Но одиночество прекрасней

 

"С тобою дни равны годам,

Ты утомляешь, словно праздник.

Я за тебя и жизнь отдам, 

Но одиночество – прекрасней".

А. Дольский

 

Суета сует

Одиночество. Наверное, каждый из нас, так или иначе, сталкивался с ним. «Одиноким приходит человек в эту жизнь с первым вырвавшимся криком страдания, требующим глотка воздуха; одиноким покидает он этот мир с последним вздохом», – писал известный философ Иван Ильин.

У многих из нас одинокий, а значит, несчастный человек чаще всего ассоциируется с тем, кто не создал семьи или не имеет пары.

На одинокую девицу после 25 лет смотрят с презрением – мол, старая дева. И что самое интересное, многие барышни соглашаются с этим, нередко впадая в отчаяние. Они начинают обивать пороги брачных агентств, заваливать Интернет письмами о себе любимых в поисках подходящего мужа. Потом встречи, расставания, опять письма, и так до бесконечности, мужа тем не менее все нет и нет. И тогда женщины впадают в другую крайность – они начинают «заводить» себе детей, не понимая, что цель жизни состоит не в том, чтобы иметь детей без мужа.

А быть может, не стоит так суетиться? Может, просто успокоиться и подумать – для чего Господь даровал нам это одиночество? А вдруг это великое благо? В конце концов, где гарантия, что, выйдя замуж или оженившись, ты станешь чувствовать себя лучше.

Если человек живет один, он может использовать это время для спасения своей души, для покаяния, жить чистой, благочестивой жизнью, делать добрые дела, заниматься милосердием, помогать ближним и, конечно же, молиться.

 

Апостол в помощь

Создание семьи в ветхозаветные времена напрямую было связано с деторождением – евреи ожидали прихода на землю Спасителя, и надежда эта росла с каждым появившимся на свет ребенком. Всякая семья чаяла обрести Спасителя в своем роду. Уже Ева, родив первенца Каина, с надеждой сказала: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4, 1). Когда же на землю пришел Спаситель, ситуация несколько изменилась. Очень популярным стало девство ради спасения души. В те времена апостол Павел, будучи сам девственником, писал в Первом послании к коринфянам: «…хорошо человеку не касаться женщины… Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу… кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше... Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор. 7).

В некоторых греческих монастырях есть правило: если монах позволяет себе поговорить с кем-то «о третьем лице», то на следующий день он не имеет права причащаться В некоторых греческих монастырях есть правило: если монах позволяет себе поговорить с кем-то «о третьем лице», то на следующий день он не имеет права причащаться.

 

Не стоит, однако, думать, что апостол был против семьи. Он понимал всю немощь человеческую и в том же послании писал: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу... вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» (1 Кор. 7).

 

Помазанная Духом красота

Одиночество на земле ведет в общество небесное, считал святитель Филарет Московский. Человек, который одинок ради Бога, как правило, мирен и спокоен, он исполнен любви к людям и может стать по-настоящему счастливым.

«В моем земном странничестве и одиночестве нашел я пристань верную – истинное Богопознание. Не живые человеки были моими наставниками; ими были почившие телом, живые духом святые отцы. В их писаниях нашел я Евангелие, осуществленное исполнение; они удовлетворили душу мою. Оставил я мир, не как односторонний искатель уединения или чего другаго, но как любитель высшей науки; и эта наука доставила мне все: спокойствие, хладность ко всем земным пустякам, утешение в скорбях, силу в борьбе с собою, – доставила друзей, доставила счастие на земле, какого почти не встречал». Так писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в письме к художнику К.П. Брюлову. И далее святитель развивает эту мысль, затрагивая границы творчества, в котором многие люди тоже пытаются найти утешение и не находят: «Давно видел я, что душа Ваша в земном хаосе искала красоты, которая бы ее удовлетворила. Ваши картины – это выражение сильно жаждущей души. Картина, которая бы решительно удовлетворила Вас, должна бы быть картиною из вечности. Таково требование истиннаго вдохновения. Всякая красота, и видимая, и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимаго истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнию, вечною жизнию. Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры».

 

Неприязнь, обидчивость, тщес- лавие, зависть, уныние от неудач, самомнение, своеволие, нежелание жертвовать собой ради ближнего – все эти грехи выстилают нам широкую дорогу к болезненному одиночеству не только в этой жизни, но и в вечной.

 

Центр Вселенной

Как-то на проповеди священник сказал: «Одиночество – это не когда человек живет один, а когда ощущает себя одиноким. Если он одинок, значит, жил только для себя». Что он имел в виду? Грех гордыни. Когда человек не видит вокруг никого, кроме себя, не чувствует ничего, кроме того, что творится только в его душе.

Одна из серьезных причин внутреннего одиночества – привычка осуждать. Осуждающий человек, где бы он ни оказался, всегда недоволен своим окружением. Ему кажется, что его претензии к ближним справедливы и неоспоримы.

Как с этим бороться? Святые отцы дают простое правило: думать, что закон Божий создан лично для меня. Мне – нельзя, ближнему – можно. Если мы примем это всем сердцем, то яд осуждения не сможет проникнуть в нашу душу. Еще одно средство против осуждения – никогда не размышлять и тем более не говорить о ближнем. Если мы о ком-то говорим, причем долго, то неизбежно скатываемся в осуждение. Известно, что в некоторых греческих монастырях, соблюдающих древние монашеские уставы, есть правило: если монах позволяет себе поговорить с кем-то «о третьем лице», то на следующий день он не имеет права причащаться.

Неприязнь, обидчивость, тщеславие, зависть, уныние от неудач, самомнение, своеволие, нежелание жертвовать собой ради ближнего – все эти грехи выстилают нам широкую дорогу к болезненному одиночеству не только в этой жизни, но и в вечной. Если мы не начнем бороться с ними, мы никогда не познаем радости общения с ближними и с Богом. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что ужаснее вечных мук для него было бы увидеть кроткий лик Иисуса Христа, с печалью отворачивающийся от него.

Мы, как правило, чувствуем себя центром вселенной, а остальные вращаются вокруг нас. Мы ищем – где же те люди, которые созданы для нас, где же наши ближние? Господь отвечает нам так: ты ближний любому человеку, другой человек – центр, а ты – ближний, он – планета, а ты – спутник. Ты создан для него, а не он для тебя. И потому иди и твори милость всякому, кого увидишь. Исполняя это, не будешь одинок.

 

Галина Дигтяренко

Поделиться в социальных сетях:



13 Mar 2017