Как отпраздновать Троицу в разгар зимы

 

 

Когда в России лето – на Южном полюсе лютуют морозы, и чилийские дети вместе с нашими полярниками отмечают престольный праздник храма на станции «Беллинсгаузен» без привычной березки.

Два-три домика на сваях, вокруг снег да лед, холод, ветер, темнота. Маленький замкнутый коллектив зимовщиков и длинная, медленная зима впереди.

 

По замерзшему Китежу

Чилийцы зимуют по соседству с «Беллинсгаузеном». Две станции разделяет лишь небольшая речка Китеж. Зимой она замерзает и можно ходить друг к другу в гости пешком по льду.

Чилийская полярная база «Эдуардо Фрей Монтальва» – уникальна. На ее территории находятся почтовое отделение, банк, сувенирная лавка для туристов, продуктовый супермаркет. И пусть это все только громкие названия маленьких щитовых домиков, зато все работает. Здесь же разместились общежитие для полярников-военнослужащих, виллы для офицерских семей. А вот это уже не просто название. Антарктическая вилла – это дом, в котором есть все: спальня, детская, прихожая, гостиная, столовая, кухня. Телевизор и несколько чилийских каналов, Интернет и игровые приставки для детей, стиральные машины и душ в каждом домике. Уют и запах свежего кофе.

Эта полярная деревня была построена в 1984 году. В тот самый год, когда в Антарктиде родился первый ребенок. Правда, первенство рождения принадлежит не чилийской станции, а аргентинской. Дело было так. Забеременела жена одного из чилийских офицеров. Решили было вывозить ее на Большую Землю, готовиться к родам. Но потом подумали-подумали и попросили ее остаться – рожать в Антарктиде, чтобы можно было в паспорте ребенка записать: «Место рождения – территория чилийской Антарктиды». Пообещали создать все условия, привезти лучших врачей-акушеров, и будущая мама согласилась. Но не тут-то было! В Аргентине решено было во что бы то ни стало чилийцев опередить – в Антарктиду прилетела женщина на шестом месяце беременности! И родила. А потом родила чилийская дама. Дети эти уже выросли…

Развитой инфраструктурой остров Кинг-Джордж обязан давнему территориальному соперничеству между Аргентиной и Чили. Обе страны претендуют на один и тот же участок Ледового континента. Но поскольку Международный договор об Антарктике не признает никаких национально-территориальных претензий, в открытую никто не спорит, но каждый старается укрепить свою мощь и превзойти соседа комфортом.

 

Дети на полюсе

На чилийской полярной станции Фрей зимуют в среднем по двадцать детей. Они приезжают сюда с родителями на два года. Вместе с ними на станции зимует учитель. Он преподает общеобразовательные предметы, а его жена – музыку и рисование. У полярных школьников выходных намного больше, чем на Большой Земле, потому что в сильную пургу уроки, как правило, отменяются и никто не выходит из дома.

У чилийцев тоже есть часовенка, католическая, но священнослужители на базе Фрей не зимуют. Лишь изредка сюда прилетают аббаты и служат Мессу.

Чилийцы частенько заходят на службу в наш храм. И с удовольствием звонят в колокола на всю Антарктиду.

На Троицу российские полярники устраивают у себя на станции традиционный праздник для чилийских детей и их родителей. Кают-компания «Беллинсгаузена», накрытые столы. Парашют, с помощью которого десантировали грузы на станцию «Восток», превращен в огромную палатку-юрту для празднования. Пока взрослые выпивают и закусывают, чилийские дети смотрят «Ну, погоди!». Хит вечера – игра в жмурки и самодельные ходули. В разгар развлечений едва ли кто-то из гостей и хозяев помнит, что за окнами этой теплой во всех смыслах слова кают-компании – мороз и пурга антарктической зимы.

 

Ольга Стефанова,

фото автора

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Антарктида, #Храм Святой Троицы

19 Jun 2016