Невидимая обитель

 

Есть в столице места потаенные, о которых знает далеко не каждый москвич. Таков Андреевский монастырь. Он как будто спрятался за помпезным зданием президиума Академии наук, прилепившись к склону горы у Москвы-реки.

 

Пленницы

Со смотровой площадки вся обитель как на ладони: в кипени деревьев небольшое каре зданий с тремя храмами внутри – один красный приземистый, другой приветливый – надвратный, третий с изящной колокольней под маленькой маковкой. Колокольня перекликается со шпилем сталинской высотки МГУ на Воробьевых горах – две доминанты, два образа жизни.

Андреевский монастырь, служивший собственно монашеской обителью едва ли половину своего исторического бытия, полон тайн и загадок. Первой является время его основания. Официально монастырь в Пленницах основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Федором Ртищевым в 1648–1650 годах. Заметим, что название местности «Пленницы» тоже двоится и даже троится. Первый вариант – здесь содержали пленников, второй – на берегу реки Москвы у монастыря вязали плоты из поленниц, а третий – от надписи на древнем храмовом образе св. мч. Андрея Стратилата, свидетельствовавшей, что икона принесена сюда специально из села Паленицы.

Но такая дата основания монастыря не вяжется с другими историческими фактами. К этому времени местность имела и другие устойчивые названия: «в Горах», а также «Андреевские зразы» (овраги). Последнее наименование явно указывает на храм во имя св. мч. Андрея Стратилата, стоявший здесь испокон века, причем, скорее всего, как храм монастырский.

 

Обитель русской победы

Впервые монашеская обитель на этом месте упоминается в летописи XIV века под именем «Преображенской пустыни». Легенда относит ее основание и вовсе к XIII веку. Доподлинно известно, что в 1547 году здесь укрывался от народного бунта Иван Грозный, что совпало по времени с пожаром, прекратившим деятельность монастыря: он стал «убогим домом». Сюда свозили тела убитых, погибших и безвестных, умерших без покаяния людей. В 1604 году рядом с его маленьким погостом устроили огромное кладбище, на котором захоронили 127 тысяч умерших от голода москвичей и пришлых из окрестных сел и деревень.

При сыне Иоанна Грозного, «тишайшем» Федоре Иоанновиче, возрожденная обитель стала символом, а по молитвам монахов и одним из источников победы русского оружия над татарами.

19 августа 1591 года, в день памяти св. мч. Андрея Стратилата, в окрестностях Преображенской обители русские одолели крымского хана Казы-Гирея, пришедшего разорить Москву с 15-тысячным войском. Хана отпугнули орудия, бодро стрелявшие с монастырских стен весь день и всю ночь, и, конечно же, чудотворная икона Божией Матери «Донская», принесенная тогда в стан русского войска (впоследствии на этом месте возник Донской монастырь).

 

Изрядные в учении

Возрождению монастыря с новыми образовательными функциями предшествовало ходатайство в 1640 году митрополита Киевского Петра (Могилы) к царю Михаилу Феодоровичу о поселении в Москве ученых монахов из киевского Братского монастыря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской». Боярин Ртищев взялся воплощать этот проект, разработанный им вместе с ученым греком архимандритом Венедиктом, специально приехавшим в Москву. Поддержку проекту оказали также духовник царя Алексея Михайловича протопоп Стефан Вонифатьев и архимандрит Новоспасского московского монастыря, будущий Патриарх Никон. Кстати, именно монахи Андреевского монастыря подготовили первое издание Библии, которое увидело свет в Москве на Печатном дворе в 1663 году.

Поначалу монастырь назывался по старому имени – Преображенским. В 1652 году было открыто духовное училище, ставшее своеобразным «братством ученых монахов», считавших своим покровителем святого Апостола Андрея Первозванного. Так, к небесным защитникам монастыря прибавился еще один – святой Андрей. Примерно с той поры обитель начали называть Андреевской. Вместе с русскими иноками в монастыре селились монахи из украинских, белорусских, литовских православных обителей. Ртищев основал в монастыре библиотеку и школу для подростков разных сословий.

 

Для покаяния и вразумления

В 1682 году обитель была приписана к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе, видимо, потому что в последнем готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия, а в Андреевской обители уже были воспитаны академические «кадры». Боярин Ртищев частенько наведывался в Андреевский монастырь поздно вечером, проводя ночи напролет в беседах с учеными монахами. Разобраться хотелось во многом. Время наступало непростое, Патриарх Никон, тогда еще любимец царя, начал церковную реформу, стремясь возвысить Царство Московское до уровня центра вселенского Православия, мечтая об истинной симфонии царской и церковной власти. Однако закончилось все тяжелейшим расколом и опалой самого Никона.

Летом 1667 года в училищный монастырь после допроса в Кремле под усиленной охраной стрельцов в закрытой телеге привезли знаменитого «расколоучителя» протопопа Аввакума. В то же время сюда доставили «для покаяния и вразумления» других раскольников.

 

Подкидыши, ленивицы и вдовы

По указу Петра I Андреевская обитель была упразднена, а монахи переведены в Донской монастырь. Храмы стали приходскими, в других постройках по указу разместилась школа для «зазорных детей», то есть незаконнорожденных и подкидышей.

После смерти Петра I монастырское общежитие было возобновлено. Однако какое-то особое предопределение, видимо, тяготело над этим местом. В 1762 году Синод назначил Андреевский монастырь временным приютом для умалишенных, и через два года обитель была окончательно обращена в приход.

Каких только учреждений с той поры не побывало в монастырских стенах! Во время эпидемии чумы 1771 года на территории обители было устроено кладбище для родовитых горожан и монахов из других московских монастырей. Вслед за этим при бывшем монастыре был обустроен так называемый вдовий дом для содержания бедных солдатских вдов, а потом здесь разместился работный дом для «ленивиц» и распутниц женского пола. В приюте «дамы» под строгим надзором вили веревки и канаты для нужд адмиралтейства. Так «насельницами» обители стали одновременно солдатские вдовы и сироты вместе с молодыми распутными «ленивицами».

К этому странному общежитию позже была добавлена еще и «богадельня на 60 старух», расширенная впоследствии до 530 престарелых инвалидов обоего пола.

 

От советских времен до наших дней

После октябрьского переворота новые власти быстро прикрыли Андреевскую богадельню, разместив в зданиях монастыря дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознака. В 1923 году храм св. мч. Андрея Стратилата передали рабочим под школу, а в Воскресенской церкви устроили клуб, где в алтаре рабочие играли на балалайке и весело отплясывали кадриль. Наступивший новый большевистский порядок не пощадил и некрополь – могилы скрылись под асфальтом. В 1960-е годы здесь находился НИИ метрологической службы Госстандарта.Указом Святейшего Патриарха Алексия II в 1991 году в монастыре было учреждено Патриаршее подворье, в следующем году освящена Воскресенская церковь, в которой возобновились богослужения. Вскоре комплекс бывшего Андреевского монастыря был передан РПЦ для размещения Синодальной библиотеки Московского Патриархата. Библиотека в настоящее время является общецерковным хранилищем печатных изданий и рукописных материалов и ведет активную исследовательскую,  информационно-библиографическую и издательскую работу. Открыта общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре» – традиции духовного просветительства, заложенные Федором Ртищевым,  возрождаются.

Здесь же находятся Институт библейских переводов, Общецерковная аспирантура имени св. равноап. Кирилла и Мефодия, Синодальный информационный отдел Московского Патриархата, а также православный телеканал «Союз».

Андрей Самохин

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Москва, #Воробьевы горы, #Андреевский монастырь

06 Sep 2013