Назад

Тот самый Смольный

Год назад Православной Церкви был возвращен собор Воскресения Христова бывшего Смольного монастыря. До этого, официально являясь частью музейного комплекса «Исаакиевский собор», этот храм одиннадцать лет использовался как концертная площадка. Алтарь был закрыт занавесом, за которым размещались подсобные помещения и гримерки. В центре собора стояли кресла для слушателей.

Вид на Смольный собор с реки

Вид на Смольный собор с реки

На вечные времена

Возвращение Смольного, который еще Николаем I был объявлен кафедральным собором всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны (покровительницы юношества), состоялось в день почитания мученицы Татьяны – 25 января. Это был удивительный день. Директор Исаакиевского собора Николай Буров вручил протоиерею Петру Мухину ключ от Воскресенского собора и сертификат с удостоверением о передаче храма «На вечные времена». Более ста священнослужителей, почти все ректоры высших учебных заведений города на Неве вместе с учащимися совместно молились в этот день на Божественной литургии. В 12 часов дня одна из студенток выстрелила из пушки Петропавловской крепости, давая отсчет новому времени в судьбе Смольного, который и сейчас остается главным храмом студенчества Санкт-Петербурга.

25 января 2016 года директор Исаакиевского собора Николай Буров вручил протоиерею Петру Мухину ключ от Воскресенского собора и сертификат с удостоверением о передаче храма «На вечные времена»

25 января 2016 года директор Исаакиевского собора Николай Буров вручил протоиерею Петру Мухину ключ от Воскресенского собора и сертификат с удостоверением о передаче храма «На вечные времена». Праздничную литургию возглавил архиепископ Петергофский Амвросий (Ермаков)

Без колокольни

Появлением этого чуда архитектуры мы обязаны императрице Елизавете Петровне. На левом берегу Невы, там, где варили смолу для кораблей, а позже возвели загородный дворец, в котором Елизавета провела юность, царица повелела построить монастырь, куда собиралась уйти на склоне своих лет. Проект обители доверили придворному архитектору, графу Бартоломео Франческо Растрелли. В 1748 году он приступил к возведению монастырского комплекса.

Обитель в плане представляет собой греческий крест, в центре возвышается главный собор. С четырех углов его окружают домовые однокупольные церкви, которые кажутся встроенными в стену, образуемую жилыми корпусами. Предполагалось возвести еще 140-метровую колокольню в пять ярусов, она стала бы самым высоким сооружением в Европе. Однако Растрелли впоследствии отказался от этого замысла, посчитав, что доминантой ансамбля должен выступить все же собор. В 1756 году строительство колокольни прекратили.

Макет Смольного собора с колокольней

Макет Смольного собора с колокольней

Оригинальное решение

Воскресенский собор построен в стиле Елизаветинского барокко. Его высота составляет 93,7 метра, и он способен вместить до 6 000 человек.

Первоначально Растрелли собирался возводить однокупольный храм, как было принято в Европе, но императрица настояла на пятиглавии. Растрелли решил эту задачу весьма оригинально – рядом с большим главным куполом он разместил четыре двухъярусные колокольни, каждая из которых завершалась небольшим луковичным куполом. Если внимательно взглянуть на эти колокольни, мы увидим, что стены их не выпуклые, а вогнутые, что придает собору определенную легкость и утонченность. Нижняя часть строения выглядит более основательной и напоминает скорее дворец, чем храм. Еще одна удивительная вещь – по мере приближения к собору он визуально кажется меньше, хотя не теряет своего величия.

Смольный монастырский комплекс возводился почти девяносто лет. Растрелли так и не успел увидеть свое творение завершенным – в 1771 году он умер. Однако великому зодчему удалось застать открытие в 1764 году первого в России женского учебного заведения, получившего название Воспитательное общество благородных девиц, позднее именуемого просто Смольным институтом. Под него были выделены монастырские корпуса.

Вид на Смольный собор

Вид на Смольный собор

Хрусталь и мрамор

Семилетняя война с Пруссией замедлила строительство обители. Только в марте 1828 года министр внутренних дел граф В.С. Ланской объявил конкурс на внутреннее оформление Смольного собора. Свой проект предложил русский архитектор Василий Петрович Стасов. Повелением императора Николая I ему и было доверено достроить и оформить храм.

В отделке Смольного приняли участие предприятия из самых разных уголков Российской Империи. Белый мрамор для облицовки величественных колонн везли из Екатеринбурга, ревельский камень для пола – из Прибалтики, удивительную по красоте балюстраду из граненого хрусталя, которая была установлена перед алтарями, сделали на Мальцевском заводе в Орловской губернии. Двенадцать колоколов отлили на Валдае, один из них весил 607 пудов. Лучшие художники того времени писали иконы для собора. Запрестольный образ Божией Матери с воспитанницами Смольного института создал член Петербургской академии художеств, известный живописец Алексей Гаврилович Венецианов.

Освящение Смольного состоялось в 1835 году. Именно тогда он и получил статус кафедрального собора всех учебных заведений и был приписан к Ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны, получая средства от государственного казначейства. Императорская семья любила посещать этот храм, особенно в день памяти равноапостольной Марии Магдалины, 22 июля по старому стилю. Здесь же собирались начальницы и учащиеся женских учебных заведений города, в том числе и Воспитательного общества благородных девиц.

Девять десятилетий в храме непрерывно совершались богослужения, пока не грянула революция.

