Назад

Путешествие в Эдем

Это не образное выражение – в этом случае Эдем является географическим термином. Именно так обозначалась Армения на многих древних картах.

В Кафедральном соборе Эчмиадзин хранится бесценная святыня – часть Копья, пронзившего при распятии ребро Спасителя

В Кафедральном соборе Эчмиадзин хранится бесценная святыня – часть Копья, пронзившего при распятии ребро Спасителя

Библейский край

Вопрос о местонахождении потерянного рая (Эдема) изучается и обсуждается на протяжении двух тысячелетий, споры по этому поводу продолжаются до сих пор. Предположение о том, что райский сад находился на территории современной Армении, является не единственной ниточкой, связывающей эту страну с библейской историей. Символом Армении считается гора Арарат, к вершине которой пристал Ноев ковчег. «Путевую заметку» об этом сохранила Библия. В начале ХХ века в состав Российской империи вошла только восточная Армения, а западная часть, на которой находится священная гора, отошла к Турции. Но армяне продолжают считать Арарат своей исторической территорией. А раз так, остановимся на этом подробнее.

Основателями Армянской Церкви считаются святые апостолы Фаддей и Варфоломей, в I веке пришедшие сюда с проповедью христианства

Основателями Армянской Церкви считаются святые апостолы Фаддей и Варфоломей, в I веке пришедшие сюда с проповедью христианства

Легендарный причал Ноева ковчега – древний Арарат, расположен на правом берегу реки Аракс и состоит из двух слившихся основаниями конусов – Западного, или Большого Арарата (5165 м) и Восточного, или Малого (3925 м). Армяне ласково называют эти вершины двумя братьями – Сис и Масис. Их вершины – бывшие потухшие вулканы – видны практически отовсюду. Остатки Ноева ковчега, возможно, находятся на Большом Арарате, покрытом шапкой вечных снегов. На нем имеется около тридцати ледников, самый крупный из которых – ледник св. Якова – протянулся более чем на два километра.

 По слову апостолов

Армянская Святая Апостольская Православная Церковь – одна из древнейших Церквей мира. Ряд исторических свидетельств на армянском, сирийском, греческом и латинском языках подтверждает тот факт, что христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями Церкви в Армении. Первым принес Слово Божие на эту землю апостол Фаддей – он обратил ко Христу сестру царя и многих вельмож, за что принял мученическую смерть по приказу царя-язычника. Через несколько лет такая же участь постигла и святого Варфоломея. Но христианство продолжало распространяться в этой стране, и в 301 году Армения первой в мире провозгласила христианство государственной религией. Первостепенную роль в этом величайшем для армянского народа событии сыграли святой Григорий Просветитель и царь Трдат, который до своего обращения был жесточайшим гонителем христианства. Об этом подробно рассказывается в рукописи на арабском языке, датируемой X веком и опубликованной в записке Императорского русского археологического общества (ИРАО) от 1904–1905 гг.

До наших дней сохранилась яма-темница, в которой 13 лет томился святой Григорий,  ставший первым Каталикосом всех армян

До наших дней сохранилась яма-темница, в которой 13 лет томился святой Григорий, ставший первым Каталикосом всех армян

 Святой Эчмиадзин

По преданию, в 302 году Григорию Просветителю в час молитвы было поразительное видение: небеса отверзлись и на землю упал луч света. Окруженный небесными силами Христос устремился к Вагаршапату и ударил золотым молотком по месту, где находилось языческое капище. От удара разверзлась земля, из недр раздался адский вопль, и на этом месте возник золотой жертвенник, над которым воссиял золотой крест. Святой старец обвел его стеной и приступил к возведению посвященного Богородице храма, строительство которого завершил к 303 году. Этот храм получил название Эчмиадзин, что буквально означает «сошел Единородный» – как место, куда спустился единосущный сын Божий.

Если доведется попасть на праздник, вас ждет самый радушный прием – ведь гость считается здесь посланником Бога и к нему проявляют особое внимание

Если доведется попасть на праздник, вас ждет самый радушный прием – ведь гость считается здесь посланником Бога и к нему проявляют особое внимание

Вот уже более 1700 лет стоит Кафедральный собор Эчмиадзин, ставший духовным центром Армянской Апостольской Церкви. При нем находится резиденция первоиерарха – Католикоса всех армян, церковно-исторический музей, духовная академия. В Святом Эчмиадзине хранятся бесценные реликвии – часть Копья, пронзившего ребро Иисуса Христа, десница святого Григория, мощи святых апостолов Фаддея и Варфоломея, частица древа Ноева ковчега и еще многие христианские святыни.

