Стоящие в вере

 

В самые тяжелые годы нашего отечества, когда управление страной переходило в руки лжецарей и безбожников, Господь посылал на землю людей, своим духовным подвигом укреплявших в народе веру и подававших пример самоотверженной любви к своей родине.

 

Казак, не ставший атаманом

Путь бывшего донского казака, будущего Патриарха Московского и всея Руси Ермогена, начинался в Казани и был освящен явлением в 1579 году чудотворной иконы Божией Матери. Ермоген, служивший тогда при гостинодворской церкви во имя Святителя Николая, был первым священнослужителем, который принял Казанскую икону из земли на руки и в сопровождении городского духовенства и народа перенес ее в Никольский храм. Позднее он написал сказание о явлении этого образа и составил службу иконе. Именно она и помогла русскому ополчению в 1612 году освободить Москву от польско-литовских захватчиков.

А пока у священника Ермогена в Казани было много дел. Новокрещенные татары нуждались в постоянном окормлении, наставлении и обучении. Заботился Ермоген и об особом поминовении православных воинов, положивших жизнь за веру и Отечество под Казанью, и просил Патриарха Иова установить день их памяти. Что и было сделано.

В 1595 году Ермоген участвовал в обретении мощей Казанских чудотворцев: первого архиепископа Казанского, святителя Гурия и епископа Тверского Варсонофия. Жития этих святых были написаны Ермогеном, обладавшим незаурядным литературным даром.

 

Неложный стоятель по вере христианской

За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года Собор возвел его на Патриарший престол. Посвящение совершалось в Успенском соборе с торжественным вручением новому Патриарху посоха святителя Петра чудотворца и панагии, украшенной драгоценными камнями – подарка царя.

«После литургии был стол у царя, и в положенное время Гермоген вставал из-за стола и совершал свое шествие на осляти», – писал митрополит Макарий в «Истории Русской Церкви».

Человеком великого ума и начитанности считали Ермогена современники – «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен». И действительно, Патриарх много времени проводил в монастырских библиотеках, а излюбленным его местом была богатейшая библиотека Чудова монастыря, где он выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения. Святитель прекрасно знал Слово Божие и постоянно ссылался на него в своих сочинениях.

Патриарх Ермоген всегда был строгим по отношению к богослужению и тщательно следил за исправностью текстов. При нем были изданы Евангелие, Минеи Месячные, напечатан «Большой Верховный Устав», построено новое здание типографии и сделаны новые печатные станки. В своем «Послании наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковнаго пения» святитель Ермоген обличал священнослужителей в неуставном совершении церковных служб, а мирян – в неблагоговейном отношении к богослужению.

По благословению первосвятителя была переведена с греческого на русский язык служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе.

Ермоген был выдающимся проповедником и учителем, его нравственный облик современники описывали так: «муж благочестивый», «известнаго чистаго жития», «неложный стоятель по вере христианской».

 

Искоренить православие?

Говорят, времена не выбирают. Деятельность Патриарха Ермогена выпала на труднейший для Русского государства период нашествия самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Словно каменная твердыня противостоял святитель изменникам и врагам Отечества, стремящимся поработить русский народ и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх направил изменникам послание: «Вы забыли обеты Православной веры нашей… преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу».

Вскоре Тушинский вор был убит своими приближенными. Однако Москва оставалась в опасности – здесь находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. И тогда Патриарх Ермоген обратился к народу с призывом об освобождении Москвы от врагов и к избранию законного русского царя. Патриаршие грамоты рассылались по городам и селам. Москвичи подняли восстание, в городе начался пожар, поляки укрылись в Кремле.

 

Подвиг

При поддержке иноземцев изменники насильно свели Ермогена с Патриаршего престола и заключили его в Чудовом монастыре. В это время русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля. Испуганные поляки послали к Патриарху послов, угрожая ему смертной казнью и требуя, чтобы он немедленно приказал ополченцам отойти от города. Но Ермоген был непреклонен и мужественно отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога». И благословил освободительную войну против завоевателей, обратившись из заточения с последним посланием к русскому народу.

К сожалению, несогласованность русских воевод не позволила взять Кремль и освободить своего Патриарха. Ему пришлось более девяти месяцев томиться в заточении. 17 февраля (ст. ст.) 1612 года он скончался мученической смертью от голода.

