О, каковый час тогда!

 

За три недели до Великого поста начинает меняться строй богослужения, все чаще звучат песнопения и молитвы, призывающие к покаянию. В этот период Церковь напоминает нам о Страшном Суде.

 

Мертвии воскреснут

Неделя о Страшном Суде предваряет сырную седмицу и называется также мясопустной – именно в это время прекращается вкушение мяса. В эту неделю вспоминается последний Суд, чтобы грешники, которые легкомысленно надеются на неизреченное милосердие Божие, не пребывали в беспечности и задумались, наконец, о своем спасении.

На воскресной Литургии читается Евангелие от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 31-33, 46).

 

 В Неделю о Страшном Суде вспоминается последний Суд, чтобы грешники, которые легкомысленно надеются на неизреченное милосердие Божие, не пребывали в беспечности и задумались, наконец, о своем спасении. В Неделю о Страшном Суде вспоминается последний Суд, чтобы грешники, которые легкомысленно надеются на неизреченное милосердие Божие, не пребывали в беспечности и задумались, наконец, о своем спасении.

 

Песнопения воскресной службы обращают внимание на «неумытный» (нелицеприятный) Суд Божий: «О, каковый час тогда и день страшный, егда сядет Судия на Престоле страшном! ...тогда труба возшумит вельми, ...небеса погибнут, звезды спадут, и вся земля поколеблется... Мертвии от гробов воскреснут, и возрастом единем вси будут».

 

Дела покаяния

Напоминая о нелицеприятности Суда, Церковь вместе с тем говорит об истинном смысле надежды на милосердие Божие. Да, Бог милосерден, но не стоит забывать, что Он и праведный Судия. Все будут равны перед Ним – монах и иерарх, старый и юный, раб и владыка, вдовица и дева. И ничто уже не поможет – ни слава, ни дружба, ни связи, ни отец, ни мать.

Все богослужение этой недели направлено на то, чтобы привести грешников к осознанию своей греховности и покаянию. Особое внимание обращается на дела покаяния, указанные в Евангелии, – это дела милосердия и любви. Именно по ним, доступным каждому из нас, будет судить Господь. Ведь никто не станет возражать, что у него не было возможности напоить жаждущего, или накормить голодного, или посетить больного и заключенного. При этом Господь будет смотреть на наше сердце, чем оно движимо – любовью или чем-то иным.

 

Где будет проходить Страшный Суд

«Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду...» (Иоил. 3, 12).

Согласно пророчеству Иоиля, Страшный Суд будет проходить в долине Иосафат. Название она получила по имени погребенного здесь иудейского царя. В этой же долине Иосафатом была одержана победа над моавитянами и их союзниками (2 Пар. 20). До IV (V) века долина называлась Кедрон. Она берет свое начало на северо-западе Иерусалима, у Дамасских ворот. Отсюда по северной стороне города доходит до восточного угла, потом поворачивает на юг и идет между Иерусалимом и Елеонской горой.

 

Гробницы царя Иосафата ц пророка Захарии в Иосафатовой долине Гробницы царя Иосафата и пророка Захарии в Иосафатовой долине

 

Иосафатова долина со всех сторон окружена библейскими памятниками – Гефсимания, Масличная гора, Силоамский источник, Иерусалимский храм, обитель св. Саввы, Акелдама (Земля крови) – в IV веке здесь жил и молился святой преподобный Онуфрий Великий, а сейчас на этом месте расположен православный греческий монастырь, названный его именем.

Как повествует Ветхий Завет, через Кедронскую долину убегал царь Давид во время восстания своего сына Авессалома. Здесь царь Мелхиседек благословил праотца Авраама. Иисус Христос много раз проходил по долине из Вифании в Иерусалим и обратно. Известна долина и своими кладбищами. Тут расположена гробница Авессалома, а также гробницы библейских пророков Аггея, Малахии, Захарии и святого апостола Иакова.

 

Самое дорогое в мире

Если вам вдруг захочется быть похороненным на кладбище в Кедронской долине, то это вряд ли удастся. Несмотря на то что один участок стоит здесь от миллиона долларов, вся земля продана на много лет вперед. Евреи, сбывающие тут землю, говорили своим «клиентам», что во время Страшного Суда те непременно первыми увидят Бога.

 

Царь Иосафат Царь Иосафат

 

Сейчас здесь 150 тысяч могил. Имеются и склепы, где похоронены знатные люди. Один из древнейших библейских памятников, расположенных на западной стороне кладбища, датируется I веком. Это Силоамский монолит. Он выглядит как дом с плоской крышей. В V веке в нем жили монахи-отшельники.

На кладбище можно увидеть гробницу царя Иосафата, стены которой снаружи покрыты древними еврейскими надписями. Рассказывают, что один католический миссионер нашел как-то в гробнице древние манускрипты и вывез их в Европу. А требования евреев вернуть их оставил без внимания. Тогда евреи гробницу закрыли. Говорят, что внутри она украшена изумительными фресками, и в ней хранятся останки не только царя Иосафата, поскольку гробница не индивидуальная, а общая.

Еще один интересный памятник на кладбище – столп Авессалома. Это место иудеи не любят и, проходя мимо, стараются бросить в него камень, сильно ругаясь. Почему? Как известно, Авессалом вошел в историю мятежником против родного отца, царя Давида, и самовольно провозгласил себя императором. За что уж тут любить.

 

Изгнание царя Давида Изгнание царя Давида

 

Евангелие от Матфея (25, 31-46)

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

 

Это интересно: В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Церковь поминает всех от Адама до наших дней усопших во благочестии и правой вере. Одновременно по своему человеколюбию Церковь молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не были отпеты. Это утонувшие, погибшие во время землетрясения, сгоревшие, жертвы убийц. Это и те, кто «в неведении, и не в своем разуме» окончил свою жизнь, кто умер внезапно, став добычей зверей и птиц, поражен молнией, замерз на морозе, погребен под земляным обвалом, отравлен или погиб от насильственной смерти.

 

Подготовила Галина Дигтяренко

Поделиться в социальных сетях:



20 Feb 2015