Лизин пруд

 

Считается, что именно в этих местах когда-то утопилась героиня романа Карамзина «Бедная Лиза». Пруд давно засыпали, и теперь здесь находится станция метро «Автозаводская». Как же выглядела эта святыня до трагических 1930-х годов?

 

Цвели луга

До начала XX века на месте жилых кварталов и заводов были заливные луга и леса, где любила охотиться знать. Вот как описывал эту местность в своей повести «Бедная Лиза» Николай Карамзин: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо, когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок».

Много времени прошло с тех пор – на месте знаменитого Лизиного пруда сейчас один из выходов станции метро «Автозаводская», там, где шумела Тюфелева роща, теперь корпуса ЗИЛа, а луга превратились в улицы...

 

На подступах к Москве

По преданию, монастырь был основан в 1370 году племянником Сергия Радонежского Федором, который в иночестве был наречен Симоном (отсюда и название). В те времена здесь, в нескольких километрах от Москвы, стояли непроходимые леса, которые, впрочем, скоро превратились в пашни. Новая обитель вошла в кольцо оборонительных монастырей на подступах к столице. Их основной задачей было оттягивать силы неприятеля от главной крепости – Кремля. За многие годы монастырь не раз был сожжен и разорен, а в Смутное время разрушен почти до основания. Однако каждый раз святыня возрождалась во многом благодаря помощи влиятельных вельмож, а также представителей царской фамилии. Особенно любил Симонову обитель Федор Алексеевич, соправитель Петра I. Он делал большие денежные вклады и даже имел там собственную келью, где проводил время в молитве и посте.

 

Упадок и возрождение

Однако со временем значение обители несколько упало, и в 1771 году по указу Екатерины II монастырь был упразднен и, по сути, заброшен. Во время эпидемии там разместили чумной изолятор. Все тот же Карамзин описывает эту «юдоль скорби» так: «Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалинах гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, – стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. Иногда вхожу в келии и представляю себе тех, которые в них жили, – печальные картины! Здесь вижу седого старца, преклонившего колена перед распятием и молящегося о скором разрешении земных оков своих, ибо все удовольствия исчезли для него в жизни, все чувства его умерли, кроме чувства болезни и слабости». Но уже в 1795-м монастырь был возрожден, и в него снова вернулась жизнь.

 

В Стране Советов

Во второй раз монастырь был упразнен в 1920-м, и в зданиях обители был открыт музей. В обмен на услуги сторожей и уборщиков церковной общине разрешалось служить службы в поруганном соборе. Была даже произведена реставрация построек. Однако в 1930-м специальная комиссия решила, что большинство зданий бывшего монастыря не представляют архитектурной ценности и их надо срочно снести. В ночь на 21 января прогремел взрыв – почти все здания превратились в прах – стройматериалы впоследствии использовали для строительства жилых домов. Монастырское кладбище тоже стерли с лица земли – некоторые рабочие не гнушались раскапывать могилы и искать ценности, после чего кости просто выбрасывали. А ведь раньше некрополь благодаря своему высокому статусу служил последним пристанищем для именитых горожан. Здесь были похоронены поэт Веневитинов, писатели Сергей и Константин Аксаковы, композитор Алябьев, коллекционер Бахрушин, сподвижник Петра I Федор Головин, а также представители старинных фамилий – Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, Мстиславские. Спасены были только останки Аксаковых и Веневитинова – теперь они покоятся на Новодевичьем кладбище.

 

День сегодняшний

До наших дней дошло лишь несколько построек Симонова монастыря. Кусок стены, две трапезные, сушило, келья и один храм. Здания постепенно реставрируются, а вот башни нет. Мы попытаемся вспомнить, что же было в монастыре на момент разрушения.

Федор Дядичев,

фото Олега Серебрянского

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Москва, #Старый Симонов, #Рождественская церковь в Старом Симонове

30 Jul 2013