Патриарший путь

 

Воскресенский ставропигиальный мужской монастырь, или Новый Иерусалим, главное детище Патриарха Никона (1605–1681), – свидетель его возвышения и низвержения, его духовного подвига...

Эта обитель – второе по значению после Троице-Сергиевой Лавры место православного паломничества на Руси. К 1913 году монастырь ежегодно посещали около 35 000 человек. А начиналось все непросто.

 

«Собинный друг»

Новый Иерусалим стал воплощением мечты Святейшего Патриарха Никона, «собинного друга» царя Алексея Михайловича, реформатора Церкви, заслужившего глубочайшее уважение одних и ненависть других, явившегося одной из самых ярких и противоречивых фигур русской истории. Он взошел на патриарший престол во времена духовной смуты, когда в разных слоях русского общества наметился отход от веры и Церкви, что грозило стране расколом. Это хорошо понимал царь Алексей Михайлович, когда после смерти Патриарха Иосифа предложил митрополиту Никону принять патриарший сан. Поначалу тот решительно отказался. Но когда царь в заполненном народом Успенском соборе Кремля перед мощами святителя Филиппа, «простершись на земле и проливая слезы», умолял митрополита принять сан, Никон, наконец, согласился. С условием, что все, включая самого царя, будут ему послушны в вопросах веры и церковной жизни. Алексей Михайлович, бояре и все собравшиеся дали такую клятву. С тех пор Никона называли «Великим государем».

 

Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского.

 

Очень важным в деле укрепления веры Христовой Патриарх Никон считал строительство на Руси монастырей. Его стараниями были основаны три обители: Иверский Валдайский монастырь, Кийский Крестный Онежский монастырь и Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, который стал главным детищем Святейшего. В сторону последнего мы и отправимся сегодня из Москвы.

 

Павловская Слобода

В Новый Иерусалим можно проехать разными путями. Мы же отправимся через Павловскую Слободу. И не случайно. Село Павловское, впоследствии названное слободой, стало форпостом строительства Нового Иерусалима. Именно сюда доставлялись материалы и мастера, чтобы потом отправиться дальше. Это была вотчина боярина Бориса Морозова – родственника и дядьки (воспитателя) царя Алексея Михайловича. Государь и сам частенько бывал здесь, охотился в соседних лесах.

 

Семиглавая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была возведена на высоком подклете, с трапезной и двумя приделами – во имя святого пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца. Ансамбль завершала шатровая колокольня. Семиглавая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была возведена на высоком подклете, с трапезной и двумя приделами – во имя святого пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца. Ансамбль завершала шатровая колокольня.

 

Чтобы достойно встречать высоких гостей, Борис Иванович воздвиг на своем дворе каменный храм. Семиглавая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была возведена на высоком подклете, с трапезной и двумя приделами – во имя святого пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца. Ансамбль завершала шатровая колокольня. Крытым переходом церковь соединялась с хоромами боярина.

 

Царица Наталья Кирилловна Царица Наталья Кирилловна

 

Алексей Михайлович нередко присутствовал на богослужениях, трапезничал, отдыхал в колокольне. Царица Наталья Кирилловна имела здесь свои хоромы. Останавливался в имении и Патриарх Никон, наблюдавший за строительством Воскресенского монастыря. Сюда позднее приезжал царь Федор Алексеевич. Царевна Софья и молодой Петр I спасались у Морозовых от стрелецкого бунта.

 

Главный купол Главный купол
Благовещенская церковь в Павловской Слободе (вид из-за ограды) Благовещенская церковь  (вид из-за ограды)
Благовещенская церковь в Павловской Слободе Благовещенская церковь в Павловской Слободе

 

Закрыт и разорен

В XIX веке храм был перестроен. Шатровую колокольню разобрали, зато с западной стороны храма воздвигли новую. Появились два новых придела – Казанской иконы Божией Матери и святого апостола Андрея Первозванного.

В советское время храм был закрыт и разорен. В 1941 году взорвали колокольню. В церковном здании располагались и общежитие, и артель по пошиву сумок.

 

Церковь святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев Церковь святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев
Икона на фасаде храма Икона на фасаде храма

 

Новую жизнь храм получил в начале 90-х. В праздник рождества Иоанна Предтечи, 7 июля 1992 года, была совершена первая Божественная литургия. А вскоре начались восстановительные работы.

Сегодня здесь возведен целый храмовый комплекс. Церковь святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев, часовня святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, которая является частью новой приходской библиотеки, и красивые каменные ворота составляют с храмом Благовещения Пресвятой Богородицы единый неповторимый ансамбль.

 

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Эта обитель была задумана Патриархом Никоном как пространственная икона всей Святой Земли. Полуостров в излучине Истры, изгиб реки и очертания холма, на котором планировалось построить монастырь, повторяли планы христианской Палестины. Это место с самого начала почиталось как свидетельство благодатного присутствия Божия.

 

Воскресенский ставропигиальный мужской монастырь, или Новый Иерусалим, главное детище Патриарха Никона (1605–1681), – свидетель его возвышения и низвержения, его духовного подвига... Он был задуман как пространственная икона Святой Земли. Полуостров в излучине Истры, изгиб реки и очертания холма повторяли планы христианской Палестины Воскресенский ставропигиальный мужской монастырь, или Новый Иерусалим, главное детище Патриарха Никона (1605–1681), – свидетель его возвышения и низвержения, его духовного подвига... Он был задуман как пространственная икона Святой Земли. Полуостров в излучине Истры, изгиб реки и очертания холма повторяли планы христианской Палестины.

