Назад

Снетогорская обитель любви

В XIV–XV веках Снетогорский монастырь был главным духовным центром Пскова

В XIV–XV веках Снетогорский монастырь был главным духовным центром Пскова

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Именно любовь, – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку».

Помню, по дороге в Псков наша паломническая группа заехала в Снетогорский монастырь (так сказать, сверх программы). Ненадолго, буквально на полчаса – подать записки и одним глазком взглянуть на святыни. Было уже поздно, на улице стемнело. Навстречу нам вышла сама игумения – матушка Людмила. Она благословила каждого, и с каждым успела поговорить, и для каждого нашла теплые слова. Меня тогда это поразило. Она ничего не знала ни обо мне, ни о тех, за кого я просила молиться, но уже любила всех нас. Эта любовь и осталась в памяти.

Вид на Снетогорский монастырь со стороны реки Великой

Вид на Снетогорский монастырь со стороны реки Великой

Людям милая

Она пришла в Снетогорский монастырь в 1993 году, когда монашеская жизнь в нем только начинала возрождаться. По благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия монахиню Людмилу (Ванину) возвели в сан игумении и назначили настоятельницей обители.

Схиигумения Людмила (Ванина)

Схиигумения Людмила (Ванина)

Монастырь тогда лежал в руинах. Не от бомбежек неприятеля, хотя во время войны здесь находился главный штаб немецкой армии Северо-Западного фронта. А потому, что в послевоенное время в святых стенах устроили дом отдыха. Был здесь и детский санаторий. Игумения Людмила рассказывала, что, когда приехала сюда, дети спали в Никольском приделе, и один мальчик ее спросил: «Вы, матушка, тут ничего не слышите?». «Нет, не слышу». «А мы каждый день слышали: “Уходите, это место не для вас. Это место для монастыря”».

Настоятельница поехала к старцу Николаю Гурьянову, как сама она рассказывала, «попросить старческих молитв и благословения». Он же, когда узнал, что хотят возродить Снетогорский монастырь, очень обрадовался: «Я тут 37 лет живу и так скорблю, так скорблю, что насельников нет, а теперь я так рад, такой будет монастырь, лучше, чем Пюхтицы».

В обитель матушка принимала всех – и молодых, и пожилых, и немощных, помня благословение своих духовников «никому не отказывать». Дух любви и сострадания – вот что в первую очередь пыталась она взращивать здесь. Сама была проста в общении, скромна, искренна. Ее знали как усердную молитвенницу, и многие шли к ней именно за этим. Приезжали целыми семьями, причем не только из России, но и из-за рубежа. Она полностью оправдывала свое имя Людмила – людям милая.

Праздности не любила и не была белоручкой, воспитывала молодых сестер собственным примером – сама перебирала картофель, убирала монастырскую территорию, украшала храм. Почти до последних своих дней ежедневно молилась с сестрами за богослужением, читала на клиросе. По воскресеньям матушка Людмила ввела в молитвенное правило чтение двенадцати псалмов – чин, принесенный ею из Вознесенского собора Ельца, в окрестностях которого она родилась в 1938 году.

Истоки

Ее отец, Тихон Семенович Ванин, погиб в финскую войну, и матери, Клавдии Георгиевне, пришлось в одиночку растить шестерых детей. Впереди была страшная война, и только молитва и помощь Божия не дали семье пропасть. Дети видели пример матери-молитвенницы. Именно отсюда истоки веры матушки Людмилы. С девяти лет она за сорок километров от родного дома ходила с мамой в монастырь святителя Тихона Задонского, в честь которого был назван ее отец. А когда ей исполнилось 18 лет, стала посещать святыни в более удаленных местах. В одном только Почаеве она побывала десять раз, лично знала преподобного Амфилохия Почаевского, прославившегося даром исцелений.

Когда ей исполнилось 24 года, матушка пришла в Вознесенский собор Ельца, настоятелем которого служил архимандрит Исаакий (Виноградов), он и стал ее духовным отцом. В храме было шесть престолов, в нем одновременно могли собраться более семи тысяч прихожан. Здесь она проработала ровно тридцать лет. Сначала на регистрации треб 12 лет, потом старостой собора 13 лет и пять лет читала и пела на клиросе. Архимандрит Исаакий называл ее «мой Суворов».

