Есть на Волге городок

 

Ржев известен как город воинской славы, где во время Великой Отечественной войны шли кровопролитные бои. Но с этим местом связано и немало интереснейших страниц русской церковной истории.

 

Ржева Володимерова

Современный Ржев – один из тихих провинциальных городов тверского Верхневолжья. В годы Великой Отечественной войны в результате семнадцатимесячных боев в районе так называемого «Ржевского котла» город был разрушен до основания. От довоенного населения в 56 тысяч человек к 3 марта 1943 года – дню окончательного изгнания немецких оккупантов, уцелели не более 150 жителей. Девяносто процентов старинных зданий, включая многочисленные храмы, было утрачено в военное лихолетье, поэтому в облике города, вольно раскинувшегося на двух волжских берегах, ныне доминируют типовые многоэтажки и частный сектор. Кажется, паломникам да и обычным туристам здесь делать совершенно нечего. Но это поверхностное впечатление.

 

Когда Ржев освободили от фашистов, оказалось, что из 56 тысяч его жителей уцелели всего 150 человек

Русская пословица гласит: «Не стоит село без праведника». Тысячи малых городов и сел нашего Отечества имели и имеют ныне своих молитвенников. Во Ржеве всенародным почитанием окружена святая супружеская чета – князь Владимир и княгиня Агриппина, жившие в XIII веке. Даже за самим городом, который в древности назывался Ржева, на несколько столетий утвердилось название «Ржева Володимирова». Историки полагают, что благоверный князь Владимир Ржевский – сын Мстислава Ростиславича Храброго и младший брат Мстислава Мстиславича Удалого, которые также почитаются Русской Церковью как святые.

Житийных сведений о супругах не сохранилось, но доподлинно известно, что местом их погребения стал Успенский собор Ржева. День памяти благоверных Владимира и Агриппины совпадает с днем памяти равноапостольного князя Владимира, а празднование в их честь совершается по чину богослужения благоверным Петру и Февронии Муромским.

 

Возвращение святых князей

Местное предание гласит, что святой князь Владимир и по успении оставался защитником родной земли, он оберегал ее от захватчиков, ночами незримо объезжая Ржев на белом коне. Специально для князя жители каждый вечер выставляли к городской стене новую пару сапог, которая утром оказывалась стоптанной. Но однажды пожадничали. И с тех пор никто больше не видел витязя на белом коне, объезжающего город с дозором.

 

Надгробная доска с изображением святых князя Владимира и княгини Агриппины Надгробная доска с изображением святых князя Владимира и княгини Агриппины

 

В середине XVIII века архиепископ Тверской и Кашинский Митрофан приказал вскрыть гробницу благоверных Владимира и Агриппины и, обнаружив, что останки подверглись тлению, запретил молиться им, поскольку в те времена признаком святости считалось именно нетление. Тогда же приказано было изъять все иконы святых Владимира и Агриппины из храмов и частных домов. Несмотря на это грозное распоряжение, жители Ржева продолжали тайно обращаться к своим небесным покровителям с молитвой.

 

Успенский собор стал местом погребения святой супружеской четы Успенский собор стал местом погребения святой супружеской четы

 

Время неузнаваемо изменило облик города. Оказался стерт с лица земли Успенский собор. О его былом существовании напоминает только народное именование Соборной горой крутого волжского берега, где храм находился. Но, как и прежде, молитвенно чтут жители Ржева святых князей Владимира и Агриппину, имена которых ныне включены в Собор Тверских святых. Их изображения украшают паперть кафедрального храма в честь Оковецкой иконы Божией Матери молодой Ржевской епархии.

 

«Прозрение очес»

Икона Божией Матери "Оковецкая" ("Прозрение очес") Икона Божией Матери "Оковецкая" ("Прозрение очес")

 

«В лето 7047 (1539) года во дни державного и благочестивого царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России, при преосвященном митрополите Московском и всея России Иоасафе …благоволил Бог подать людям своим, живущим в пределах града Ржева-Владимирова, на краю Оковецкой волости, свыше дарование чудес и тем милостиво призреть на род христианский – явление чудотворной иконы родившей Его Богоматери», – гласит «Сказание об Оковецких иконах» XVI века, ныне хранящееся в Российской государственной библиотеке.

