Церковь Честнаго и Животворящего Креста Господня. Базилика Матери Божией «Жертвенник Небесный»

 

Эти два римских храма относятся к тем святым местам, куда с древних времён стремятся попасть  благочестивые паломники. Они связаны с именем св. царицы Елены и величайшими христианскими реликвиями, привезенными ею со Святой Земли.

Церковь Креста Господня в Риме иногда называют Сессорианской базиликой – по названию дворца, в котором жила в последние годы свой жизни святая царица. В 330 году ( или немного позже) в его стенах по просьбе матери св. император Константин возвёл храм для  бесценных артефактов, которые стали первыми зримыми подтверждениями евангельских событий.

Прежде всего, это три значительных по величине фрагмента Животворящего Древа Господня. История  его обретения такова. Император Адриан, желая уничтожить саму память о Христе и о его Воскресении, повелел засыпать Голгофу и Гроб Господень землей. На искусственном холме, на месте казни Спасителя, он возвел языческий храм Венеры, где на языческом капище в течение трехсот лет совершались жертвоприношения идолам.

Когда св.царица Елена прибыла в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господень, память о тех великих событиях действительно ослабла в людях – никто не мог сказать, где искать Животворящее Древо. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что святыня находится под храмом Венеры. Св. царица приказала разрушить капище и начать раскопки.

Из трудов  первых церковных историков известно, что, несмотря на преклонный возраст, св. Елена лично руководила работой,  целый день находясь под палящим солнцем. Раскопки велись в огромной цистерне, которая была выбита в горной породе у стен Иерусалима при Ироде Великом. Однако в качестве резервуара для воды цистерна служила недолго и постепенно наполнилась мусором. В неё-то и стали сбрасывать невостребованные тела казненных, поскольку Голгофа – традиционное для Иерусалима место казни - находилась совсем рядом.

Преступников обычно хоронили с патибулумом ( перекладиной, к которой пригвождались руки распятых). Это объяснялось просто: никто не хотел брать на себя тяжкий труд – вытаскивать из дерева крепкие бронзовые гвозди, загнутые с внутренней стороны доски для прочности. Сами же столбы же (статикулумы) оставались на месте казни.

Именно патибулум, называемой по римской традиции тоже крестом, нашла святая царица Елена в заброшенной цистерне. Причем из древа были вынуты гвозди! Такой крест при раскопках оказался единственным  – прочие были с гвоздями и останками казненных. Неподалеку лежал титл (табличка) с надписью на трех языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и четыре гвоздя, которые пронзали тело Спасителя на Кресте.

Тогда же были обретены и два других креста. На одном был распят благоразумный разбойник, а на другом – нераскаявшийся грешник. Желая знать наверняка, какой из трех найденных является орудием казни Спасителя,  епископ Иерусалимский Макарий повелел поочередно возлагать кресты на тело усопшей женщины. Первые два  не оживили умершую, но когда был возложен Крест Христов, почившая тут же открыла глаза.

В Рим святая царица привезла лишь часть (хотя и значительную) Животворящего Древа Господня. Три его крупных фрагмента хранятся в приделе реликвий Сессорианской базилики. Придел находится слева от алтаря в глубине длинного прохода, который называют Крестным путем.

Там же можно поклониться и другим великим святыням. Это часть титла, гвоздь с Креста Спасителя, два шипа от тернового венца, перст св. апостола Фомы и значительная часть креста благоразумного разбойника Раха  – первого из людей вошедшего в Царствие Небесное. Рядом в небольшой комнате паломники могут увидеть точную копию Туринской плащаницы.

Другой, нижний, придел в честь св. равноапостольной царицы Елены расположен справа от алтаря. Он примечателен прежде всего тем, что под мраморным полом находится святая земля, привезенная св.Еленой с Галгофы.

 Известно, что вскоре после своего возвращения в Рим подвижница мирно отошла к Господу. Церковь приравняла её деяния к апостольским трудам – столь велика была роль найденных в Иерусалиме святынь для проповеди Евангелия!

…Чтобы поклониться мощам святой равноапостольной царицы Елены, надо отправиться на Капитолийский холм и совершить восхождение по широкой высокой  лестнице к храму Божией Матери «Жертвенник Небесный». Много веков назад на этом месте стоял надежно укрепленный языческий храм, рядом с которым держали гусей для жертвоприношения идолу. Однажды ночью, как гласит легенда, встревоженные гуси, услышав неприятеля, подняли крик и спасли Рим.

В VI веке император Август, которому  в видении явилась Пресвятая Богородица с Младенцем, возвел на развалинах капища храм и устроил в нем алтарь с надписью «Жертвенник перворожденному от Бога». Отсюда и пошло название церкви.

Если внешне базилика выглядит довольно аскетично, то внутри поражает своими размерами и богатым убранством . Над главным престолом находится чудотворная икона Божией Матери, привезенная из Византии. По преданию, она написана евангелистом Лукой. С левой стороны от главного престола расположен придел св. царицы Елены, где в красной порфирьевой раке почивают мощи святой, перенесенные в храм в ХVI веке.

В этой базилике в течение многих веков находилась ещё одна уникальная святыня – резной образ Иисуса-Младенца, сделанный из оливкового древа Гефсиманского сада. По молитве у Божественного Младенца многие получали исцеление от тяжких недугов. Но в 1994 году драгоценная реликвия была похищена, и сейчас на её месте находится точная копия.

…Поклонившись святыням вселенского масштаба, православные паломники остаются один на один со своими мыслями и чувствами, со своей укрепившейся верой, желанием изменить жизнь к лучшему. И за все воздают хвалу Господу!

 

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Италия, #Рим, #Церковь Креста Господня, #Базилика Матери Божией, #Святые, #Святая царица Елена, #Святыни, #Животворящее Древо Господне

16 Apr 2018