Назад

Светлый праздник

В одноименной концертной увертюре композитор Н.А. Римский-Корсаков выразил свои впечатления о пасхальной заутрене, сохранившиеся с детских лет.

Римский-Корсаков основал собственную композиторскую школу, среди его учеников Глазунов, Ипполитов-Иванов, Стравинский, Прокофьев и многие другие

Римский-Корсаков основал собственную
композиторскую школу, среди его учеников
Глазунов, Ипполитов-Иванов, Стравинский,
Прокофьев и многие другие

Человек-оркестр

Николай Андреевич Римский-Корсаков вошел в историю русской музыки как оперный композитор – им создано 15 опер, 3 симфонии, множество романсов. Но его творческие интересы не ограничивались лишь композицией. Он был крупнейшим общественным деятелем, дирижером, инспектором всех военно-морских оркестров России, руководителем Бесплатной музыкальной школы, автором книг и статей по различным вопросам музыкального искусства… А педагогическая деятельность Николая Андреевича, профессора Санкт-Петербургской консерватории, ныне носящей его имя, выходит за рамки простого преподавания: он основал собственную композиторскую школу. Среди его учеников Глазунов, Лядов, Аренский, Ипполитов-Иванов, Стравинский, Мясковский, Прокофьев и многие другие.

Главной чертой музыкального стиля Римского-Корсакова является живописность; большинство его оркестровых сочинений имеет программу – конкретное литературное содержание, отраженное в музыке. Наиболее популярны такие программные опусы композитора, как вторая симфония «Антар», симфонические сюиты «Шехерезада» и «Испанское каприччио», оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста».

Город Тихвин

Город Тихвин

В его произведениях преобладают светлые, оптимистичные и жизнеутверждающие образы, в основе которых лежит русский фольклор. На протяжении всей жизни Николай Андреевич собирал народные песни и сказки, изучал старинные обряды, живо интересовался обычаями других народов.

Родом из детства

Будущий композитор родился в 1844 году в дворянской семье, в провинциальном городке Тихвине, неповторимый колорит которому придавали два монастыря XVI века, основанные по желанию Ивана Грозного: Богородичный мужской и Введенский женский. Белокаменные стены и золотые купола большого мужского монастыря возвышались как раз напротив усадьбы Римских-Корсаковых, на другом берегу реки Тихвинки, откуда ежедневно доносился звон колоколов. Ника часто бывал с родителями на службах в монастыре, видел толпы странников, приходивших с разных концов России поклониться иконе Тихвинской Божией Матери – чудотворной святыне русского православия.

Тихвинский Богородичный монастырь

Тихвинский Богородичный монастырь

Известно, что бабушка Николая Андреевича по отцовской линии была дочерью священника – этот факт сам композитор считал «законным оправданием своей страсти ко всему религиозно-обрядовому».

Тихвинское детство Ники длилось всего 12 лет: летом 1856 года отец отвез мальчика в Санкт-Петербургский Морской корпус. В доме-музее на родине композитора хранится письмо кадета Римского-Корсакова, в котором он поздравляет родителей с Воскресением Христовым: «…О, как приятен и весел этот праздник, не знаю почему, но я его люблю более всех прочих. Как-то вы проводили его? Красить яиц уже не было охотника и любителя пасхи…».

Светлое Воскресение

Концертная увертюра «Светлый праздник», иначе «Воскресная увертюра», написана Римским-Корсаковым на темы из сборника «Обиход церковного пения». Первоначально автор планировал снабдить партитуру программой в стихотворной форме, которую и заказал графу А.А. Голенищеву-Кутузову. Однако написанные стихи его не удовлетворили, и в итоге программа была составлена самим Римским-Корсаковым. Выбрав в качестве основы церковнославянские тексты, композитор стремился передать поэтическую атмосферу великого праздника, знаковый переход от таинственного вечера Страстной Субботы к религиозному веселью утра Светлого Христова Воскресения.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери

Увертюру исполняет симфонический оркестр в составе 4 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов, 4 валторн, 3 тромбонов, тубы, литавр, тарелок, колокольчиков, тамтамов, треугольника, большого барабана, арфы и струнной группы (скрипки, альты, виолончели, контрабасы).

Сочинение открывается медленным сумрачным вступлением, в котором деревянные духовые инструменты исполняют мелодию пасхальной стихиры «Да воскреснет Бог». С первого появления знаменного распева «Ангел вопияше» у солирующей скрипки слушатели уносятся во времена библейских преданий. Старинные напевы подхватывают различные инструменты оркестра, чьи многочисленные инструментальные соло придают партитуре «Светлого праздника» особую тембровую выразительность. Развитие основного раздела увертюры – стремительного Allegro (от итал. «весело, живо») – постепенно приводит к безудержному ликованию праздника. Знаменный распев «Христос Воскресе», впервые чуть слышно появившись под колокольный перезвон в исполнении деревянных духовых, арфы и альтов, в финале увертюры звучит подобно торжественному гимну.

В «Воскресной увертюре» композитор стремился передать атмосферу великого праздника, переход от таинственного вечера Страстной Субботы к религиозному веселью утра Христова Воскресения

В «Воскресной увертюре» композитор стремился передать атмосферу великого праздника, переход от таинственного вечера Страстной Субботы к религиозному веселью утра Христова Воскресения

От первого лица

В «Летописи моей музыкальной жизни», как Николай Андреевич назвал свои воспоминания, дана не только подробная характеристика его музыки, но и некоторые рекомендации относительно ее восприятия.

«…Довольно длинное медленное вступление “Воскресной увертюры” на тему “Да воскреснет Бог”, чередующуюся с церковной темой “Ангел вопияше”, представлялось мне в начале своем как бы пророчеством древнего Исайи о воскресении Христа. Мрачные краски Andante lugubre казались рисующими Святую гробницу, воссиявшую неизреченным светом в миг Воскресения, при переходе к Allegro увертюры.

Дом-музей Римского-Корсакова в Тихвине

Дом-музей Римского-Корсакова в Тихвине

Начало Allegro “Да бегут от лица Его ненавидящие” вело к праздничному настроению православной церковной службы в Христову заутреню; трубный торжественный архангельский глас сменялся звуковоспроизведением радостного, почти что плясового колокольного звона, сменяющегося то быстрым дьячковским чтением, то условным напевом чтения священником евангельского благовестия.

Обиходная тема “Христос Воскресе”, представляя как бы побочную партию увертюры, являлась среди трубного гласа и колокольного звона, образуя также и торжественную коду. Таким образом, в увертюре соединились воспоминания о древнем пророчестве, о евангельском повествовании и общая картина пасхальной службы с ее “Языческим веселием”.

Гостиная в доме-музее

Гостиная в доме-музее

…Чтобы хоть сколько-нибудь оценить мою увертюру, необходимо, чтобы слушатель хоть раз в жизни побывал у Христовой заутрени, да при этом не в домовой церкви, а в соборе, набитом народом всякого звания, при соборном служении нескольких священников, чего в наше время многим интеллигентным слушателям не хватает, а слушателям иных исповеданий и подавно».

«Воскресная увертюра» Римского-Корсакова, посвященная памяти Мусоргского и Бородина, была впервые исполнена под управлением автора в «Русских симфонических концертах» 3 декабря 1888 года.

Авторская партитура бережно хранится в мемориальном музее композитора по адресу: Ленинградская область, город Тихвин, улица Римского-Корсакова, дом 12.

Инна Гергиева