Незадолго до праздника Вознесения Господня два жителя деревни Оковцы Ржевского уезда обнаружили в лесной глуши стоящую на дереве икону Животворящего Креста Господня, от которой струился свет. В испуге они убежали, но потом рассказали односельчанам о виденном чуде. На праздник Троицы к этому месту собрались более ста жителей близлежащих деревень, среди которых был и некий инок Стефан. Он-то и разглядел в ветвях сосны, стоящей рядом с деревом, на котором находилось изображение креста, другую икону – Божией Матери. Этот образ, получивший именование Оковецкого по месту явления, очень необычен: рядом с Богородицей, держащей Младенца, изображен святитель Николай. Оковецкая икона прославилась многими чудотворениями.

Царь повелел принести обе новоявленные святыни в Москву, где они были торжественно встречены духовенством и народом. Более полугода иконы пребывали в кремлевском Успенском соборе, где перед ними постоянно совершались молебные пения. Затем их с почетом перенесли в специально возведенные храмы в Оковцах.

В столице в честь Оковецкой иконы Богородицы также были выстроены два храма – у Пречистенских ворот и на Поварской улице. Появился Оковецкий храм и во Ржеве – сначала деревянный, а в XIX столетии каменный. Оковецкую (Ржевскую) икону Божией Матери называют также «Прозрение очес», так как по молитве перед этим образом совершилось множество исцелений от слепоты и глазных болезней.

С 1875 года по благословению архиепископа Тверского, удовлетворившего прошение Ржевской городской думы, на протяжении 35 лет ежегодно совершались крестные ходы из села Оковцы во Ржев. Эта благочестивая традиция, прерванная трагическими событиями начала XX века, была возрождена в 2005 году, когда молодые прихожане храмов Ржева впервые пешком одолели почти семидесятикилометровый крестный путь. С тех пор каждый год 24 июля после литургии в кафедральном соборе Оковецкой иконы Божией Матери верующие направляются в Оковцы для молитвы. Теперь, правда, не пешком, а на автобусах. Присоединиться к ним может каждый.

Посещают паломники и Святой ключ в окрестностях Оковцов, который также известен с давних времен. Над источником возведен храм, где богослужения совершают насельники Нило-Столобенского монастыря, а в престольный праздник – митрополит Тверской и Кашинский Виктор.

 

Ревнители веры

В 1840 году к Оковецкому собору был прикомандирован «для отправления богослужения и исполнения треб» клирик Преображенского храма Ржева протоиерей Матфей Константиновский. Сегодня это имя известно, в основном, в связи с творчеством Н.В. Гоголя, часто обращавшегося к отцу Матфею за духовными советами в последние годы своей жизни. История знакомства и взаимоотношений писателя и священника до сих пор занимает значимое место в трудах литературоведов. Гораздо менее известно, что протоиерей Матфей был талантливым проповедником и миссионером, положившим немало трудов на уврачевание старообрядческого раскола, в который к XIX веку отпала большая часть местных жителей. В город Ржев отец Матфей прибыл на служение в 1836 году. Молодой священник уже тогда был известен строгостью жизни и ревностным совершением богослужений. Протоиерею Матфею пришлось перенести немало испытаний от ревнителей раскола: однажды во время литургии его дом подожгли, на него постоянно поступали доносы светским и церковным властям.

 

Протоиерей Матфей  Константиновский Протоиерей Матфей Константиновский
Кафедральный собор Оковецкй иконы  Божией Матери Кафедральный собор Оковецкй иконы Божией Матери

 

Его имя было широко известно не только в Тверской епархии, но и в Москве и Санкт-Петербурге. Паства отца Матфея была весьма обширна. Некоторые помещики Тверской губернии специально переселялись в Ржев, чтобы пользоваться его руководством. Он был духовником мецената и благотворителя сенатора Т.И. Филиппова, обер-прокурора Священного Синода графа А.П.Толстого и многих других видных общественных деятелей России. Как свидетельствовал Т.И.Филиппов, «побеждаемые красотой его слова, люди вставали каждое воскресенье и каждый праздник к ранней обедне, начинавшейся в 6 утра, и, презирая сон и природную лень, ходили слушать его художественные и увлекательные обучения».

Протоиерей Матфей Константиновский скончался 14 апреля 1857 года и был погребен у стен ржевского Успенского собора. Его кончина, по свидетельствам очевидцев, сопровождалась многими чудесами. Местные жители, глубоко почитая священнослужителя, приходили молиться на его могилу. В годы Великой Отечественной войны Успенский собор Ржева был разрушен, однако память о месте погребения православного подвижника сохранилась. В настоящее время здесь установлен деревянный крест.

