Назад

Святыни Трехозерья

В одном из храмов древнего села Косина хранится чудотворная икона Божией Матери, подаренная Петром Великим.

На восточной окраине столицы есть удивительное по своей красоте и спокойствию место – старинное село Косино. Оно давно включено в городскую черту, но не утратило прежний облик: на уютных маленьких улочках стоят бревенчатые избы, любовно украшенные резьбой, а над крышами парят купола косинских храмов, отражаясь в Белом озере.

Специально для богомольцев на озере построили деревянную часовню с купальнями

Специально для богомольцев на озере построили деревянную часовню с купальнями

Три озера, три храма

Косино недаром называют Трехозерьем – кроме самого большого, Белого озера, на берегу которого и возникло село, невдалеке расположены еще два – Черное и Святое. Ученые считают, что Белое озеро – ледникового происхождения, а Святое образовалось на месте древнего карстового провала.

Уникальный архитектурный комплекс на берегу Белого озера включает три храма: каменные Успенский (летний) и Никольский (зимний), а также деревянную Тихоновскую церковь и две часовни.

600 лет назад…

Первое летописное упоминание села Косина относится к 1410 году. В завещании внука Ивана Калиты князя Владимира Андреевича Серпуховского Косино отходит к его жене, княгине Елене Ольгердовне, которая впоследствии завещала село Московскому Рождественскому монастырю. На протяжении нескольких веков село неоднократно меняло владельцев, пока не оказалось во владении рода Телепневых. В 1617 году Косино с деревянной Никольской церковью перешло по дарственной грамоте царя Михаила Федоровича Романова к стольнику Василию Григорьевичу Телепневу, который заведовал Оружейной палатой в Кремле. Телепневым Косино принадлежало почти два столетия. В 1675 году Иван Степанович Телепнев строит здесь новый Никольский храм взамен прежнего ветхого.

Царский подарок

Заметный след в истории Косина оставил Петр I. Еще в детстве будущий реформатор и родоначальник Русского флота увлекся сооружением потешной флотилии. Будучи в гостях у своего брата Федора Алексеевича в селе Измайлове, он обнаружил старый английский ботик и повелел восстановить его. Первый поход на нем он совершил по речке Яузе, а затем по Измайловскому пруду. Но оба этих водоема оказались слишком тесными для маневрирования, и тогда он повелел устроить пристани с потешным флотом на Белом озере в Косине. Однако вскоре юный Петр снова перенес свой флот, на этот раз на Плещеево озеро, что в Переславле-Залесском. Косинские крестьяне с большим трепетом относились к царским пристаням и небольшому деревянному домику, срубленному специально для государя, и регулярно поновляли их. Однако в ХХ веке эти достопримечательности были утрачены.

Когда Яуза и Измайловский пруд оказались малы,  юный Петр повелел устроить пристани с потешным флотом на Белом озере

Когда Яуза и Измайловский пруд оказались малы, юный Петр повелел устроить пристани с потешным флотом на Белом озере

В память о пребывании в Косине Петр передал в дар Никольскому храму Моденскую икону Божией Матери, привезенную его другом и сподвижником Петром Борисовичем Шереметевым из итальянского города Модены. Образ этот прославился многими чудесами, которые с 1808 года записывались местными священнослужителями в специальную книгу. Праздник этой иконы – 3 июля по новому стилю.

Купец-благодетель

Расцвет села связывают с именем купца первой гильдии и коммерции советника Дмитрия Александровича Лухманова, который приобрел Косино в 1814 году. Новый хозяин немедленно занялся наведением порядка и помог поднять хозяйство местным крестьянам. Именно при нем формируется неповторимый храмовый ансамбль, и рядом с деревянной Никольской церковью выросли два новых каменных храма. Так, уже через несколько лет была возведена летняя Успенская церковь-ротонда. Торжественное освящение ее состоялось в 1823 году. Теплый же Никольский храм под колокольней освятили через три года. Позднее храмы обнесли каменной оградой, украшенной пятью декоративными башнями и двумя железными воротами. Все это не могло не сказаться на увеличении числа паломников, которые спешили приложиться к образам Николая Чудотворца и Косинской (Моденской) Божией Матери, а также окунуться в воды Святого озера. Специально для богомольцев на озере построили деревянную часовню с купальнями. Увы, они не сохранились до наших дней, но к счастью, есть старинные открытки с их видами.

