает апсиду нашего храма с внутренней стороны. Ее обнаружили совершенно случайно. Сначала думали, что фреска не сохранилась. Но, оказалось, когда в 30-м году советские власти решили закрыть храм, кто-то спрятал роспись за тонкими листами фанеры и закрасил. Так она невредимой дошла до наших дней.

Исторический иконостас в виде триумфальной арки

Исторический иконостас в виде триумфальной арки

Другая чудесная находка – исторический иконостас храма, тот самый, в виде триумфальной арки. Много лет он лежал в запасниках Архитектурного музея имени Щусева – забытый и никому не нужный. Когда храм вернули Церкви, иконостас отреставрировали и установили на место, но следы от веревок, которыми долгое время были связаны колонны, видны до сих пор.

Уникальные святыни

Мало кто знает, что всего в нескольких десятках метров от Покровского монастыря, где хранятся мощи блаженной старицы Матроны, находятся уникальные святыни, связанные с именем этой святой. Речь идет о погребальной сорочке, поясе, остатках гроба и большой частице святых мощей Матроны Московской, которым можно поклониться в правом приделе храма.

Ковчег, где хранятся частица мощей святой Матроны, погребальная рубашка, пояс и часть гроба

Ковчег, где хранятся частица мощей святой Матроны, погребальная рубашка, пояс и часть гроба

Но как эти святыни оказались в храме Мартина Исповедника? В 1998 году, когда были обретены мощи блаженной, Патриарх Алексий II благословил передать эти святыни храму Мартина Исповедника, настоятель которого Александр Абрамов входил тогда в комиссию по обретению мощей.

Блаженная Матрона предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу». Так, по предсказанию святой, и случилось.

Грузинская икона Божией Матери. Старинный чудотворный образ

Грузинская икона Божией Матери. Старинный чудотворный образ

…В приделе Грузинской иконы Божией Матери у одноименного образа всегда теплятся свечи. Это один из трех чудотворных списков с первообраза, который чудом дошел до наших дней. Когда-то он хранился в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Гороховом поле. Икона очень полюбилась императрице Анне Иоановне, и она повелела украсить ее дорогим окладом. Настолько дорогим, что у иконы день и ночь стояли два поста охраны.

После революции икону ограбили – сняли с нее дорогой оклад, но сама она, к счастью, уцелела. Сначала святыня пребывала в храме Петра и Павла у Яузских ворот, а в сентябре 1991 года по благословению Алексия II была торжественно перенесена в храм Мартина Исповедника. Ее вышитый бисером оклад хоть и не украшен драгоценностями, но полностью повторяет первоначальный рисунок.

Грузинская икона Божией Матери прославилась в помощи бездетным парам. Нередко священники Москвы благословляют своих прихожанок, желающих обрести счастье материнства, потрудиться в храме Мартина Исповедника и помолиться перед чудотворным образом.

В храме

В храме

«Курский вокзал»

Так называется группа милосердия, которая действует при храме уже одиннадцать лет.

…В дальнем конце сквера у небольшого столика с дымящейся кастрюлей выстроилась длинная очередь нуждающихся – не меньше ста человек. Волонтеры, приветливо улыбаясь, разливают горячий суп в пластиковые тарелки. «Каждое воскресенье начиная с осени и до теплых дней мы раздаем бездомным горячую пищу, – рассказывает прихожанка храма Анастасия. – В холодное время года этим людям больше всего требуется помощь. Мы помогаем на абсолютно добровольных началах. У нас нет никакого фонда. Сами готовим еду, сами раздаем. Обычно это – горячий мясной суп, каша и сухой паек. Иногда привозим одежду и медикаменты».

Волонтеры раздают еду

Волонтеры раздают еду

В группе милосердия около тридцати человек. Кто-то может приехать в один, удобный для него день, кто-то – в другой. Но есть и постоянные активисты. Прихожанка храма Елена Евгеньевна вот уже более десяти лет готовит для бездомных пищу и участвует во всех волонтерских встречах.

– А началось все в 2005 году зимой, когда стояли сорокаградусные морозы, – вспоминает Елена Евгеньевна. – В то время мы не только на Курский вокзал, но и на станцию «Площадь Ильича» приходили. Там люди вообще под платформами жили. У нас тогда был свой автобус, в котором мы теплую одежду и медикаменты раздавали. К сожалению, у нас не всегда есть возможность помогать чем-то большим… Все делается на средства прихожан, а это не такие уж и большие деньги, их не на все хватает. И все-таки кое-какой прогресс есть по сравнению с тем временем, когда мы только начинали. Сейчас уже не увидишь на вокзалах людей с отмороженными руками, черными лицами, с ранами на ногах. Хочется думать, что неимущим жить стало немного легче…

В группе милосердия около тридцати человек

В группе милосердия около тридцати человек

Группа милосердия действует при храме уже 11 лет

Группа милосердия действует при храме уже 11 лет

Полезная информация:

Храм св. Мартина Исповедника

Адрес: ул. Александра Солженицына, д. 15

Тел.: 8 (495) 911-75-40

Сайт: http://st-martin.ru/

Храм открыт ежедневно с 7.30 до 19.30

Храм Вознесения на Никитской (Большое Вознесение)

Адрес: ул. Большая Никитская, д. 36

Храм Вознесения на Никитской (Малое Вознесение)

Адрес: ул. Большая Никитская, д. 18

Храм Вознесения за Серпуховскими воротами

Адрес: ул. Большая Серпуховская, д. 24

Храм Вознесения на Гороховом поле

Адрес: ул. Большая Серпуховская, д. 24

Храм Вознесения в Коломенском

Адрес: пр-т Андропова, д. 39, стр. 1

Иван Кобиляков

Фото Олега Серебрянского