Назад

Увидеть Воскресение

Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь!

Святитель Иоанн Златоуст

До конца XVI века на иконах Воскресения Христова изображалось, как ни странно, не само таинство Воскресения, а сошествие Господа Иисуса Христа в ад. Иконография образа складывалась, начиная с VII века, опираясь на византийскую иконописную традицию, а на Руси стала известна с XI века.

Жены-мироносицы у Гроба Господня

Жены-мироносицы у Гроба Господня

Что мы видим на иконе? В центре композиции стоит Христос в ореоле славы на разрушенных створках врат ада над черной бездной. Иногда рядом с разрушенными вратами изображают разбитые замки, разорванные цепи, ключи. В аду часто помещают фигуру сатаны, которого связывают Ангелы. Внизу композиции – группа людей, обреченных на адские мучения.

Христос наклонился к Адаму и держит его за руку, которая бессильно повисла, – у грешного человека нет сил самому, без помощи Божией, вырваться из пропасти смерти. Однако другой рукой он тянется к Господу, и в этом устремлении заложена мысль, что без воли самого человека Бог не может спасти его, Он не насилует выбор Своего создания.

Икона «Сошествие во ад», 1764 год. Солигалич. Савва и Михей Словенины

Икона «Сошествие во ад», 1764 год. Солигалич. Савва и Михей Словенины

Рядом с Адамом стоит Ева. Ее руки тоже протянуты к Спасителю, но они на большей части икон скрыты одеждой. Некогда эти руки совершили грех, сорвали плод с древа познания добра и зла, и Ева не дерзает самовольно прикоснуться ко Христу, а лишь молча умоляет и ждет, когда Он Сам обратится к ней. Одеждой покрыты не только руки Евы, она вся с головы до ног покрыта одеждой, которая дана была людям после грехопадения. И это знак покаяния Евы, понимание своей отдаленности от Бога.

По обеим сторонам от Христа – праведники, которых Господь избавляет от ада. Здесь цари Давид и Соломон, Иоанн Креститель, пророк Даниил и Авель. Но почему святые в аду? Грех первых людей прервал животворящую связь людей и Бога. До того как Христос пришел на землю, соединив в Себе Бога и человека, путь в Царство Небесное был закрыт для людей – после смерти все попадали в ад. Христос сошел в ад, чтобы вывести оттуда людей. Воскресение Христа – это дарованная нам победа. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».

Спаситель, возносящийся из Гроба

Спаситель, возносящийся из Гроба

В правом верхнем углу иконы представлен восставший из гроба Иисус Христос с воинами, онемевшими от страха. Наверху по центру изображен Горний Иерусалим. В верхней части иконы часто изображают рай с Серафимом у врат и благоразумным разбойником, беседующим с Илией и Енохом, а также праведников, входящих в рай.

Позднее стали появляться и другие иконописные изображения, посвященные Воскресению Христову. Например, «Жены-мироносицы у гроба Господня». Женщины пришли утром ко гробу с благовониями для помазания тела. Но они видят пустой открытый гроб, в котором нет Иисуса. Там остались лишь погребальные пелены. Рядом – Ангел Господень (или два Ангела). Именно он возвещает женам-мироносицам о том, что Иисус Христос воскрес. На заднем плане иногда изображается и сам воскресший Господь.\

Явление Христа Марии

Явление Христа Марии

Существуют также иконы, на которых запечатлен непосредственно момент Воскресения Иисуса Христа. Здесь Спаситель изображается возносящимся из раскрытого гроба или вышедшим из погребальной пещеры, либо стоящим на отваленном гробовом камне рядом со спящей или в ужасе бегущей стражей. Иногда Спаситель держит в руках белую хоругвь с красным крестом, а рядом как свидетели Воскресения присутствуют два Ангела.

Есть еще одно иконографическое изображение, связанное с Воскресением Иисуса Христа, которое называется «Явление Христа Марии Магдалине». Иногда этот образ называют «Не прикасайся ко Мне». Святая равноапостольная Мария Магдалина была удостоена чести первой увидеть воскресшего Христа. Именно этот момент и запечатлен на иконе. Мария стоит на коленях и протягивает к Иисусу руки, а Он говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17). Святитель Дмитрий Ростовский пишет: «Запрещая Марии Магдалине прикасаться к Нему, Христос, по толкованию св. Иоанна Златоуста, возвышает ее помышления, потому что от радости она не представляла себе ничего великого, и через это научает ее более благоговейному с Ним обращению».

Подготовила Галина Дигтяренко