Возвращение в Иерусалим

 

Блаженны люди, упокоившиеся в выбранных ими еще при жизни местах. В путь к своему последнему земному пристанищу – монастырю святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду – великая княгиня Елизавета Федоровна отправилась задолго до своей кончины.

Великий князь Сергей Александрович впервые посетил Иерусалим в мае 1881 года, когда в память своей матушки, императрицы Марии Александровны, выбрал в верхней части Гефсиманского сада, на склоне Елеона, место для строительства церкви в честь святой Марии Магдалины. На освящение храма в 1888 году Сергей Александрович прибыл уже с супругой – великой княгиней Елизаветой Федоровной. Спустя три десятилетия храм станет местом, где упокоятся мощи святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны.

 

«Русская Голгофа»

В октябре 1918 года, когда белогвардейские армии Сибирского правительства освободили Урал от большевиков, из заброшенной шахты «Нижняя Селимская» извлекли тела погибших: барона Ф.М. Ремеза, инокини Варвары, князя В.П. Палея, великого князя Сергея Михайловича, князей императорской крови Константина Константиновича, Игоря Константиновича и Иоанна Константиновича и великой княгини Елизаветы Федоровны.

В то время рудник под Алапаевском был пустынным местом в лесу, скрытым от людских глаз. В начале 90-х годов прошлого века у шахты установили Поклонный крест, затем построили часовню в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, а еще позже возвели красавец-монастырь в честь новомучеников и исповедников земли Русской. Ежегодно в «царские дни» в обитель стекаются тысячи паломников со всего света.

…После извлечения из шахты тела алапаевских мучеников облачили в белые одежды и поместили в специальные железные футляры, вложенные в деревянные гробы, которые поставили в кладбищенскую Екатерининскую церковь на въезде в Алапаевск. В церкви постоянно служили панихиды и читали Неусыпаемую Псалтирь. 31 октября 13 протоиереев и священников всем собором, при огромном стечении народа отслужили заупокойную всенощную. Наутро из главного алапаевского Свято-Троицкого храма вышел многолюдный крестный ход. Придя в Екатерининскую церковь, отслужили там панихиду. Затем гробы были перенесены в собор, где духовенство совершило заупокойную Божественную литургию и отпевание мучеников. По распоряжению Верховного правителя адмирала Колчака в южной стороне алтаря устроили склеп, куда и поместили гробы. Вход в склеп замуровали кирпичом.

 

Алапаевск – Чита

Летом 1919 года, под угрозой прихода красных, было решено вывезти останки убиенных в Читу. В скорбном пути тела алапаевских мучеников сопровождал игумен Серафимо-Алексеевского скита Пермской епархии Серафим (Георгий Михайлович Кузнецов), хорошо знавший великую княгиню при ее жизни.

14 июля отец Серафим с двумя помощниками – насельниками скита М.Г. Канунниковым и С.Д. Гневашевым – отправились в путь. Стояла нестерпимая жара, крыша вагона раскалялась, внутри было трудно дышать. Состав двигался вместе с колебаниями фронта – медленно и с задержками. От высокой температуры и духоты из щелей гробов сочилась тленная жидкость. От гроба же великой княгини Елизаветы Федоровны распространялось благоухание; вытекавшую оттуда жидкость собирали, как святыню в бутылочки. Позже отец Серафим рассказывал, что великая княгиня не раз являлась ему во время пути и направляла его.

«От Алапаевска до Тюмени ехал в одном вагоне с гробами 10 дней, сохраняя свое инкогнито, и никто не знал в эшелоне, что я везу 8 гробов, – описывал подробности скорбного путешествия игумен Серафим. – Это было самое трудное, ибо я ехал без всяких документов на право проезда, и предъявлять уполномочия было нельзя, ибо тогда бы меня задержали местные большевики, которые, как черви, кишели по линии железной дороги. Когда я прибыл в Ишим, где была ставка главнокомандующего (им был в то время ген.-лейт. М.К. Дитерихс), то он не поверил мне, что удалось спасти тела, пока своими глазами не убедился… Он прославил Бога и был рад, ибо ему самому лично жаль было оставлять их на поругание нечестивых. Здесь он дал мне на вагон открытый лист, как на груз военного назначения, с которым мне было уже легче ехать… Предстояла еще опасность в Омске, где осматривали все вагоны. Но Бог и здесь пронес нас, ибо наш вагон, вопреки правилам, прошел без осмотра. Много было и других разных опасностей в пути, но всюду за молитвы великой княгини Бог хранил и помог благополучно добраться до Читы, куда прибыл 29 августа 1919 года. Здесь тоже злоумышленниками было устроено крушение, но наш вагон спасся по милости Божией.

В Чите… гробы в глубокой тайне перевезены в Покровский женский монастырь, где почивали 6 месяцев в келье под полом, в которой я в это время жил».

 

От Маньчжурии до Пекина

Перед тем как поместить гробы под спудом, их вскрыли. Тело великой княгини Елизаветы Федоровны не было подвергнуто тлению, а только высохло. Монахини обмыли его и облачили в монашеское одеяние. Затем игумен Серафим с послушниками вырыл неглубокую могилу в углу своей кельи, разместил там восемь гробов и присыпал сверху небольшим слоем земли.

