По велению Евфросинии Полоцкой

 

Евфросния Полоцкая

Евфросиния Полоцкая

 

Над изготовлением креста трудился известнейший ювелир своего времени – Лазарь Богша, вложивший в него все свое умение и любовь ко Христу

Над изготовлением креста трудился известнейший ювелир своего времени – Лазарь Богша, вложивший в него все свое умение и любовь ко Христу.

 

Полоцк. Древнее Замчище

Полоцк. Древнее Замчище.

 

Даже за стеклом музейной витрины святыня представ- ляла угрозу гоните- лям веры

Даже за стеклом музейной витрины святыня представляла угрозу гонителям веры

 

Одна из первых частиц Животворящего Древа Господня появилась на славянских землях благодаря полоцкой княжне, игуменье Спасского монастыря. Для этой величайшей святыни она повелела изготовить мощевик в виде креста.

 

Трудами Лазаря Богши

Над изготовлением креста трудился известнейший ювелир своего времени – Лазарь Богша, вложивший в него все свое умение и любовь ко Христу.

Шестиконечный крест, символизировавший шесть дней сотворения мира, имел 52 см в высоту. Изготовлен был из невиданного на Руси сорта дерева – кипариса, отделан золотыми и серебряными пластинами. Крест украшало множество драгоценных камней, нить жемчуга, искусные орнаменты.

Иконы с изображением Иисуса Христа, Матери Божией, Иоанна Предтечи, четырех евангелистов, архангелов Михаила и Гавриила, великомученика Георгия были выполнены в сложной технике перегородчатой эмали, которой мастер, вероятнее всего, учился в Византии.

Внутри креста в пяти квадратных ковчежцах находились величайшие христианские святыни: частицы Креста Христова с каплями Его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия Солунского. Они были присланы из Византии по просьбе Евфросинии Полоцкой императором Мануилом Комниным и Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом.

На обратной стороне креста мастер поместил изображения наиболее почитаемых в Древней Руси святых: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория слова, апостолов Петра первомученика Стефана, мучеников Димитрия и Пантелеимона.

Словно поражаясь своему дерзновению, ювелир выгравировал на кресте молитву: «Господи, помози рабу своему Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи». Это говорило об исключительном статусе мастера – в те времена даже выдающиеся творения ювелиров оставались, как правило, безымянными.

 

Завет игуменьи

На Полоцком кресте была и другая надпись, сделанная по велению самой заказчицы. «Честное древо бесценно есть… Да не изнесеться из манастыря никогда-же яко и продати и отдати. А ще кто преслушает из несет и от монастыря да не буди ему помощник честный крест ни в сей век ни в будущий, и да будет проклят святою животворящею Троицею… де ему участь с Июдою иже преда Христа…»

Уникальный во всех отношениях крест был изготовлен специально для воздвигнутого Евфросинией в 1161 году Спасо-Преображенского храма. К этой святыне у духовенства было настолько благоговейное отношение, что священники выносили из алтаря «воздвизальный» крест только в дни больших христианских праздников – для осенения народа во время торжественных богослужений.

 

Сначала Смоленск, затем Москва

Но прошло всего шестьдесят лет, и Полоцк был завоеван смоленским князем Мстиславом Давыдовичем. Разорив город, он не убоялся грозного предупреждения святой Евфросинии и вывез Полоцкий крест в Смоленск.

Смоляне встретили его не как трофей, а как величайшую христианскую святыню, которой поклонялись с благоговением. Чтобы не повредить его, погружая в воду на молебнах, местные мастера в 1495 году изготовили точную копию креста. В Смоленске он пробыл без малого три века.

В начале XVI века столкнулись два давних соперника: Русь и Литва. В 1514 году Василий III занял Смоленск, который входил тогда в Великое княжество Литовское. Завладев святыней, он повелел привезти крест Евфросинии Полоцкой в Москву. В Никоновской летописи читаем: «Егда же благочестивый государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град Москву привезен».

Василий III оценил Полоцкий крест по достоинству, и он попал не в митрополичью, а в царскую казну, став домовой святыней московских государей.

 

И снова Полоцк

В начале зимы 1563 года под стенами Полоцка шумело, готовясь к штурму города, многотысячное московское войско. Возглавлял полки стрельцов сам царь Иоанн Васильевич. Он начал войну с Великим княжеством Литовским и Ливонией, которые заключили против Руси военный союз. На пути московского войска оказался древний Полоцк.

Отправляясь в этот поход, Иван Грозный взял с собою крест Евфросинии Полоцкой, твердо решив вернуть его городу в случае победы над врагом. Вот что сказано об этом в той же Никоновской летописи: «Царь же и великий князь тот крест обновити велел и украсити. И тот крест взя с собою и, имея надежу на милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя, еже и бысть».

