Время подвига

Курортный поселок недалеко от Санкт-Петербурга под названием Вырица в годы Великой Отечественной войны стал местом молитвенного подвига прп. Серафима за нашу Родину.

Здесь не погиб ни один человек, не пострадал ни один жилой дом, несмотря на то, что немцы вели интенсивный обстрел поселка. Молитвами прп. Серафима Вырицкого был сохранен и местный храм Казанской иконы Божией Матери.

История эта удивительная. Во время наступления немцев на Вырицу в сентябре 1941 года один советский командир решил, что противник использует купол храма как объект наводки, и приказал его взорвать. Отправили подрывников – несколько бойцов во главе с лейтенантом. Подвода со смертоносным грузом прибыла к церкви. Оставив солдат у ворот, офицер вошел в храм, и тут раздался выстрел. Бросившись на подмогу, бойцы увидели бездыханное тело лейтенанта, а рядом его револьвер. В панике бежали они из храма. Начали отступать и наши войска, и о взрыве забыли.

 

Один молитвенник за страну

О предстоящей страшной войне батюшка Серафим знал заранее. Еще в 1935 году он начал молиться о спасении России и Православной Церкви на камне у себя в саду, повторяя подвиг прп. Серафима Саровского. Перед валуном росла небольшая яблонька, на которой закреплялась икона Саровского Чудотворца – к нему обращался в своих молитвах вырицкий старец.

Когда война началась, батюшка усилил свой подвиг. Был он тогда 76 лет от роду, и болезнь сильно ослабила его. Без посторонней помощи он не мог передвигаться, к месту молитвы его вели под руки, а иногда и просто несли. «Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг, – рассказывали внуки подвижника, – ведь можно было молиться и в келии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам».

Отец Серафим молился, насколько хватало сил – час, два, порой несколько часов подряд. Всего себя отдавал без остатка, всецело, невзирая на холод и зной, дождь и ветер, на тяжелые болезни. Изо дня в день в течение всех долгих лет войны. Своим внукам он говорил: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси».

 

В 1942 году отец Серафим написал стихотворение:

И в радости, и в горе монах, старик больной,
Идет к Святой иконе, в саду, в тиши лесной.
Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей,
И старцу поклониться о Родине своей.
Молись Благой Царице великий Серафим,
Она Христа десница, помощница больным.
Заступница убогих, одежда для нагих,
В скорбях великих многих, спасет рабов Своих.
В грехах мы погибаем, от Бога отступив,
И Бога оскорбляем в деяниях своих.

 

Этого не будет никогда

О победе русских отец Серафим говорил открыто с самого начала войны. Об этом донесли немецким оккупантам, которые вскоре пожаловали в дом к старцу. Благодаря помощи Всевышнего отцу Серафиму удалось укротить фашистов. Он сразу заговорил с ними на хорошем немецком языке, чем немало поразил их. В свою бытность купцом отец Серафим (именовавшийся в то время Василием Муравьевым) сотрудничал с немецкими и австрийскими фирмами и часто посещал Берлин и Вену. Немецкий начальник спросил у схимника, как скоро гитлеровские войска пройдут по Дворцовой площади победным маршем? Смиренный старец ответил, что этого не будет никогда и что немцам придется поспешно уходить, а вопрошавшему предстоит при отступлении сложить голову под Варшавой. Как показала жизнь, пророчества сбылись.

 

Давать радость

В начале войны отец Серафим предсказал некоторым жителям Вырицы, что они будут уведены в плен, но потом благополучно вернутся из неволи. Одним из них был Леонид Викторович Макаров, старожил поселка. Ему батюшка сообщил, что семья Макаровых будет жить впоследствии в большом городе. Так и случилось. По молитвам отца Серафима отыскала своего мужа, находившегося в немецком лагере, и Евдокия Васильевна Федорова. Немцы даже отпустили его домой!

Помогал батюшка и после войны. Со всех концов России спешили к нему люди, чтобы узнать о судьбе своих близких, пропавших без вести. Кому-то отец Серафим содействовал в устройстве на работу, кому-то в получении прописки и жилья. Но главное, помогал обрести веру. «Отец Серафим умел давать радость, отчего все, даже самые тяжелые скорби, уходили на второй план», – вспоминал сын профессора С.С. Фаворского – Михаил Сергеевич.

После войны Серафим Вырицкий прожил четыре года и отошел к Господу 3 апреля 1949 года, в день памяти прп. Иоанна Лествичника. Перед его гробом несли икону прп. Серафима Саровского. Два Серафима наконец встретились на Небесах.

 

От крестьянина до преподобного

Удивительные способности отца Серафима проявились, когда был он еще мальчиком Василием, родившимся в простой крестьянской семье в деревне Вахромеево Ярославской губернии. В детстве он самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Читать учился по Евангелию и Псалтири. Господь даровал Василию богобоязненных и благочестивых родителей, считавших своим долгом помогать нуждающимся и воспитывать сына в страхе Божием. Каждое воскресенье и в праздничные дни всей семьей ходили они в храм, исповедовались и причащались. С девяти лет Василий начал поститься. Любимыми его книгами были жития пустынных отшельников – Марии Египетской, Павла Фивейского, Антония, Макария и Пахомия Великих.