Вид со Святого озера на часовню и купальню

Вид со Святого озера на часовню и купальню

Озеро в аренду

Жизнь в селе только начала налаживаться, как наступили новые, трудные времена для косинцев. В 1841 году не стало их благодетеля Дмитрия Александровича. Его похоронили в им же построенной Успенской церкви под чугунной плитой. Началась долгая тяжба с наследниками за имение, которая привела крестьян на грань разорения. Их дело завершил сам император Николай I. Особым указом 1851 года крестьяне были изъяты из владения Лухмановых и стали государственными. Таким образом, в Косине на целое десятилетие раньше, чем во всей стране, было отменено крепостное право. Бывшая лухмановская усадьба переходила из рук в руки, пока не была продана купцу 2-й гильдии Михаилу Елисеевичу Горбачеву. Вскоре на берегу Белого озера рядом с храмами появилась его ленточная фабрика. Горбачев стал церковным старостой и взял в аренду Белое озеро. При Михаиле Елисеевиче на церковной территории была построена церковная лавка со сторожкой. Тогда же были отремонтированы и расширены купальни на Святом озере.

Новомученики Косинские

Ярким духовным событием стал приезд в Косино в 1920 году Патриарха Тихона. После торжественной службы был совершен многолюдный крестный ход на Святое озеро.

Вскоре по стране прокатилась волна изъятия церковных ценностей, начались репрессии священно-служителей. Так, в Косине в 1930-е годы были арестованы священники о. Евгений (Васильев) и о. Алексий (Смирнов), дьякон Иоанн (Смирнов) и местный блаженный и прозорливый отшельник Николай Гусев, который совсем юным уже в советские годы стал жить в шалаше невдалеке от Косина, благоустраивал святые источники и исцелял людей. Все они погибли и впоследствии были причислены к лику святых. Так у косинской земли появились новые небесные заступники: священномученики Евгений, Алексий и Иоанн и мученик Николай.

В Косине на целое десятилетие раньше, чем во всей стране, было отменено крепостное право

В Косине на целое десятилетие раньше, чем во всей стране, было отменено крепостное право

Бомбоубежище в подклете

В 1939 году с косинских храмов были сняты купола, а в следующем году церкви и вовсе закрыли. В Никольском каменном храме разместилась мастерская по изготовлению керосиновых ламп, а в Успенской церкви был устроен склад готовой продукции.

В деревянной же Никольской церкви установили печь и поселили сторожей от вновь организованного предприятия. Возможно из-за этого однажды зимней ночью в нем и вспыхнул пожар, который уничтожил древний храм.

Во время Великой Отечественной войны в подклетах храмов были устроены бомбоубежища. После победы в их стенах на недолгое время разместился краеведческий музей, а затем театр. Стоящая по соседству трикотажная фабрика стала расширяться за счет территории, ранее принадлежавшей церкви. При этом были утрачены южная сторона каменной ограды с двумя башнями и часть старого некрополя.

В фондах Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева была обнаружена чудотворная Моденская икона Божией Матери, изъятая при закрытии храмов

В фондах Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева была обнаружена чудотворная Моденская икона Божией Матери, изъятая при закрытии храмов

Возвращение главной святыни

В 1977 году в разрушающиеся храмы впервые пришли реставраторы, а за год до этого в фондах Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева была обнаружена чудотворная Косинская (Моденская) икона Божией Матери, изъятая при закрытии храмов.

В 1990 году Никольский каменный храм в Косине был передан церкви и вновь освящен 16 ноября того же года Патриархом Алексием II. В следующем году 2 июля косинцы торжественно встретили возвращающуюся к ним Моденскую икону Божией Матери.