 

Купец Павел Сафронов

 

Крестный ход  из села Оковцы во Ржев был возрожден молодыми прихожанами Ржева в 2005 году Крестный ход из села Оковцы во Ржев был возрожден молодыми прихожанами Ржева в 2005 году

 

Среди заслуг отца Матфея – обращение в православие ржевского купца Павла Федоровича Сафронова в 1844 году. Сафронов стал старостой Преображенской церкви и верным помощником отца Матфея. В течение одиннадцати лет он, благотворя сам и побуждая к этому других, украшал и благоустраивал храм, который, согласно свидетельству современников, «по своему благолепию, занял первое место между другими городскими храмами». Тогда же купец обратил внимание на приписанное к церкви окраинное Преображенское кладбище. Здесь стояла обветшавшая деревянная часовня, в которой находилась чтимая горожанами икона Казанской Божией Матери. От нее вся прилегающая часть города издревле именовалась Казанской, или в просторечии – Казанкой, что бытует и поныне.

Павел Сафронов решил возвести на месте обветшавшей часовни новую, а рядом – большой, вместительный летний храм в честь Вознесения Господня и теплую каменную Казанскую церковь. Проект Вознесенского храма выполнил знаменитый архитектор А. Тон, проектировавший Храм Христа Спасителя в Москве.

Работы велись на деньги самого инициатора, а также на пожертвования, поступавшие не только от православных жителей города, но и от старообрядцев. Сохранились свидетельства, что из кружки для пожертвований, поставленной перед Казанской иконой Божией Матери, вынимались ежемесячно крупные суммы, особенно в 1848 году, когда в городе сильно свирепствовала холера, – тогда в месяц поступало порой более тысячи рублей. Строительство Вознесенского храма, продолжавшееся одиннадцать лет, было закончено в 1855 году, когда при большом стечении народа его освятил архиепископ Тверской Гавриил.

По праздникам и воскресным дням, в любую погоду, невзирая на преклонный возраст и немощи, Петр Сафронов спешил в церковь, приезжая к утрене, начинавшейся в три часа утра, и оставался до конца литургии, что составляло в общей сложности более четырех часов. Господь наделил подвижника долголетием – окруженный любовью и уважением близких, он скончался в возрасте 93 лет, удостоившись перед тем принятия Святых Христовых Тайн. Как писали «Тверские епархиальные ведомости», почтить память новопреставленного пришли многие горожане «несмотря на неблагоприятную погоду, бывшую в тот день, и несмотря на разногласия в религиозных убеждениях. Что особенно важно было при сем погребении – это, повторяем, присутствие многих раскольников при православном богослужении и принятие, даже раскольниками, от Православного епископа благословения». Таково было благотворное влияние на земляков Павла Сафронова.

 

В память вечную будет праведник

 

Вознесенский собор Вознесенский собор

 

В 1939 году Вознесенский собор был закрыт и разорен. Иначе как чудом Божиим нельзя считать то обстоятельство, что в ходе ожесточенных боев уцелели, хотя и получили сильные повреждения, и сам собор, и дом Петра Сафронова на берегу Волги, а также кирпичный столп-часовенка в честь Казанской иконы над местом его упокоения. После войны долгое время собор – некогда дивное украшение православного Ржева – стоял заброшенным. Лишь в августе 1985 года прибывший из Твери священник Олег Чайкин приступил к возрождению храма, начала собираться приходская община. Энтузиазм верующих был так велик, что церковное здание восстановили за год – первая служба состоялась уже 19 декабря 1986 года в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

 

Проект Вознесенского собора выполнил знаменитый архитектор А. Тон, со здавший Храм Христа Спасителя в Москве

К сожалению, от Казанской церкви остались лишь руины. Стараниями настоятеля Вознесенского храма протоиерея Константина Чайкина (брата отца Олега) на ее месте в 2015 году установлен памятный поклонный крест, а на соборе появилась мемориальная доска с фамилией храмоздателя.

Каждый день приходят православные жители Ржева к могиле Павла Федоровича у стен Вознесенского храма, несут свечи и цветы. Из рода в род, из поколения в поколение передается память о том, что был подвижником веры и благочестия, и любящее и доброе сердце его было открыто для всех. Оттого считают люди своим долгом прийти и помолиться у скромной могилы, свидетельствуя тем самым правоту слов Псалмопевца: «В память вечную будет праведник».

 

Полезная информация

 

Оковецкий кафедральный собор

Адрес: 172390, Тверская область, г. Ржев, ул. Марата, д. 5

Тел.: +7 (48232) 2-04-60,

+7-915-731-97-56

Сайт: http://оковецкийкафедральныйсобор.рф/

 

Вознесенский собор

Адрес: 172390, Тверская область,

г. Ржев, Торопецкий тракт, д. 63

Тел.: +7 (48232) 2-19-51

 

Ольга Кирьянова

Поделиться в социальных сетях:



12 Dec 2016