Это кино!

 

В атеистические времена храм Архангела Михаила неожиданно попал на экраны телевизоров, «снявшись» в культовом фильме, который посмотрели миллионы советских граждан.

 

На фоне новостроек

Какая сказка – самая новогодняя? Правильно: «Двенадцать месяцев». А какая кинолента, во всяком случае, у нас? Разумеется, рязановская «Ирония судьбы, или С легким паром!», всенародно любимая и до сих пор остающаяся украшением новогоднего стола.

В начальных кадрах фильма мы видим старинную церковь. Теперь практически все знают, что это храм Архангела Михаила, бывший когда-то доминантой зажиточного села Тропарева, а позже закрытый и сильно разоренный. В 1960 году село вошло в состав Юго-Западного района Москвы, и городские власти приняли решение о создании здесь экспериментальной жилой застройки. Но ликвидация Тропарева происходила медленно, вплоть до 1981-го на фоне пустырей сохранялись отдельные дома бывшего села и при них огороды и фруктовые сады.

 

От купца – монастырю

Село Тропарево располагалось между Калужским и Боровским трактами, по обе стороны речки Очаковки. Возникло оно в XIV веке, а название его возводят к прозвищу первого владельца, боярина Ивана Михайловича Тропаря, упомянутого в Троицкой летописи. Спустя где-то сто лет эти земли числятся уже среди дворцовых вотчин и принадлежат купцу Фоме Тропареву. А дальше… Дальше село переходит к Новодевичьей обители. Есть версия, что царь Иоанн Грозный пожаловал Тропарево монастырю в 1583 году в качестве вклада за пострижение в инокини своей невестки Елены, вдовы убитого им в гневе старшего сына Ивана.

Судя по сохранившимся источникам, в данной местности с самого начала существовала деревянная церковь Чуда Архистратига Михаила, уничтоженная впоследствии пожаром. Естественно, монастырские власти не могли долго мириться с таким положением в своей любимой вотчине и выделили немалые средства на новый храм, каковой и возвели в 1693–1694 годах.

 

Сельское барокко

Автором проекта был, скорее всего, Осип Старцев, работавший тогда на обстройке Новодевичьего. Этим и объясняется необычное сочетание традиционной сельской церковной архитектуры с богатым оформлением фасада в стиле московского или нарышкинского барокко. Здание состоит из трех симметрично поставленных частей: основного объема с пятью главами и апсидой, трапезной и шатровой колокольни. Среди украшений мы видим кокошники, пышные резные наличники окон, колонки по углам. Интересно, что колокольня по своей композиции и набору декоративных элементов более тяготеет к зодчеству середины XVII века, возможно, это самый ранний фрагмент строения.

В начале 1700-х при входе на территорию церкви из села поставили нарядные ворота. Храм был хорошо виден издалека и, находясь справа от Боровской дороги, привлекал к себе внимание тех, кто направлялся в Москву с юго-запада.

 

Разорен врагами

Во время нашествия Наполеона на Россию многие селения, расположенные в юго-западных окрестностях Белокаменной, были разорены. Подобная участь постигла и Тропарево – при отступлении французской армии по Старокалужской дороге.

Неспешно отсчитывало свои часы время. Село возрождалось, разрасталось и богатело. На исходе позапрошлого века здесь насчитывалось 60 дворов, земское училище, трактир. В середине же 1920-х количество дворов выросло до 140, и примерно тогда же возле Тропарева возникла толстовская коммуна «Жизнь и труд». Но уже в 1929 году она была ликвидирована, а в селе образован колхоз имени К.Е. Ворошилова. А потом настал черед храма – здесь прекратились богослужения, а здание подверглось разорению. Говорят, прихожане подобрали и спрятали один из сброшенных на землю колоколов, остальные же исчезли безвозвратно.

 

Дела киношные

Одной из целей авторов «Иронии судьбы…» была критика бюрократизма, превращающего прекрасные архитектурные творения в обезличенные коробки, в результате чего можно перепутать квартиры в разных городах. На самом деле все не так однозначно. Например, адреса, по которым проживали главные герои «Иронии…»: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. В Москве такая улица действительно была, Ленинград же таковой никогда не имел. В улицу Строителей превратился столичный проспект Вернадского – там действительно есть дома-близнецы под номерами 113, 125. Интересно, что они вовсе не являлись типовыми, а наоборот, экспериментальными. Их на всю Москву было ровно три. 125-й дом изображал московскую квартиру врача-травматолога Жени Лукашина. Обиталище учительницы Нади Шевелевой по сценарию отстояло почти на семь сотен километров. На деле же – не более чем на семь сотен шагов. Ведь почти все ленинградские сцены снимали в соседнем дворе у дома 119. Сцены, как приезжает из аэропорта на такси пьяный Лукашин, как Надя достает из сугроба фото, как уезжает разгневанный Ипполит… Местные старожилы хорошо помнят, например, что при съемках этих эпизодов неожиданно наступила оттепель, снег почти растаял. Поэтому сугробы наметали из бумажных снежинок, а метель организовывали с помощью ветродуя. Настоящие же снежки, которые Лукашин кидал вслед машине Ипполита, заранее лепила здешняя детвора. Она с энтузиазмом отыскивала остатки снежного покрова там, куда еще не добралось солнце.
Полугородская-полусельская панорама Тропарева осталась лишь в кадрах знаменитого фильма, да на старых фотографиях. Впрочем, «киношные» дома практически не изменились. Зато круто изменилась судьба храма Архангела Михаила.Здесь жили Надя и Женя

Мы помним, что долгие советские десятилетия он пребывал в небрежении. Какое-то время здесь находился склад декораций «Мосфильма», потом Московский художественный комбинат. А между тем настал 1988-й – год празднования 1000-летия Крещения Руси. К этой дате столичные власти принимают решение передать здание (первым среди ранее закрытых в городе культовых построек) в ведение Московской Патриархии. В феврале следующего года здесь возобновились службы. Но впереди были еще многие и многие месяцы кропотливой работы – воссоздание храмового интерьера. На одном из уральских заводов специально отлили колокола, а один колокол – тот самый, что тропаревцы припрятали когда-то, вернулся на звонницу. Ныне храм Архангела Михаила имеет статус Патриаршего Подворья и является подлинным духовным центром для жителей Москвы.

 

Несколько лет назад было увековечено и место действия неувядаемой комедии: над подъездами тех самых домов прикрепили две алюминиевые таблички в виде портфеля с торчащим из него пресловутым веником и с почти одинаковым текстом. Что ж, пусть все помнят – здесь жили Надя Шевелева и Женя Лукашин.

 

В блокнотпаломнику:

Адрес храма: 119571, Москва, проспект Вернадского, д. 90

Проезд до станции метро «Юго-Западная».

Тел.: (495) 433-24-76

Александр Алиев

фото автора, а так же в статье использованы кадры из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" (реж. Э. Рязанов, 1975г.)

 

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Москва, #Храм Архангела Михаила, #Святыни, #Колокол

29 Dec 2015