Назад

Спорительница хлебов

Перед этой иконой, написанной по благословению преподобного Амвросия Оптинского, молятся Царице Небесной об умножении плодов земных и небесных.

Спорительница хлебов

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

Икона написана по благословению преподобного Амвросия

Икона написана по благословению преподобного Амвросия

Молитва за каждый «колосок»

Образ, на котором Божия Матерь изображена над созревшей хлебной нивой, исполнен глубокого духовного смысла. Мы видим на узкой полоске земли поле, часть которого уже сжата в снопы, а часть еще колосится среди цветов и травы. Богородица, восседающая на легком облаке и молящаяся за русскую землю, распростерла над ней Свои руки. Ее взгляд, обращенный прямо на нас, и милостивый, и строгий одновременно.

Поле, которое благословляет Богородица, – это поле духовной жизни, приближающее нас к Господу

Поле, которое благословляет Богородица, – это поле духов ной жизни, приближающее нас к Господу. Каждый колосок на этом поле – образ каждого из нас, созревающего в свою меру совершенства. Пресвятая Богородица молится о спасении каждого члена Церкви и привлечении в ее стены тех, до кого еще не дошло слово Божие.

На иконе Царица Небесная, «яко солнце светозарное», восходит над нивою созревающей. Внизу стоят и лежат снопы, «полного зерна в колосе». Значит, жатва зреет, и Божия Матерь восходит «над созревающей нивою, предшествуя приходу Господина с жателями».

В Евангелии от Марка сказано: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4, 29). Так образно в иконографии представлено Царствие Божие и второе пришествие Господа на землю со славою, когда во время Страшного суда произойдет отделение зерен от плевел, то есть праведных от грешных.

Замысел

История создания этого образа связана с последними годами жизни иеросхимонаха Амвросия. Находясь подолгу в Шамординской обители, тяжелобольной старец был обеспокоен судьбой основанного им монастыря и горячо молился Богоматери о Ее покровительстве и заступничестве. Тогда и возник замысел иконы.

На вопрос своего духовника отца Феодора, на кого он оставляет свой монастырь, старец Амвросий без колебания ответил: «Обитель оставляю Царице Небесной». За год до своей кончины старец Амвросий указал и дату празднования этой иконы – 15 (28) октября. Именно в этот день 1891 года по Промыслу Божиему тело старца было предано земле.

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский

Но кем была написана «Спорительница хлебов»? Этот вопрос остается без ответа. Известно лишь, что образ Божией Матери написан с иконы «Всех святых», которая находилась в Болховском Богородично-Всехсвятском женском монастыре, а хлебные снопы изображены по желанию и благословению старца Амвросия. Он и дал этой иконе необычное название.

Незадолго до своей болезни старец составил особый припев к Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое».

По милости Царицы Небесной

Почти сразу новый образ Божией Матери «Спорительница хлебов» стал почитаться верующими. Первое чудо от святого образа засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России год выдался крайне неурожайный, а в Калужской губернии, где находилась икона, хлеб обильно уродился.

Слово «Спорительница» означает помощница, потому что происходит от старинного глагола «спорить» с ударением на последнем слоге, что означает способствовать, помогать. Этим необычным названием святой старец хотел показать, что Пресвятая Богородица помогает людям не только в обретении душевного спасения, но и в их земных трудах

Следующий удивительный случай был связан со списком иконы, написанным уже после кончины старца Амвросия послушником Оптиной Пустыни, неким Иваном Феодоровичем Ч-м из дворян. Икона была доставлена в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. «Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею, – читаем мы в жизнеописании оптинского старца, – после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода. По той же причине много нашлось почитателей старца Амвросия, желавших иметь у себя эту икону».

Признание

В последний год своей жизни преподобный во множестве заказывал фотоснимки иконы «Спорительница хлебов», которые раздавал и рассылал своим духовным чадам.

Необычная иконография этого образа Божией Матери, а также неоднозначное отношение духовных властей к личности старца Амвросия стали причиной, по которой Святейший Синод запретил официальное почитание «Спорительницы хлебов». В 1892 году подлинную икону увезли из Шамординской обители, и точная судьба ее неизвестна.

Время опровергло такое решение Синода. Весть о чудотворной «Спорительнице хлебов» быстро облетела всю Россию, с образа делались как живописные копии, так и литографии. Любовь и доверие к старцу, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону истинно народной и горячо любимой верующими.

В ноябре 1993 года Святейший Патриарх Алексий II принял решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Этот день – 28 октября по новому стилю.

По завету старца

Возрождение Шамординской обители началось в мае 1990 года, а в 1999 году в скиту на монастырских угодьях был устроен и освящен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». В следующем году был освящен храм в честь этой иконы и на территории подсобного хозяйства Оптиной Пустыни.

В это же время Промыслом Божиим в келье старца Амвросия появился живописный список с ранних икон Божией Матери «Спорительница хлебов». Эту икону передал в Оптину пустынь Александр Курочкин из Ростована-Дону, у которого купленный по случаю образ находился около семи лет. Профессиональный реставратор, он открыл надпись на оборотной стороне иконы, скрытую под слоем краски:

«Радуйся Благодатная Господь

С Тобою Подаждь и намъ

недостоинымъ Росу Благодати

Твоея и Яви Милосердiе Твое».

Празднованiе 15го Октября».

Еще ниже:

«Образъ. Сеи. Старца Оптиной Пустыни. Iеросхимонаха. Амвросiя»

Наименование иконы на лицевой стороне «Спорительница Хлеба» сделано тем же почерком, что и надпись.

Варвара Каширин, Галина Черкасова

Фотографии с сайта Казанской Амвросиевской женской пустыни Шамордино