И все же освобождение России, за которое так мужественно стоял святитель, успешно завершилось русским народом.

Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая (ст. ст.) 1913 года. Память его празднуется 17 февраля (2 марта).

 

Тихон

Прошло 300 лет, и ситуация в России повторилась. Но теперь Кремль оккупировали не поляки с литовцами, а русские – коммунисты, ненавидящие Бога. Страну словно перевернуло с ног на голову. Прихожане, еще недавно молившиеся в храмах, приходили посмотреть, как сбрасывают с куполов кресты и довольно посмеивались. Брат пошел на брата, сын на отца, дочь на мать, русские убивали русских. Особенно безжалостны были к духовному сословию. И в это смутное время, когда в России уже 200 лет как было упразднено патриаршество, Господь воздвиг нового первосвятителя.

На Соборе Русской Православной Церкви, открывшемся 15 августа 1917 года, крестьяне высказали свое мнение: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Выбирали жребием из трех кандидатур: архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), митрополит Московский Тихон. Запечатанный ковчег с именами стоял в храме Христа Спасителя, где перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора Кремля, совершалась Божественная литургия. После богослужения старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий – «митрополит Тихон».

 

Анафема власти

В списке врагов советской власти, опубликованном в газете «Известия», Патриарх Тихон значился первым номером. После разгона Учредительного собрания он оказался единственным законно избранным вождем народа. А народ любил своего архипастыря. Отношения между властями и предстоятелем Церкви резко обостряются – первые декреты коренным образом ломают церковную жизнь. В 1917 году в Петрограде большевики убивают о. Иоанна Кочурова, сподвижника Патриарха Тихона по американскому служению. Первосвятитель крайне тяжело переживает эту смерть. В конце января 1918-го из Киева приходит страшное известие – расстрелян митрополит Владимир, почетный председатель Собора.

Патриарх Тихон и сам готов был умереть. Он слезно молился: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…»

После обстрела Кремля и вооруженного захвата Александро-Невской и Почаевской Лавр Патриарх выпускает послание, известное как «анафематствование Советской власти». Патриарх выступает против разрушения храмов, захвата церковного имущества, гонения и насилия над Церковью и призывает творящих беззакония опомниться, прекратить кровавые расправы. Данной от Бога властью он запрещает беззаконникам приступать к Святым Христовым Тайнам. А верным христианам советует не вступать в общение и союзы с кем-либо из них.

Вместе с тем, Патриарх отвергает участие Церкви в борьбе против советской власти, он призывает к примирению и покаянию, а также молитвенному подвигу: «противостаньте им силою веры вашей».

Чтобы поднять дух в народе Патриарх Тихон благословляет проведение грандиозных крестных ходов, в которых сам принимает участие. Несмотря на расстрелы священства, он продолжает мужественно служить в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов.

 

Волна расстрелов

25 августа 1920 г. наркомат издает постановление о ликвидации мощей во всероссийском масштабе. Было вскрыто 65 рак, в том числе и с мощами таких известных святых как прп. Сергий Радонежский и прп. Серафим Саровский. Патриарх Тихон был возмущен до глубины души, он написал воззвание, требуя немедленно прекратить кощунство. Однако власти издали еще один декрет – об изъятии церковных ценностей. Началось ограбление православных храмов и монастырей. Патриарх обратился с письмом к М.И. Калинину, призывая отказаться от этого, но слова Тихона расценили как стремление «черносотенного духовенства» защитить церковное добро.

Власти пошли дальше, объявив, что период мирного изъятия ценностей окончен, они приступили к использованию военной силы. Народ оказал массовое сопротивление, которое было беспощадно подавлено. Суды над «церковниками» и расстрелы прокатились по всей стране.

Патриарха Тихона несколько раз вызывали на Лубянку, заставляя его осудить действия «церковников». Но не дождались. Тогда Патриарха посадили под домашний арест на Троицком подворье.

 

Арест

19 мая 1922 г. Патриарх Тихон был заточен в Донской монастырь в одну из квартир маленького двухэтажного дома рядом с северными воротами. К нему приставили строжайшую охрану и запретили служить. Один раз в сутки его выпускали на прогулку на огороженную площадку над воротами, напоминавшую балкон. Посещения не допускались. Патриаршая почта перехватывалась и изымалась. Дело Патриарха Тихона передали ГПУ.