Венецианов А. Г. "Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института"

Венецианов А. Г. «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института»

От разрухи к созиданию

В 1922 году из Воскресенского собора были изъяты ценности – с икон были сняты ризы из драгметаллов и драгоценных камней. Вскоре закрыли и сам храм. Несмотря на то, что почти все иконы были утрачены, рамы иконостаса демонтировали только в 1972 году. Сохранился лишь венециановский образ Божией Матери, который ныне хранится в Русском музее. О передаче его Церкви пока не идет и речи.

Настоятель храма протоиерей Петр Мухин с прихожанами

Настоятель храма протоиерей Петр Мухин с прихожанами

Как это ни удивительно, но даже в 1990-е годы собор верующим не вернули. Только в мае 2009 года новые владельцы разрешили провести в храме, использовавшемся как концертная площадка, молебен. А на следующий год, на праздник Благовещения, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил первую Божественную литургию в правом приделе храма, где был установлен временный иконостас. В главном же приделе по-прежнему оставались подсобные помещения, а в центре храма – сцена. С тех пор по утрам в соборе проводились богослужения, а по вечерам – концерты.

Пасхальный крестный ход

Пасхальный крестный ход

Большая заслуга в передаче Смольного собора Православной Церкви принадлежит его настоятелю – протоиерею Петру Мухину, который возглавил приход с 2010 года, практически со времени его образования. Масштаб произошедшего в 2016 году события характеризует отца Петра как человека, обладающего прекрасными организаторскими способностями. Не случайно Церковь доверила ему быть настоятелем еще девяти (!) храмов, два из которых расположены в сельской местности. И всё это новые приходы, где нужно было создавать условия для богослужебной жизни, обустраивать место для молитвы, искать людей, вести просветительскую работу. Протоиерей Петр Мухин, если можно так выразиться, дважды благочинный – Красногвардейского района Санкт-Петербурга и храмов при ВУЗах Санкт-Петербурга. Пастырская забота о студенческой молодежи – отдельная, насыщенная многоразличными заботами и радостями, деятельность. Батюшка избран исполнительным директором Петербургской Ассоциации содействия духовно-нравственному просвещению «Покров», которая объединяет высшие учебные заведения северной столицы.

Огромное количество дел нисколько не лишает отца Петра способности быть чрезвычайно внимательным и тактичным в отношении к каждому человеку – будь то его соратник на ниве служения Церкви или впервые вошедший в храм Божий.

На службе в Смольном всегда многолюдно

На службе в Смольном всегда многолюдно

Пасха

Пасха

«Я в темноте, освети Меня!»

В дореволюционное время в Воскресенском соборе находилась икона Божией Матери «Черниговская-Ильинская». Она была подарена Петру I после его возвращения из Азовского похода архимандритом Черниговского Ильинского монастыря Лаврентием (Крещеновичем) с братией и пожертвована в Воскресенский Смольный монастырь его основательницей, Елизаветой Петровной, которая получила икону в наследство от отца. В Воскресенский собор образ вместе с другими иконами и церковной утварью перенесли после упразднения монастыря; здесь он хранился сначала в кладовой.

Однажды в Смольный собор пришел унтер-офицер и стал расспрашивать сторожей, где ему найти икону Божией Матери; он подробно ее описывал, но ему отвечали, что такой иконы в храме нет. Через какое-то время, 18 июня 1851 года офицер вновь пришел в храм и убедительно просил поискать «его» икону. Дело в том, что ему снились сны, в которых неоднократно являлся образ Богородицы, пред которым он должен был помолиться именно в Смольном соборе в благодарность за оказанную ему помощь. Когда солдат служил в армии, ему было поручено вести рекрут к месту призыва, и один из них убежал. Бедного конвойного арестовали. В ожидании строгого суда он усердно, со слезами молился Богородице, прося о помощи. И вот во сне ему представилось видение, в котором советовалось продолжать молиться и дать обет, если дело кончится благополучно, пойти в Смольный собор и отслужить там благодарственный молебен пред иконой Богородицы, которая была показана ему с такой ясностью, что он не мог ее забыть. «Пойди в Смольный монастырь, Я в темноте, освети Меня!» – сказала ему Божия Матерь. Проснувшись, солдат дал означенный обет, и вскоре был освобожден и оправдан, поскольку бежавший рекрут возвратился.

Служители храма, услышав рассказ унтер-офицера, стали усердно искать образ и, наконец, нашли его в кладовой почерневшим от пыли. Как только военный взглянул на икону, он со слезами радости упал на колени и начал горячо молиться.

Икону почистили и повесили у колонны с правой стороны собора, затем отслужили перед ней благодарственный молебен. А унтер-офицер купил лампаду и до самой смерти жертвовал масло или деньги, чтобы у образа теплился неугасимый свет. Таким образом он исполнил повеление Царицы Небесной «осветить» Ее.

К сожалению, после закрытия храма Черниговская икона вместе с другими святынями была утрачена. Но в наши дни написан новый образ, который 21 августа 2016 года был освящен в Воскресенском храме после Божественной литургии.

Икона Божией Матери «Черниговская-Ильинская»

Икона Божией Матери «Черниговская-Ильинская»

Полезная информация:

Адрес храма: Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 3/1

Телефон: (812) 900-70-15

E-mail: smolniysobor@gmail.com

В Смольном соборе ежедневно совершаются две Божественные литургии – в 7.00 и в 9.30, а также вечернее богослужение в 18.00.

Подготовила Галина Дигтяренко