Назад

Философия запаха

Искусственные ароматы, как и наши страсти, уже не дополняют наш образ, а начинают замещать его.

Для человека любой запах ценностно окрашен, в отличие от животных, для которых важны только интенсивность и принадлежность запаха какому-либо предмету

Для человека любой запах ценностно окрашен, в отличие от животных, для которых важны только интенсивность и принадлежность запаха какому-либо предмету

Где бы мы ни находились, куда бы мы ни пошли, везде нас окружают и сопровождают запахи. Есть запах города и запах природы. Свой запах у солнечного летнего полудня и осеннего заката, утренней росы и грозы, первого снега и майской черемухи. Все это естественные ароматы, созданные Богом при творении мира. Вот как писал об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Творчество и Промысел Божий на цветах, на траве, на кустарниках и деревьях, на птицах, животных домашних и зверях, на рыбах, на раковинах и панцирях, живых тварях – на всяком творении. Наперед мысль (придумано) – рисунок всех тварей, цвет, форма, запах до бесконечности разнообразно…» Хочется повторить: «До бесконечности разнообразно». Однако человеку этого мало. К картине, созданной Богом, он добавляет свои, синтетические вония, так называемые духи, туалетные воды, дезодоранты, ароматизаторы, идентичные натуральным и т. п. Уходя все дальше от натурального, человек не может уже обходиться без идентичного, суррогатного. Так же, как и запахи, идентичными становятся чувства – они, как и духи, все резче, громче, ярче, но утешения и радости почему-то не приносят, скорее страдания, как и вошедшая в лифт чрезмерно надушенная дамочка приносит страдания соседу-аллергику. Искусственные запахи, как и наши страсти, уже не дополняют наш образ, а начинают замещать его. Суррогатным стало даже материнство.

Цветы у храма

Цветы у храма

Благоухание

Запах – это еще одно измерение нашей жизни. По запаху животные узнают и хозяина, и чужого, только чужой пахнет иначе, к нему не хочется прижаться и повилять хвостиком или помурлыкать. Есть запах мамы.

Природа обоняния такова, что этот орган чувства очень близко связан с сигнальными центрами головного мозга. Информация от органов обоняния не поддается осмыслению. Запах ассоциируется с жизненными явлениями, которые мы оцениваем положительно или отрицательно. Интересно, что безразличный нам предмет вдруг вызывает эмоционально окрашенную реакцию, когда человек начинает ощущать его запах.

Господь даровал людям обоняние. И этим надо научиться пользоваться. Мы должны понять разницу между словами «благоухание» и «зловоние».

Благоухание – это состояние небесного. Во все времена воздух храма был наполнен благовониями. Уже в Ветхом Завете богослужения были связаны с особого рода запахами. В Книге «Исход» мы читаем: «Возьми себе самых лучших благовонных веществ… Это будет миро для священного помазания» (Исх. 30, 23–25); «На нем Аарон будет курить благовонным курением» (Исх. 30, 7); «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу» (Исх. 29, 41).

И ныне, вознося молитвы в храме, христиане встречают Бога не только песнопениями и зажженными свечами, но и благоуханиями, исходящими от ладана. Запах ладана пропитывает все: стены, одеяния священников, иконы, прихожан и как бы впитывается в молитву.

Во все времена воздух храма был наполнен благовониями

Во все времена воздух храма был наполнен благовониями

Ароматы церкви символизируют различные дары Святого Духа. Совершая миропомазание, священник говорит: «Печать Дара Духа Святого». Святая Печать помогает нам почувствовать присутствие Духа и через запах. «Миропомазание – прекрасная тайна бесконечной любви Господа, желающего одеть человека не только в блестящую одежду спасения, но и в благоухание Духа», – пишут Андрей Лесовиченко и Себастьян Ликан в книге «Вопросы Христианской Одорологии».

Святые мощи

Благоухание – одно из проявлений чуда нетления святых мощей. Чуда преобразования в физической реальности идеи бессмертия, надежды на воскресение из мертвых.

В своем труде «Философия культа» священник Павел Флоренский приводит два рассказа, слышанных им от очевидцев.

Первый касается мощей преподобного Серафима Саровского. Когда мощи святого вынули из гроба, их разложили сначала на листы белой бумаги; благоухание было так сильно, что бумага пропахла и продолжала пахнуть год спустя после прославления преподобного. И через шесть лет бумага продолжала благоухать.