В это время в стране активно развивался обновленческий раскол, инициированный большевиками и согласованный с ВЧК. Всем архиереям и священникам поступили требования от местных властей и от ЧК, чтобы они подчинились Высшему Церковному Управлению (ВЦУ) Русской Церкви. Сопротивление расценивалось как сотрудничество с контрреволюцией, сам Патриарх Тихон был объявлен контрреволюционером, а Церковь, которая осталась ему верна, была названа «тихоновщиной».

В прессе развернулась широкая кампания против Патриарха и «тихоновцев», которых ежедневно обвиняли в самых разных преступлениях.

 

Смертный приговор

С августа 1922 года до весны 1923-го Патриарха допрашивали на Лубянке, обвиняя в преступлениях, предусматривающих высшую меру наказания. В апреле 1923 г. на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было принято секретное постановление, по которому Трибунал должен был вынести Патриарху смертный приговор.

Однако мировая общественность, хорошо знавшая Патриарха Тихона, через мировую печать выражала возмущение арестом Святейшего и судом над ним. И тогда власти изменили свое решение: смертный приговор был отменен, Патриарха отпустили с Лубянки, где он провел более года, однако на состоявшемся в 1923 году разбойничьем «Соборе» обновленцев он был «лишен сана», а чекисты с Лубянки, прежде чем отпустить своего врага, заставили подписать его «покаянное письмо».

Ради облегчения положения Церкви Патриарх решил пожертвовать своим авторитетом и подписал письмо. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», – говорил он. Однако это не поколебало народную любовь к Святейшему. Его все время приглашали служить, особенно часто он совершал службы в большом летнем соборе Донского монастыря. Здесь за последние два года жизни он совершил особенно много архиерейских хиротоний. В юрисдикцию Патриарха Тихона сразу стали возвращаться обновленческие приходы. А он милостиво принимал их и даже одаривал покаявшихся подарками.

 

Стояние в вере

Но коммунисты не успокоились. 9 декабря 1924 года была предпринята попытка убийства Святейшего, при которой погиб его келейник Яков Полозов. Патриарх повелел похоронить своего любимого келейника рядом со стеной храма в Донском монастыре. Но власти запретили, тогда Тихон сказал: «Он будет лежать здесь» – и завещал похоронить себя рядом с Яковом, по другую сторону стены храма, что и было исполнено.

Несмотря на гонения, Святитель продолжал принимать народ в Донском монастыре. Люди шли к любимому пастырю нескончаемым потоком, многие приходили пешком за тысячи верст.

Последние годы Патриарха были самыми трудными. Постоянные провокации чекистов, ненависть обновленцев, отсутствие связи с епархиальными архиереями и информации об истинном положении дел, непрерывные аресты и ссылки архиереев и духовенства. Каждый раз, когда Патриарх отвергал какое-либо требование властей, арестовывался и посылался на смерть кто-нибудь из архиереев. Какое же требовалось мужество, чтобы продолжать стоять в вере!

Постоянное напряжение и борьба с властями подорвали здоровье, и Святейший попал в больницу. «Друзья» с Лубянки продолжали допрашивать его и здесь.

В праздник Благовещения, 7 апреля 1925 года, тяжелобольной Патриарх, проснувшись на больничной койке, спросил: «Который час?» Ему ответили: «23 часа 45 минут». Тихон сказал: «Ну, слава Богу». Потом трижды повторил: «Слава Тебе, Господи!», успел два раза перекреститься и тихо отошел к Господу.

1 ноября 1981 года Патриарх Тихон был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Синодом РПЦЗ. 9 октября 1989 года был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ. Его канонизация стала первым шагом к прославлению новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора.

В блокнот паломнику:

Мощи святителя Тихона покоятся в Большом соборе Донского монастыря.
Адрес Донского монастыря: 115419, Донская площадь, д. 1-3, проезд до ст. м. «Шаболовская».
Телефон: 8-495-952-02-21

Галина Дигтяренко

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Москва, #Донской монастырь, #Святые, #Патриарх Ермоген, #Патриарх Тихон

17 May 2018