Но дальнейшее пребывание в Чите становилось небезопасным. Фронт шел за алапаевскими мучениками по пятам, словно большевики не хотели выпустить из своих рук даже мертвую добычу. «Ввиду предстоящей опасности, при содействии главнокомандующего всеми вооруженными силами Российской Восточной окраины генерал-лейтенанта Григория Михайловича Семенова, все 8 гробов из Читы мною вывезены 5 марта 1920 года, – вспоминал игумен Серафим. – Генерал Дитерихс дал мне новое официальное уполномочие хранить гробы, найти им место временного покоя и, при благоприятном условии, в свое время вернуться с ними в Россию».

Со станции Маньчжурия вагон с гробами перешел на Китайско-Восточную железную дорогу. В Хайларе местные большевики захватили вагон, хотели надругаться над останками и даже успели сбросить на железнодорожные пути гроб с телом князя императорской крови Иоанна Константиновича.

Но отец Серафим попросил помощи у китайских властей, и нападавших разогнали. Вагон был взят под китайскую охрану.

Первую остановку сделали в Харбине, где останки встречал епископ Камчатский Нестор (Анисимов). Гробы открыли для официального опознания, которое провел князь Н.А. Кудашев, – последний императорский посланник в Китае. По его свидетельству, «по прибытии в Харбин тела были в состоянии полного разложения – все, кроме великой княгини, которая была совершенно нетленна. Гробы открыли и поставили в русской церкви».

На станции Куаньчэнцзы перешли на японскую Южно-Маньчжурскую железную дорогу. Теперь вагон находился под охраной еще и японских военных властей.

В Светлую пятницу, 16 апреля 1920 года, останки мучеников прибыли в Пекин. Их встретил крестным ходом начальник Русской духовной миссии в Китае архиепископ Пекинский Иннокентий (Фигуровский). В те годы китайские власти запрещали вносить в Пекин мертвые тела, поэтому гробы были поставлены в одном из склепов на православном Русском кладбище, расположенном в километре за городской стеной.

Атаман Г. М. Семенов выделил средства на то, чтобы устроить под амвоном кладбищенской церкви во имя преподобного Серафима Саровского склеп с железными дверями, куда позже и были помещены все гробы. Ключи хранились у отца Серафима, а сам склеп был опечатан.

В хлопотах принял участие Н.А. Кудашев: «Я заказал для них настоящие гробы и присутствовал на похоронах (в Пекине). Зная, что великая княгиня всегда выражала желание быть погребенной в Гефсимании в Иерусалиме, я решил исполнить ее волю и послал прах ее и ее верной послушницы в Святую Землю, попросив монаха проводить их до места последнего упокоения и тем закончить начатый подвиг», – вспоминал дипломат.

Отец Серафим сдал оставшиеся в Пекине шесть гробов по акту и передал ключи епископу Иннокентию. Их следы затерялись в огне китайской революции…

 

В последний путь

17 ноября 1920 года останки августейшей мученицы и ее верной келейницы были отправлены из Пекина в Тяньцзинь, оттуда пароходом – в Шанхай и далее. В январе следующего года пароход прибыл в египетский Порт-Саид на Суэцком канале. На ночь гробы поставили в греческой церкви, а на следующий день в специальном вагоне переправили паромом через канал. В Иерусалим гробы с телами великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары прибыли 28 января 1921 года. Их торжественно встречали русское и греческое духовенство, представители английских властей, местные жители и русские колонисты.

Желание великой княгини исполнилось: местом упокоения была избрана крипта церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании на Елеонской горе. Погребение 30 января совершил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Дамиан. Игумен Серафим поселился рядом, чтобы поддерживать в крипте порядок (он упокоился на Святой Земле в 1959 году).

После канонизации в 1992 году преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары их мощи почивают открыто. Если встать лицом к алтарю храма святой Марии Магдалины, то рака с мощами Елизаветы Федоровны находится справа. Рядом под стеклом выставлены личные вещи великой княгини, найденные на ее мощах при вскрытии гроба, – параманный крест, четки, нательный крест и иконки.

 

Слева от алтаря – рака с мощами инокини Варвары.

Не иссякает поток русских паломников в это святое место. Соединяя воедино Святую землю Палестины со Святой Русью, великая княгиня Елизавета Федоровна ныне почивает и в Иерусалиме, и в России, где во многих храмах есть частицы ее мощей. В 2004 – 2005 годах мощи алапаевских мучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек.

По воле Божией святая великая княгиня Елизавета Федоровна вернулась сначала в Иерусалим, а спустя десятилетия – в так любимую ею Россию.

Андрей Хвалин

Фото Анастасии Коротких

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Израиль, #Святая Земля, #Магдала, #Гефсиманский сад, #Монастырь святой Марии Магдалины, #Святые, #Великая княгиня Елизавета Федоровна, #Инокиня Варвара

03 Oct 2018