Другой рассказ о кончине старца Амвросия Оптинского. Как известно, вопреки ожиданиям его почитателей, тело Амвросия обнаружило следы разложения, и когда один из монахов, желая освятить прикосновением к почившему старцу чистый платок, отнял его от тела, то, к своему смущению, увидел его запачканным гноем. Тогда он сунул платок в карман и перестал о нем думать. Но прошло некоторое время, и в келье стало распространяться явное благоухание. «Когда оно заставило подумать о себе, и были произведены розыски его источника, то оказалось, что благоухает один из подрясников, и именно тот, который одевался на погребение старца, и что первоисточник благоухания – лежащий в кармане его платок. Мне говорили далее, что запах продолжал сохраняться на платке и год спустя», – пишет Павел Флоренский.

 Природа запаха

Для человека любой запах ценностно окрашен, в отличие от животных, для которых важны только интенсивность и принадлежность запаха какому-либо предмету.

Подавляющим большинством людей однозначно негативно воспринимаются запахи, мировоззренчески связанные с оценкой всего умершего и извергнутого. Зловонием во всех культурах считаются запахи помоек, экскрементов, трупов.

Однозначно положительно оценивается то, что может быть полезно человеку физиологически: готовая к употреблению пища, запахи, связанные с инстинктом продолжения рода. Позитивно воспринимаются запахи цветущих растений, свидетельствующие о жизненной силе.

Член экспедиции Колумба Родриго де Херез за курение был посажен в тюрьму

Член экспедиции Колумба Родриго де Херез за курение был посажен в тюрьму

Однако, считают специалисты, если обоняние не фиксирует физиологической заинтересованности, то реакция на запах будет увязываться с теми мировоззренческими системами, в рамках которых они употребляются и оцениваются.

Например, запах табака. Почему так широко распространено это зловонное вещество? Очевидно, помимо слабого наркотического воздействия здесь имеет значение потребность чувствовать себя частью того или иного сообщества. Сигарета как бы объединяет людей, позволяет ощущать связанность друг с другом.

Как курящему нравится запах дыма, так индуисту, например, приятен запах коровьего помета в «благовониях», поскольку связан с его восприятием мира.

Дома я привык к чистому воздуху; запаху табачного отнюдь не было. Между тем, ныне и малые дети курят. О, погибель! Св. прав. Иоанн Кронштадтский

«Дома я привык к чистому воздуху; запаху табачного отнюдь не было. Между тем, ныне и малые дети курят. О, погибель!»
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

 1 сигарета = минус 15 минут жизни

Для православных людей запах табака неприемлем. Своей резкостью и интенсивностью он способен нарушить тщательно подобранную гармонию церковных благовоний. Табак имеет агрессивный характер, делает его в православном сознании «чертовым ладаном».

Неприемлем запах табака и для многих неверующих людей. Еще в 1974 году Всемирная организация здравоохранения посвятила проблеме курения обширнейший доклад, подводивший итог многолетней работе ученых всего мира. Доказано, что те, кто много курит, заболевают раком легкого в двадцать раз чаще, чем некурящие. Курение вызывает преждевременный износ сердца, сосудов и других жизненно важных органов. Каждая выкуренная папироса стоит курящему пятнадцати минут жизни. Время, дарованное человеку Богом, утекает из сигаретной пачки по мере ее опустошения. Покупая сигареты, курильщик покупает в буквальном смысле смерть.

Широкая пропаганда курения началась в Западной Европе в начале XVII века. В России же был введен запрет на курение табака и его выращивание. Однако в 1685 году этот запрет был снят Петром I за большое вознаграждение от Англо-Вирджинской компании, торговавшей американским табаком.

Церковь боролась с этим злом. В 1624 году католики во главе с Папой Урбаном Восьмым начали серьезную борьбу с табаком, наказанием за его употребление было отлучение от церкви. Через два года Греческая Православная Церковь приняла такие же меры.

Впечатление от запаха мимолетно и невесомо, и при этом оно глубоко волнует нас. В наших руках сделать так, чтобы волнение это было приятным не только нам и окружающим, но и угодным Богу!

Интересные факты:

- Известно, что еще пещерный человек в целях защиты пропитывал свои одежды дымом костра, так как запах гари всегда порождает ощущение паники, тревоги и этим отпугивает диких животных.

- Современные научные исследования доказали, что запахи способны увеличить мускульную силу, например, аммиак. Ароматы березы, липы, тимьяна, лимона, эвкалипта, душицы могут стимулировать органы дыхания.

- Ароматы боярышника, зубровки, сирени, тополя, камфары, а также в летнее время сосны и ели стимулируют сердечно-сосудистую систему, повышая частоту пульса и артериальное давление.

- Запахи дуба, березы, ванили, мелиссы, валерианы нормализуют работу сердечно-сосудистой системы.

- Цитрусовые, розмарин и герань улучшают зрение, а неприятные запахи гниющих растений ухудшают его.

- Врачи, жившие в древней Греции, умели ставить диагноз по запаху тела больного.

- Женщины воспринимают запахи острее, но власть запахов над мужчинами сильнее.

 Галина Дигтяренко