В Олимпийском 1980-м владыка Исаакий постриг ее в монахини с именем Людмила (в миру она была Любовью), в честь святой княгини Людмилы Чешской. Тогда он предсказал своей духовной дочери, что через нее «очень много людей придет в монастырь», что и сбылось. Она собрала большую монашескую семью – сто сестер. В ее обители были воспитаны настоятельницы других обителей – Спасо-Елеазаровской, Творожковской, Феофиловой пустыни.

Снетогорская икона Божией Матери

Снетогорская икона Божией Матери

Обновление

При игумении Людмиле Снетогорский монастырь преобразился. После многолетних переговоров с властями обители передали собор Рождества Пресвятой Богородицы с уникальными фресками XIV века, начались реставрационные работы при поддержке государства. Был возведен новый восточный корпус с домовым храмом во имя преподобного Иоасафа. Обновилось внутреннее убранство Никольской церкви. Реконструированы келейные корпуса. Дошли руки и до подворья в деревне Замошье, где был обустроен храм во имя святителя Тихона Задонского.

В 1825 году А. С. Пушкин, интересуясь  псковскими древностями, приезжал в Снетогорский монастырь

В течение многих лет, несмотря на свой возраст, матушка Людмила возглавляла крестный ход от Снетогорского монастыря до Троицкого собора в день памяти святой равноапостольной Ольги, покровительницы Пскова.

Неистребима была тяга настоятельницы к паломничеству. Она возила сестер монастыря по святым местам Псковской земли, в Санкт-Петербург. Посещали они и Новгородские святыни, бывали у известного старца архимандрита Илариона (Приходько), ездили к старцу Николаю Гурьянову на остров Залит. А когда посещали святые источники, матушка собственноручно обливала монахинь святой водой.

Она не раз награждалась церковными наградами. И не раз тяжело болела. Однако милостью Божией болезнь отступала, и настоятельница продолжала свой нелегкий труд. В 2013 году болезнь не захотела отпускать, и прямо в больничной палате матушка была пострижена в великую схиму с прежним именем. Господь забрал ее на Светлой Седмице, 14 апреля 2015 года, на 77-м году жизни. Игумению Людмилу похоронили напротив алтаря собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Сегодня обитель возглавляет новая настоятельница  - игумения Татиана (Пашкова)

Сегодня обитель возглавляет новая настоятельница — игумения Татиана (Пашкова)

Из истории монастыря

Снетогорская обитель находится недалеко от Пскова, на вершине горы Снятная, которую огибает река Великая. Название горы произошло от маленькой рыбки снеток, заходившей в залив у горы во время нереста.

Рождества Богородицы Снетогорский монастырь – один из древнейших на Псковской земле. Он был основан преподобномучеником Иоасафом и святым благоверным князем Довмонтом-Тимофеем, которого горячо любили псковичи, с которыми он 33 года прожил в мире и согласии, управляя Псковом. Довмонт был женат на дочери великого князя Димитрия, внучке святого благоверного князя Александра Невского.

На протяжении многих лет князь Довмонт защищал северо-западную границу Русского государства и одержал немало побед над неприятелем. Перед каждым сражением он приходил в храм, клал свой меч у подножия святого престола, после чего духовник благословлял князя и сам препоясывал ему меч.

В летописях Снетогорский монастырь впервые упоминается под 1299 годом, когда на Псков внезапно напали ливонские рыцари. В это страшное время обитель была полностью разорена, а ее игумен отец Иоасаф, священник Константин и семнадцать иноков были сожжены в храме. Когда князь Довмонт узнал об этом, он сразу вышел с дружиной навстречу врагам и прогнал нечестивцев за пределы Русской земли. Святые мощи преподобномученика Иоасафа Снетогорского покоятся в Троицком соборе Пскова.

Святыни монастыря: мощевик с частицей мощей преподобномученика Иоасафа Снетогорского; иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, святителей Николая Мирликийского и Тихона Задонского; иконы Божией Матери «Тихвинская», «Иверская», «Снетогорская»; икона преподобного Макария Желтоводского с частицей мощей, переданная монастырю Патриархом Кириллом

Главный храм обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы был выстроен в камне в 1312 году. И уже в следующем году его расписали прекрасными фресками, которые дошли до наших дней. Ныне это единственный сохранившийся памятник древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века.

