Назад

Чудотворцы наших дней

Иногда человек чувствует себя буквально загнанным в угол, не знает, как жить дальше. На помощь ему может прийти духовно опытный старец, наделенный от Бога даром прозорливости

Само определение старчества многозначно. Так можно обозначить все духовенство Церкви, поскольку с греческого «пресвитер» (священник) переводится как «старец», «старейшина».

Само определение старчества многозначно. Так можно обозначить все духовенство Церкви, поскольку с греческого «пресвитер» (священник) переводится как «старец», «старейшина».

Кто они?

Старцы – это обычные люди, такие же, как мы. Только в силу своих подвигов ради Господа получившие от Него различные дары – чудотворения, прозорливости, исцеления.

Старцы – это обычные люди, такие же, как мы. Только в силу своих подвигов ради Господа получившие от Него различные дары – чудотворения, прозорливости, исцеления.

Старцы – это обычные люди, такие же, как мы. Только в силу своих подвигов ради Господа получившие от Него различные дары – чудотворения, прозорливости, исцеления. Старцы. Именно так их называют православные. Они могут видеть будущее как настоящее, к ним можно обратиться за советом в трудной ситуации.

Само определение старчества многозначно. Так можно обозначить все духовенство Церкви, поскольку с греческого «пресвитер» (священник) переводится как «старец», «старейшина». Старец – лицо, обладающее духовной властью, человек, получивший от Бога дар особого духовного руководства христианами.

Среди чудотворцев последних дней, наших современников, особо выделяются отец Иоанн (Крестьянкин) и отец Николай (Гурьянов).

Отец Иоанн

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был духовником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Родившийся в 1910 году в семье орловских мещан, он с детства прислуживал в храме. После школы получил профессиональное образование на бухгалтерских курсах. Работал по специальности сначала в Орле, потом в Москве, посещая при этом храм.

В 1945 году в безбрачии рукоположен в сан диакона, затем во иерея. За свой дар проповеди и отцовскую заботу пользовался любовью прихожан. Его кандидатская работа (по окончании Московской Духовной Семинарии и Академии) о святом Серафиме Саровском так и осталась недописанной – в 1950 году его арестовали на семь лет за «антисоветскую агитацию» и отправили в КаргопольЛаг Архангельской области. Его солагерники вспоминали: «Когда он говорил с вами, его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором».

После освобождения в 1955 году отец Иоанн продолжал свое служение в разных храмах Псковской и Рязанской областей, а затем в Псково-Печерском монастыре. Практически сразу с поселением отца Иоанна в обители молва о нем распространилась по всему Советскому Союзу. За советом и благословением к нему приезжали тысячи людей.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Скорый поезд со всеми остановками

В обители отца Иоанна порой шутливо называли «скорый поезд со всеми остановками». Он не ходил, а скользил, как светлый луч, неуловимо, плавно и быстро. Если торопился по каким-либо послушаниям, то пробегал мимо протянутых к нему за благословением рук. Но, пробежав, частенько так же быстро возвращался и скороговоркой спрашивал: «Ну, что у тебя там?» И моментально начинал отвечать на еще незаданный вопрос, выдавая свое сокровенное ведение о жизни человека. Архимандрит Тихон (Шевкунов) вспоминает, что однажды, будучи еще послушником в Печорах, он был свидетелем такой картины: отец Иоанн в окружении богомольцев спешил по монастырскому двору к храму. Вдруг к нему бросилась заплаканная женщина с ребенком лет трех на руках: «Батюшка, благословите на операцию, врачи требуют срочно, в Москве». Отец Иоанн остановился и твердо сказал женщине: «Ни в коем случае. Он умрет на операционном столе. Молись, лечи его, но операцию не делай ни в коем случае. Он выздоровеет». И перекрестил младенца.

После освобождения в 1955 году отец Иоанн продолжал свое служение в разных храмах Псковской и Рязанской областей

После освобождения в 1955 году отец Иоанн продолжал свое служение в разных храмах Псковской и Рязанской областей

Тогда они, послушники, были в ужасе от размышлений, предполагая: а вдруг отец Иоанн ошибся? Что если ребенок умрет? Что сделает с ним мать, если такое случится? Заподозрить старца в вульгарном противлении медицине нельзя: известно много случаев, когда отец Иоанн и благословлял, и настаивал на операции. Среди его духовных детей было немало врачей. Что же будет дальше? Явится ли в монастырь убитая горем мать и устроит чудовищный скандал или ничего подобного не произойдет, ребенок выздоровеет, как предсказал отец Иоанн?

Но отец Иоанн по-прежнему продолжал «курсировать» между храмом и своей кельей в окружении исполненных надежд и благодарности паломников, что говорило о положительном исходе дела.

Отец Иоанн не любил, когда его называли старцем. Он говорил: «Не надо путать старца и старика. И старички есть разные, кому 80 лет, кому 70, как мне, кому 60, есть старики и молодые. Но старцы – это Божие благословение людям. И у нас нет старцев больше. Бегает по монастырю старик, а мы за ним». Смирение было одним из многих его духовных качеств.

