Обитель на Яузе

 

Не раз был сожжен, разорен, разрушен «зело прекрасный» Андроников монастырь, а ведь его расписывал сам Андрей Рублев. Позже здесь разместили лагерь для беспризорников. Сталин разрешил вновь открыть обитель в качестве музея, но смерть вождя помешала этим планам.

 

На волосок от гибели

На высоком берегу реки Яузы высятся белые стены древнего Андроникова монастыря. Несмотря на тяжелые времена лихолетья, он почти полностью сохранился до наших дней. Именно в нем находится старейший каменный храм Москвы.

В летописях сохранилось предание об основании монастыря. По пути из Константинополя в 1354 году московский митрополит Алексий попал в сильный шторм. Будучи на волосок от гибели, он помолился иконе Спаса Нерукотворного и дал обет воздвигнуть в столице монастырь в случае спасения. Вскоре буря утихла. Случилось это в день празднования Спаса. По другому сказанию, монастырь повелел основать Дмитрий Донской, который беспокоился об обороне Москвы. Поэтому вместе с собором и кельями возводились мощные деревянные стены. Обитель входила в систему кольцевой обороны Москвы, состоявшей из Симонова, Данилова, Высокопетровского и других монастырей, которые прикрывали подступы к сердцу Москвы.

 

Любимый ученик старца

Настоятелем монастыря митрополит Алексий поставил Андроника, любимого ученика Сергия Радонежского. При этом сам Преподобный не раз наведывался посмотреть на хозяйство и прощался с игуменом всегда в одном месте, за стенами обители.

В 1368 году в монастыре случился сильный пожар, после чего Спасский собор был отстроен в кирпиче. Еще через полвека храм вновь переделали – примерно в таком виде он дошел до наших дней. В то же время была выполнена роспись храма, которую приписывают местному иноку Андрею Рублеву. К сожалению, фрески практически не сохранились. Бытует мнение, что великий иконописец был похоронен именно здесь, в Андрониковом монастыре. Недавно в подклете Спасского собора было обнаружено несколько захоронений, которые, по мнению специалистов, могут принадлежать Рублеву и Даниилу Черному. 

 

 

 

Чрез годы испытаний

За свою долгую историю Спасо-Андроников монастырь не раз был разрушен. Однако каждый раз он восстанавливался за счет благотворителей, которые щедро жертвовали на его нужды. В конце XVII века взамен сгоревших деревянных стен были отстроены каменные, сохранившиеся до наших дней. Однако к тому моменту свою оборонительную функцию обитель потеряла и вскоре вошла в черту Москвы, обраставшую новыми слободами и кварталами.

Уже в конце XVIII века взамен старой обветшавшей колокольни в монастыре возвели новую надвратную звонницу, которая, по замыслу архитектора Родиона Казакова, должна была стать выше колокольни Ивана Великого в Кремле. Однако лично император Павел I приказал уменьшить постройку, и в итоге она стала второй по высоте в городе, уступив 8 метров кремлевской колокольне. Кстати, это единственное здание обители, которое не дошло до наших дней, – его взорвали в 1932 году под предлогом нехватки материалов для строительства клуба завода «Серп и молот».

Начиная с царствования Василия III монастырь использовался как тюрьма для инакомыслящих. Одними из первых были архимандрит Новгородский Серапион и игумен Троице-Сергиевой обители Иаков, обвиненный в ереси в 1515 году. Затем был протопоп Аввакум, которого три дня держали в темном подвале без еды и воды, а затем еще несколько месяцев в заточении. А уже в XX веке тут был открыт один из первых лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти.

 

Московские фамилии

На кладбище Спасо-Андроникова монастыря издревле хоронили представителей знатных московских фамилий, в том числе княжеских. Где-то тут лежит прах Симеона Гордого с сыновьями, Головкиных, Загряжских, Щербатовых, Барятинских и многих других. Здесь же располагалась родовая усыпальница Лопухиных, а также могила основоположника профессионального русского театра актера Федора Волкова. Некрополь сравняли с землей в 1927 году, а могильные плиты продали для бытовых нужд. К этому моменту монастырь был уже закрыт – тут размещался лагерь для беспризорников, квартиры и учреждения Наркомата обороны. И только в 1947 году академики во главе с Игорем Грабарем подали прошение Сталину об открытии историко-архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублева. Ответ был положительным, но после смерти вождя работы приостановились. Только благодаря шумихе в газетах и давлению общественности Хрущев отступил и дал добро. В итоге экспозиция древних икон открылась в 1960-м и работает по сей день.

Федор Дядичев,

фото автора и Олега Серебрянского

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Москва, #Спасо-Андроников монастырь, #Храм Спаса Нерукотворного, #Святые, #Святитель Алексий

19 Oct 2013