В 1579 году Полоцк был отвоеван у Москвы королем Стефаном Баторием. По его велению крест переносится из разоренного монастыря в Софийский собор, который после заключения в 1596 году церковной унии стал принадлежать раскольникам-униатам. Неведомый никому Промысел Божий сохранял крест в руках униатов более двухсот лет.

 

В лоне Православной Церкви

К православным святыня вернулась только в 1839 году. Уже исчезли с карты Европы Речь Посполитая и Великое княжество Литовское, прекратила свое существование униатская церковь. Полоцк вновь стал русским городом, центром православной Полоцкой епархии.

Но прошло всего пятнадцать лет, и архиепископ Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский), отправляясь в Москву, берет крест с собой. Таков, по его мнению, был Промысел Божий.

Вот как он объяснил свой поступок: «В самый момент выезда моего из Полоцка (в Москву и Санкт-Петербург для сбора необходимых средств), когда я садился в экипаж, почтальон подает мне свиток и письмо на мое имя от господина директора хозяйственного при Святейшем Синоде управления…который просил меня проверить… и исправить рисунок упомянутого креста, препровожденный в сказанном свитке, с подлинником. Не имея ни времени, ни возможности исполнить это требование… я велел ризничему священнику Богдановичу… принесть мне с футляром оный и повез его с собою вместе со сказанным рисунком». Так в 1844 году крест впервые с XVI столетия покинул Полоцк.

 

Нескончаемый поток богомольцев

Весть о прибывшей в Москву реликвии тут же облетела весь город. Крест был помещен в Успенском соборе Кремля, и к нему устремилось огромное число богомольцев. Храм был открыт с 5 часов утра до 10 часов вечера, и все это время нескончаемый поток людей приходил поклониться святыне.

Епископ Василий вспоминал о том, что «духовенство развозило ночью упомянутую святыню с особым благоговением по домам чиноначалия, вельмож, князей и графов и богатых купцов для совершения в их помещениях молебствий с водоосвящением. Сему духовенству было строго воспрещено святителем митрополитом Филаретом погружать сей крест в воду, а иметь для сего другой из собора крест, а крест преподобной Евфросинии должен был лежать над водою…»

Позже величайшую святыню перевезли в Санкт-Петербург и выставили для поклонения в Казанском соборе. Удивительно, но благодаря путешествию креста преподобной Евфросинии по русским городам удалось собрать недостающие средства на ремонт обветшавшей Спасской церкви в полоцком монастыре.

В 1851 году крестным ходом из Софийского собора святыня была перенесена в Спасский монастырь. Так, второй раз после Ивана Грозного крест вернулся на то место, где определено было ему находиться преподобной Евфросинией. А в 1910 году рядом со святыней упокоились и мощи самой основательницы монастыря.

 

Неразгаданная тайна святыни

Прошло еще несколько лет. Некогда единую землю разделили новые границы, Полоцк оказался в Стране Советов. В 1921 году Спасо-Евфросиниевский монастырь закрыли, а крест в числе церковных ценностей изъяли. Семь лет местонахождение святыни оставалось неизвестным. Только в 1928 году директор Белорусского государственного музея В. Ластовский отыскал ее в сейфе полоцкого финотдела и добился перевоза креста в Минск. Однако власти отказались передавать его в музей. Даже за стеклом музейной витрины святыня представляла угрозу гонителям веры. И ее решили отправить… в Могилевский обком партии. Здесь она находилась до 1941 года, а затем таинственным образом исчезла.

Полоцкий крест, освящавший Русскую землю 780 лет, до сих пор не найден. Его искали и в Германии, и в Соединенных Штатах, выдвигали сотни различных версий, но все они оказались безосновательными.

Уже в наши дни брестский ювелир Николай Кузмич воспроизвел точную копию креста, занявшую место древней святыни в воссозданном Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Если вам доведется побывать в Полоцке, зайдите под белокаменные своды Спасского храма, поклонитесь Полоцкому кресту и помолитесь о некогда едином народе, о котором молилась и преподобная Евфросиния.

 

В блокнот паломнику:

Спасский храм в Полоцке
Адрес: г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, д. 89.
Тел.: +7 (0214)-42-14-29, +7 (0214)-42-70-90

Как добраться:

Из Москвы до Полоцка можно доехать на поезде, отправляющемся с Белорусского вокзала. Через этот город проходит больше 20 поездов – выбирайте самый удобный.

На личном транспорте следуйте по трассе Е22/М9 на Невель. Доехав до этого города, сверните на трассу Р51. Через 52 км съезд направо, на трассу Р133. После пересечения белорусской границы продолжайте движение по трассе Р132, затем – по Р46 до Полоцка.

Полезная информация

Остановиться можно в отеле экономкласса «Двина», расположенном в центре города. Цена за двухместный номер от 1370 рублей в сутки.

Виктор Попов

 

Поделиться в социальных сетях:



29 May 2018