 Свет из темницы

С территории монастыря Хор Вирап, расположенного почти у границы с Турцией, открывается самый красивый вид на библейскую гору Арарат и всю Араратскую долину. Но не это делает обитель одним из самых почитаемых мест Армении. На русский язык Хор Вирап переводится как «глубокая яма», потому что монастырь был построен над подземельем, где тринадцать лет томился за распространение христианства святой Григорий Просветитель, пока царь Трдат не решил принять эту религию в качестве государственной.

Строительство монастыря Хор Вирап началось на месте древней столицы Армении Арташат в VI столетии и продолжалось с перерывами до XVII века – этим временем датируются нынешние монастырские строения. Яма-темница, из которой воссиял над страной свет веры Христовой, сохранилась до наших дней. Она имеет диаметр 4,4 м и глубину 6 м, по узкой лестнице, ведущей из часовни святого Григория, посетители могут спуститься вниз и почувствовать атмосферу, в которой столько лет пребывал и молился святой старец.

Святой апостол Фаддей

Святой апостол Фаддей

Святой Григорий, Просветитель Армении

Святой Григорий, Просветитель Армении

Святой апостол Варфоломей

Святой апостол Варфоломей

 Высечен в скалах

На отвесном склоне ущелья реки Гарни находится удивительное произведение человеческих рук – пещерный монастырь Гегард, что означает «копье». По преданию, часть копья, которым сотник Лонгин при распятии пронзил Иисуса Христа, была в I веке привезена в Армению апостолом Фаддеем и долгое время хранилась в этой обители. Первые монастырские помещения были прорублены в скале еще в IV веке. Позже монастырь в ходе войн был разграблен и уничтожен захватчиками, но на его месте со временем стали возводиться новые сооружения. Тот архитектурный ансамбль, который мы видим сегодня, относится к XII–XIII векам. Первой была высечена перед входом в котловину часовня, которую посвятили Григорию Просветителю, первому Католикосу Армении. Устройство пещерных сооружений и сегодня поражает даже специалистов. Строители и архитекторы до сих пор спорят о том, каким способом они вырубались в те далекие времена. Требовались максимально точные расчеты, потому что исправить допущенные в работе ошибки было практически невозможно. Во всех многочисленных скальных помещениях устроены световые отверстия, с вырубки которых предположительно и начинали свою работу каменотесы. Вдоль скалы высечена наружная лестница, соединяющая между собой монастырские сооружения.

Вот уже 700 лет посетителей встречает звон колоколов онастыря Гегард, высеченного в скалах

Вот уже 700 лет посетителей встречает звон колоколов онастыря Гегард, высеченного в скалах

Строгостью и красотой отличается внутреннее убранство – тут и орнамент, и изображения растений и животных, и многочисленные кресты, высеченные на пещерных стенах. Удивляет также родник, истекающий прямо в полу притвора церкви. Вот уже семьсот лет посетителей встречает звон колоколов, выступающих из скал. Сегодня Гегард, который был духовным центром средневековой Армении и поныне является действующим монастырем, внесен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

 Каменные кресты

В горных лесах Дилижанского заповедника спрятан монастырский комплекс Гошаванк. Он был построен в XII веке при участии почитаемого ученого, мыслителя и политика Мхитара Гоша. Его особой заслугой явилось создание кодекса законов, который стал законодательной основой не только для Армении, но и ряда других стран. Более всего монастырь Гошаванк знаменит своими дивными хачкарами – в переводе слово «хачкар» означает «камень с крестом». Это поразительное и больше нигде не встречающееся явление христианской культуры и истории своим появлением обязано Григорию Просветителю. По свидетельству историка Агафангела (V век), когда Григорий еще не был наделен саном священнослужителя и не мог строить храмы, он стал отмечать места для будущего дома Божия, устанавливая Крест Господень. Он воздвигал такие каменные кресты на площадях и улицах во всех городах и селах. Позднее их устанавливали на перекрестках дорог как обереги для путников. Древнейшие хачкары (IV–X вв. ) представляли собой квадратные столбы с врезанными в них крестами, украшенными рельефными изображениями с библейскими сюжетами.

Более всего монастырь Гошаванк знаменит своими дивными хачкарами – в переводе слово «хачкар» означает «камень с крестом».

Более всего монастырь Гошаванк знаменит своими дивными хачкарами – в переводе слово «хачкар» означает «камень с крестом».

В последующее время хачкары стали наделять также функциями поминального и мемориального характера. Их установкой отмечались самые различные события в жизни государства и церкви. Так что до нас дошло большое количество хачкаров самой различной формы, структуры, разнообразного изобразительного и орнаментального оформления. На территории монастыря Гошаванк собрана уникальная коллекция этих крестов-памятников, самый большой из них, созданный знаменитым мастером Погосом, установлен в 1291 году у церкви святого Григория.

Древние хачкары, каменные кресты-памятники, представляют собой уникальное явление христианской культуры

Древние хачкары, каменные кресты-памятники, представляют собой уникальное явление христианской культуры

Елена Прокофьева,

фото Алексея А. Московского