Спустя два столетия в монастыре появилось еще два храма – во имя святителя Николая с трапезной и церковь-колокольня в честь Вознесения Господня, так называемый Снетогорский столп, высотой 63 метра. Монастырь был духовным и монашеским центром Пскова. Из него вышли знаменитые монахи – преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, которые основали свои обители – Спасо-Елеазаровскую и Крыпецкую.

В 1472 году в Снетогорской обители останавливалась византийская царевна Софья Палеолог – невеста великого князя Московского Ивана III, направлявшаяся из Рима в Москву. После молебна в Рождественском соборе она надела царские одежды и торжественно въехала в Псков через Варлаамские ворота.

За свою более чем 700-летнюю историю Снетогорский монастырь не раз подвергался нападению врагов и был разорен. Случались и крупные пожары. Однако по молитвам Богородицы и местных святых обитель возрождалась.

Руины Вознесенского храма-колокольни

Руины Вознесенского храма-колокольни

Это конец?

С началом Северной войны положение резко ухудшилось. А в 1710 году произошел еще и крупный пожар, уничтоживший в числе прочего архив документов со времен основания обители. Последний удар был нанесен Манифестом о секуляризации церковных земель, подписанным Екатериной II. В результате в 1804 году монастырь упразднили. На его месте устроили загородный архиерейский дом. Здесь с 1816 по 1822 год жил архиепископ Псковский (позднее Митрополит Киевский) Евгений Болховитинов. Это был не только церковный деятель, но и серьезный историк и писатель, автор «Истории княжества Псковского» и других книг.

В храме Рождества Богородицы сохранились уникальные фрески

В храме Рождества Богородицы сохранились уникальные фрески

После революции архиерейский дом разорили. Рождественский собор, несмотря на то что он числился памятником старины, остался без купола, кровли и оконных рам. На территории обители разместился дом отдыха.

В годы Великой Отечественной войны в зданиях монастыря поселились немецкие офицеры. В Никольском храме фашисты устроили зал собраний, в Рождественском соборе – винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви – гараж.

После войны в стены обители вернулся дом отдыха. При этом Рождественский собор отдали в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Началась его реставрация.

Фрески Рождественского храма

Фрески Рождественского храма

Монастырь был передан Церкви в 1993 году. Датой его возрождения считается день памяти святителя Тихона Задонского, 26 августа 1993 года, когда в монастыре отслужили первый за многие годы молебен. Первая Божественная литургия состоялась 21 сентября, на Рождество Пресвятой Богородицы, в храме святителя Николая.

Сегодня обитель возглавляет новая настоятельница – игумения Татиана (Пашкова), воспитанница Спасо-Елеазаровского монастыря. Из ста монахинь, проживающих сейчас в Снетогорском, половина уже в преклонном возрасте, многие живут в монастырской богадельне. Обитель остро нуждается в материальной поддержке. Средства нужны на реставрацию Рождественского собора с его уникальными фресками, сестры хотят восстановить Вознесенскую церковь-колокольню. В срочном укреплении нуждается аварийный осыпающийся склон горы, над которым возвышается Южная башня монастырской стены.

Хозяйственных проблем немало, и сестры пытаются их решить. Но главное дело монахинь – это молитва. Каждый день восходит она к Богу. Не случайно нескончаемым потоком идут в Снетогорскую обитель люди, унося с собой душевный покой и самые светлые впечатления.

Внутренний вид Рождественского храма

Внутренний вид Рождественского храма

Полезная информация:

Адрес монастыря: 180020, Псков, Снятная Гора, д. 1

Тел.: 8 (8112) 75-01-25

Церковная лавка (запись на экскурсию): 8 (951)754-41-03

E-mail: snetogor@mail.ru

Cайт: www.snetogor.ru

При монастыре действует гостиница. О размещении нужно договариваться за несколько дней.

Тел.: +7 (921) 000-48-43 – гостиничная сестра, послушница Людмила.

+7 (911) 362-35-44 – благочинная монастыря, монахиня Димитрия.

При поселении необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, с фотографией (паспорт или водительские права).

Желательное пожертвование за первые сутки пребывания в обители – 300 руб, остальные дни бесплатно (в том случае, если несете послушание в монастыре).

Галина Дигтяренко, фото Светланы Серебрянской