Скончался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в возрасте 95 лет. Похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря.

«Водку любишь, а Бога не любишь»

Отец Николай Гурьянов

Отец Николай Гурьянов

Старец, если он действительно от Бога, никогда не будет навязывать своего мнения, требуя беспрекословного исполнения всех предписаний и поклонения себе. Протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит, скрывая свой духоносный дар, так при жизни и говорил: «Обращайтесь прежде всего не ко мне, а к Господу!» Отец Николай отличался простотой в разговоре, частенько пел что-нибудь народное, любил пословицы: «Живи просто – доживешь до ста». Приезжает какой-нибудь регент хора, а отец Николай ему с порога: «Си-соль-ре-соль» и улыбается. Батюшка чаще всего был радостен. Всем буквально раздавал любовь. Легко разъяснял сложные, как клубок запутанных ниток, жизненные ситуации. Причем делал это не только словами, но и поступками. Для вразумления некоторых говорил иносказательно. О себе всегда просил только молитв.

Как-то раз один неверующий человек приехал утром на остров по своим делам. Имея свободное время, заглянул в храм, где на него обратил внимание отец Николай – вдруг быстро подошел к нему и произнес: «Водку любишь, а Бога не любишь». Затем ушел в алтарь. Человек этот, любивший и в самом деле выпить, был озадачен таким провидением незнакомого священника и отстоял всю Литургию. После богослужения к нему вновь подошел отец Николай. Но при этом уже сказал: «Ну вот, теперь ты Бога любишь, а водку не любишь». С этого времени тот человек полностью бросил пить.

Одна из духовных чад отца Николая писала, что в декабре 1999 года они с будущим мужем поехали к батюшке просить благословения на брак. Ситуация была нелегкая, поскольку оба перед вступлением в брак были тяжело больны. Старец тогда практически не принимал. На калитке висело объявление: «Отца Николая не беспокоить!» Решили передать письмо через келейницу. Безуспешно – келейница на страже здоровья и покоя старца! Ушли. Тяжело и грустно на душе. И вдруг совершенно неожиданно выбегает келейница с иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и говорит: «Вас батюшка благословляет на брак». А ведь они даже не излагали старцу своей просьбы!

Как-то отца Николая спросили «Что вас больше всего беспокоит в душах современных людей Что наиболее опасно» Он ответил «Безверие»

Как-то отца Николая спросили «Что вас больше всего беспокоит в душах современных людей Что наиболее опасно» Он ответил «Безверие»

Духовные дары отца Николая Гурьянова проявлялись во многом: он помогал изменить жизнь людям, потерявшим надежду, мог назвать незнакомых людей по имени, предупреждал о возможной опасности, вымаливал тяжелобольных. В то же время, невзирая на чины и звания, мог по какому-то своему духовному видению отправить гостей восвояси. За этим стояло не желание обидеть человека, но стремление дать возможность осмыслить свою прошлую жизнь и вернуться с покаянными чувствами обратно.

Любушка блаженная

Старица Любушка

Старица Любушка

Старица Любовь Ивановна Лазарева родилась 17 сентября 1912 года в деревне Колодези Калужской губернии. Ее семья была очень религиозна: отец был старостой сельского храма, мама растила детей. Оставшись сиротой, девочка была взята на воспитание близкой родственницей. В 18 лет Любушка уехала в Ленинград к брату, который помог ей устроиться на фабрику «Красный треугольник». Но вскоре Любушка решила стать странницей. Она побывала во многих монастырях, однако самым дорогим для нее местом стала Вырица, где она часами молилась у могилы своего духовного отца иеромонаха Серафима. Небольшого роста, сухая старушка всегда выделялась своей кротостью и молитвенностью. Многие люди отмечали ее прозорливость и дар чудотворения.

Духовная дочь блаженной, Валентина, вспоминала: «Однажды заболел мой внук Георгий: сочится гной, стафилококк… Я к Любушке: “Георгий умирает!” Она помолилась и сказала: “Будет жить”. И все обошлось. Потом дочь заболела краснухой, и опять по молитвам Любушки болезнь прошла».

Старица была известна и тем, что «ставила храмы», то есть вымаливала у Господа появление новых или возрождение разрушенных церквей. Одним из них стал храм Христа Спасителя.

Такими были истинные старцы, которые и после своей смерти помогают людям. Хорошо тем, кто имел в духовном руководстве таких наставников, скажете вы. Но что же делать, если рядом нет старца?

Благочестивые паломники, готовясь посетить тот или иной монастырь, стараются разузнать, есть ли там духовно опытные наставники, которым можно открыть свое сердце, обратиться за советом. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Оптина Пустынь, Псково-Печерский монастырь всегда были кладезем истинной мудрости, передаваемой от одного старца к другому, и именно поэтому туда устремляются люди, ищущие духовного руководства и помощи.

Роман Тузов