Храм на линии огня

 

Зеленый дот – последний свидетель ожесточенных боев за Москву. Здесь нет почетного караула и Вечного огня, сюда не приносят цветы, но теперь недалеко от этого места будет построен храм.

 

Связь времен

На юго-западе Москвы, в Теплом Стане, возводится храм в честь Казанской иконы Божией Матери, недалеко от того места, где раньше стояла Казанская церковь села Богородское-Воронино, построенная еще в XVII веке князем И.А. Голициным в память о своей жене К.И. Морозовой. В маленькой часовне святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, расположенной рядом со строительной площадкой, настоятель храма отец Александр Зорин и молодой приход молятся об успешном возведении дома Божьего, не забывая о глубокой связи с прежним храмом, освящающим эту местность. На пересечении улицы Островитянова и Ленинского проспекта бурлит жизнь современного мегаполиса. Но разве только суетой и быстрым ритмом дышит наша Москва? В столице каждый уголок и улочка хранят тайны и сокровища прежнего бытия. Чтобы показать это своим чадам, не надо собираться в дальние поездки. Достаточно оглядеться вокруг. Ранняя осень для таких дел – благодатная пора.

 

Угро-финны, вятичи, а теперь мы

В конце сентября нам, прихожанам строящегося храма, удалось побывать на интересной экскурсии, посвященной истории Казанской церкви села Богородское-Воронино и усадьбы, где она находилась. В воскресенье после Божественной литургии, собравшись в часовне, мы послушали увлекательный рассказ. Оказывается, люди тут селились еще до Рождества Христова, жили здесь потом угро-финские племена, позже – вятичи. Не знали они Христа, но и на эти земли пришла глубокая вера.

Новый храм строится на месте, где раньше текла река Очаковка, а на берегу ее стояла церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, такой почитаемой у нас в России и, уж конечно, в Москве.

 

Чудотворная икона Казанской Божией Матери

В смутный XVII век непримиримый противник иноземных захватчиков святитель Гермоген в своих проповедях открыто выступал против них, рассылал по всей стране грамоты с призывами встать на защиту Руси. Возможно, именно патриарх был инициатором того, что из Казани в ополчение прислали список иконы как знак освящения похода против врагов.

Бывший митрополит Казанский Гермоген, свидетель явления Казанской святыни в 1579 году, собственноручно перенес в храм образ Казанской Божией Матери. В 1612 году под ружье встали, в основном люди невоенные. Ополченцы три дня постились и молились перед святыней и получили необыкновенную внутреннюю стойкость и силу. Враг был разбит. Движение русского воинства с иконой к Красной площади напоминало крестный ход. Навстречу освободителям вышло духовенство, находившееся при поляках в заточении. С тех пор день 22 октября (4 ноября нового стиля) стал церковным праздником Казанской иконы, а теперь и государственным праздником.

На Красной площади в честь иконы Казанской Богоматери и в честь победы над врагом был возведен по обету князя  Пожарского и на его средства деревянный храм. По молитвам перед чудотворным образом в начале XVII века из Московских земель был изгнан лютый враг. Она давала силы войскам ополченцев русских героев гражданина Минина и князя Пожарского.

 

Из истории храма

Воевода ополчения боярин Василий Петрович Морозов ставит в своей «пустоши Воронино, Шаблыкино тож» деревянную церковь в честь иконы Казанской Божией Матери. Однако к 1627 году храм обветшал и был разобран. В середине XVII века село Воронино досталось в качестве приданого князю Ивану Андреевичу Голицыну, женившемуся на дочери И.В. Морозова – Ксении Ивановне. Он и построил каменный храм.

Несколько веков люди молились здесь, но сменились времена и от церкви не осталось даже камня. Как она выглядела, мы можем только догадываться. Известно, что здесь была небольшая звонница псковского типа. Характерный для XVII века бесстолпный (то есть без столпов – опор, поддерживающих своды) пятиглавый храм современники называли «кораблем», уподобляя кораблю спасения, через бурные волны житейского моря устремленного к гавани вечной жизни Небесного Иерусалима.

В конце 20-х годов прошлого века церковь была закрыта. Долгие годы она находилась в ведении психиатрической больницы имени П.П. Кащенко, затем служила зернохранилищем, позже – клубом и больничным корпусом, а затем все старые постройки здесь снесли.

 

Увидеть сердцем

По подземному переходу мы добрались до бывшей территории усадьбы. Теперь тут милый сквер, а воспоминания прежних дней хранят необъятные деревья. Многое им пришлось повидать… Дети обнимали могучие стволы, а взрослые удивлялись богатству известных фамилий, связанных с историей данного места.

Тут бывали в детские годы декабрист М.М. Нарышкин, его сестра, известная нам как игуменья Мария Тучкова, настоятельница Спаса-Бородинского монастыря. Останавливалась здесь актриса Е.С. Семенова, которой восхищался А.С. Пушкин. По легенде, не прошел мимо этой усадьбы и Наполеон. Не раз гремели тут взрывы войны. О героической обороне Москвы в 1941 году напоминает уцелевший дот.

Наконец, мы подошли к месту, где стоял храм. В глубине аллеи нашему взору предстало скучное здание электроподстанции, построенной прямо на месте церкви. Но вот чудо! Внутренним взором мы увидели не мрачные стены неказистого строения. Не осталось ни одного кирпича от прежнего храма, но он не погиб: молитвы, вознесенные в нем ранее, согревают людей и поныне. Любовь и радость наполнили нас – какое счастье, что мы пришли сюда со своими детьми! Как здорово, что своим чадам можно показать то, что видят не глазами, а сердцем...
 

Ольга Камышанова,

фото Олега Серебрянского

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Москва, #Теплый Стан, #Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

03 Sep 2013