Муравьевы частенько совершали паломнические поездки, особенно полюбив Троице-Сергиеву Лавру, где в Гефсиманском скиту подвизался знаменитый старец Варнава (Меркулов), ставший впоследствии духовным отцом Василия.

Уже тогда в глубине души отрок затаил желание принять монашеский образ, но скрывал это от родных.

 

У кого учился Генри Форд

Семейное счастье было нарушено внезапной кончиной главы семейства, и Василию пришлось стать кормильцем семьи. Благодаря односельчанину ему удалось устроиться рассыльным в одной из лавок Гостиного двора в Санк-Петербурге. Почти все жалование Василий отсылал больной матери.

В 14 лет его вновь охватило сильное желание монашеской жизни, отрок отправился в Александро-Невскую Лавру. Со слезами рассказал старцу-схимнику о своей мечте. И услышал в ответ, что ему нужно до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, и только потом, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество.

«Программа» старца исполнилась в точности. В 1890 году Василий обвенчался с Ольгой Ивановной Найденовой. Через два года открыл собственное дело по заготовке и продаже пушнины и добился таких успехов, что стал одним из богатейших людей России, объездив весь мир. Это было время, когда заморские предприниматели, такие как Генри Форд, учились у русских купцов и промышленников вести дела. Россия диктовала уровень мировых цен, а золотой рубль был самой весомой валютой в мире.

Русское купечество было носителем национальных традиций и хранителем православной культуры. Оно славилось делами милосердия и благотворительности. В дни православных праздников после Литургии в доме Муравьевых накрывались богатые столы и зазывались с улицы неимущие. Накормив голодных, хозяин благодарил их за посещение своего дома и щедро наделял деньгами, вещами и продуктами, приглашая к следующему празднику. Василий Николаевич помогал храмам и монастырям, постоянно вносил пожертвования на содержание нескольких богаделен.

В 1895 году в семье Муравьевых родился сын Николай. Появившаяся на свет после этого дочь Ольга умерла младенцем. После ее кончины супруги по обоюдному согласию стали жить, как брат и сестра.

 

Мечта сбылась

Мятеж 1917 года лишил Муравьевых торгового дела. В этот период Василий Николаевич не унывает, он погружается в чтение святых отцов, изучает богослужебные книги, много молится. Вскоре он получает благословение митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина на принятие монашеского пострига в Александро-Невской Лавре. Муравьевы жертвуют все оставшиеся средства на нужды монастырей. Только в Лавру они передают 40 000 рублей золотыми монетами – целое состояние.

29 октября 1920 года наместник Лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постригает Василия Муравьева в монахи с именем Варнава, в честь его духовного отца Варнавы Гефсиманского. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда принимает постриг Ольга Ивановна с именем Христина.

Всего шесть лет понадобилось отцу Варнаве (Василию Муравьеву), чтобы пройти путь от послушника-пономаря до духовника крупнейшей в России обители. Под его окормлением находились выдающиеся иерархи Православной Церкви – священномученик Серафим (Чичагов), Алексий (Симанский), которому отец Варнава предсказал избрание на патриарший престол за 18 лет до этого, Николай (Ярушевич), будущий митрополит Крутицкий и Коломенский, и другие члены епископата Петроградской и Новгородской епархий.

Перед тем как начать старческое служение, отец Варнава пожелал принять великую схиму с именем Серафим – в честь преподобного Серафима Саровского, которому стремился подражать всю жизнь.

Три года он выполнял послушание духовника обители. Во время многочасовых исповедей ему приходилось стоять на каменном полу в неотапливаемом соборе, и вскоре батюшка заболел. Врачи признали межреберную невралгию, ревматизм и закупорку вен на ногах. Несмотря на страшные боли в ногах отец Серафим продолжал служить. Но настал день, когда 63-летний старец не смог подняться с постели. Застойные явления в легких и сердечная недостаточность усугубили положение. Медики требовали сменить место жительства, указывая на дачный поселок Вырицу недалеко от Петербурга. Их поддержал митрополит Серафим (Чичагов), бывший врач, немедленно благословив переезд. Летом 1930 года отец Серафим покинул город. Остаток своих дней он провел в Вырице.

 

В блокнот паломнику:

Казанский храм

Адрес: 188380, Россия, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пос. Вырица, пр. Кирова, д. 49
Тел.: 8 (81371) 49-233 – свечной ящик, +7 (911) 0800148 – помощник настоятеля Купцов Николай Иванович
E-mail: vyritsa.serafi m@gmail.com

Галина Дигтяренко

 

 

 

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Санкт-Петербург, #Вырица, #Святые, #Серафим Вырицкий, #Варнава Гефсиманский

02 Apr 2019