Еще через год Русской Православной Церкви передали Успенский и восстановленный деревянный Никольский храмы. Однако последний был переосвящен в память Патриарха Тихона, который любил бывать в Косине. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II была возрождена косинская церковно-приходская школа. Позднее храмовый комплекс дополнили две часовни – деревянная водосвятная и каменная, освященная в честь новомучиников Косинских.

Фрагмент внешнего убранства храма

Фрагмент внешнего убранства храма

Рождение Москвы, или легенда о Вуколе

Как гласит одно из старинных преданий, с этими местами связано основание Москвы. Во время княжеских усобиц в Киевской Руси здесь поселился некий старец. Срубил он келью и часовню, где молил Бога о ниспослании мира на Русь. Однажды рядом проходил лютый разбойник Вукол. Вдруг ему стало дурно, он упал с коня и потерял сознание. Очнулся – а вокруг ни души, темный лес да волки воют. Понял Вукол, что конец его настал, и дал себе зарок – если спасется, то жизнь посвятит Богу. Только закончил молитву, как вдали забрезжил слабый огонек. Оказалось, это отшельник зажег лампаду. Исповедался ему Вукол и пожелал остаться. Как гласит сказание, он преуспел в молитве, и отпустил его старец со словами: «Иди, сын мой, в то место, которое полюбится сердцу твоему, и поставь там храм деревянный да служи в нем с усердием». Так и сделал Вукол. Нашел он место дивное в сосновом бору, где малая речка в большую впадала. Срубил церковку и стал в ней молиться. И явилась ему Богородица и сказала, что на сем месте будет град великий стоять, который соберет вокруг себя всю Русь Православную. В смятении отправился Вукол к старцу за советом. Стали они молиться, и вдруг часовня вся озарилась небесным сиянием, запели ангелы и явилась пред ними Богородица. Вукол счел себя недостойным видения и вышел из храма. В то же мгновение церковь со старцем медленно опустилась под землю, а образовавшееся пространство наполнилось прозрачнейшей водой. Так по легенде появилось Святое косинское озеро.

Старики говорят, что если внимательно присмотреться, то и ныне в его водной глади можно увидеть мерцание огонька лампады в старинном храме, в котором по сей день молится о стране нашей отшельник. А на месте уединения Вукола построили Московский Кремль с храмом Спаса на Бору.

С тех пор Святое озеро считается в народе чудодейственным. По легенде сам князь Дмитрий Донской залечивал его водой свои раны по возвращении в столицу с Куликова поля.

Еще одно сказание сообщает, будто бы на его водах была явлена местночтимая икона святителя Николая Чудотворца, которая вплоть до прихода власти Советов хранилась в одном из косинских храмов. Ныне ее местонахождение неизвестно.

Уникальный архитектурный комплекс на берегу Белого озера включает три храма: каменные Успенский (летний) и Никольский (зимний), а также деревянную Тихоновскую церковь и две часовни.

Уникальный архитектурный комплекс на берегу Белого озера включает три храма: каменные Успенский (летний) и Никольский (зимний), а также деревянную Тихоновскую церковь и две часовни.

Косинские традиции

В праздник Святителя Николая, 22 мая, собором духовенства и прихожан совершаются крестные ходы по маршруту: Косино – Новокосино – Косино, а в следующее после 22 мая воскресенье – Косино – Кожухово – Косино.

3 июля, в праздник чудотворной Косинской (Моденской) иконы Божией Матери, совершается крестный ход на Святое озеро, где служится молебен с акафистом Божией Матери, затем настоятель садится в лодку, отплывает на середину озера и при пении тропаря Животворящему Кресту Господню трижды погружает Святой Крест в озеро.

В блокнот паломнику:

Адрес храма: г. Москва, ул. Б. Косинская, д. 29.

Тел: (495) 700-2209

Даниил Силенко,

фото автора