 

Главный собор был сооружен по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме, его убранство наряду с иконами, живописью и изразцами украшало множество священных текстов. Это был единственный храм в России, где каждое воскресенье, кроме дней Великого поста, в Кувуклии Гроба Господня совершалось пасхальное богослужение.

 

Ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря Ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря

 

Вторая Палестина

В те далекие времена сюда нескончаемым потоком шли люди – кто в каретах, кто в повозках, а кто и пешком. Паломники могли отдохнуть и поесть в придорожных постоялых дворах и трактирах. А тем, кто победнее, прямо на улице раскидывали столы и скамьи, выставляли самовары и нехитрую закуску. И так они двигались, пока на высоком холме из-за белоснежной стены не появлялся невиданный на Руси четырехстолпный крестово-купольный Воскресенский собор, увенчанный золоченой главой.

 

Кувуклия, Подмоскоье Кувуклия, Подмоскоье
Кувуклия, Святая Земля Кувуклия, Святая Земля

 

В 1919 году монастырь был закрыт. В советские годы на его территории работал Государственный художественно-исторический музей. В коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок.

Но вот что особенно знаменательно. В самый разгар гонений на церковь, в 1935 году, было открыто Истринское водохранилище. И возникает оно на том самом месте, где по замыслу Патриарха Никона должно было располагаться Галилейское море. Это ли не свидетельство промысла Божия!

 

Камень помазания, Подмосковье Камень помазания, Подмосковье
Камень помазания, Святая Земля Камень помазания, Святая Земля

 

Только в 1959 году музей возобновил работу, почти все сооружения монастыря были восстановлены, за исключением исполинской ярусной звонницы XVII века. В 1994 году Ново-Иерусалимский мужской монастырь был вновь открыт.

 

Голгофа, Подмосковье Голгофа, Подмосковье
Голгофа, Святая Земля Голгофа, Святая Земля

 

Русская Палестина заслуживает отдельного обстоятельного рассказа. И мы обязательно вернемся к ней в наших публикациях. Сейчас же монастырь в строительных лесах. Более 600 специалистов трудятся над восстановлением уникального памятника монастырской архитектуры. Работы планируется завершить в 2016 году.

 

Место обретения Креста, Подмосковье Место обретения Креста, Подмосковье
Место обретения Креста, Святая Земля Место обретения Креста, Святая Земля

 

Возвращение святыни

Для координации работ по возрождению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в 2008 году был создан благотворительный фонд. Его инициаторами выступили в то время Президент России Д.А. Медведев и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Председателем фонда был назначен Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубков. Помимо других задач фонд принял на себя организацию и финансирование восстановительных работ в монастыре, поиск и возврат вывезенных с территории монастыря элементов убранства, церковной утвари и иных культурных ценностей, проведение художественных, благотворительных, просветительских и иных конкурсов, связанных с историей, деятельностью и значением монастыря. И, конечно, сбор пожертвований на восстановление обители. В списке благотворителей, опубликованном на сайте фонда, – сотни названий организаций, тысячи фамилий людей, которые внесли свою лепту в возрождение русской Палестины.

 

Визит Святейшего Патриарха Кирилла Визит Святейшего Патриарха Кирилла

 

Осенью 2012 года в стенах монастыря состоялось очередное заседание Попечительского совета фонда, которое провели его сопредседатели – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и премьер-министр РФ Д.А. Медведев. В сопровождении наместника обители игумена Феофилакта они осмотрели уже завершенные объекты – здание воскресной школы рядом со святыми вратами и надвратную церковь, посетили основной храмовый комплекс. В последующем заседании они выразили удовлетворение темпом и качеством реставрационных работ. В своем выступлении Святейший Владыка призвал учесть еще на этапе реставрации, что обитель должна быть восстановлена не только как памятник архитектуры, но и как действующий монастырь, что предполагает «возрождение во всей полноте монашеской, богослужебной паломнической, хозяйственной жизни, а также научно-просветительской и духовно-образовательной деятельности с опорой на традиции, заложенные Патриархом Никоном».

 

Интерьер храма Интерьер храма
Элементы декора храма Элементы декора храма

 

Опальный Патриарх

Патриарх Никон вряд ли ожидал, что Воскресенский монастырь станет его последним прибежищем. Но в июле 1658 года он прибывает сюда на постоянное жительство из-за начавшихся разногласий с царем Алексеем Михайловичем, который не захотел терпеть рядом второго «самодержца». Восемь лет спустя Патриарх Никон покидает монастырь, чтобы явиться в Москву на суд созванного царем Алексеем Михайловичем собора православных патриархов. Отсюда, лишенный патриаршего сана, он будет отправлен в Ферапонтов монастырь, а после смерти Алексея Михайловича – под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

 

Скит Патриарха Никона Скит Патриарха Никона
Святейшего Патриарха Никона называли «Великим государем» в знак особого расположения к нему царя и того влияния, которое он приобрел. Но это впоследствии станет одной из причин его опалы Святейшего Патриарха Никона называли «Великим государем» в знак особого расположения к нему царя и того влияния, которое он приобрел. Но это впоследствии станет одной из причин его опалы

 

В 1681 году царь Федор Алексеевич, сочувствовавший Никону, разрешил ему вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. Но тяжело больной старец не выдержал дороги и 17 (26) августа скончался в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля.

 

Хор Ново-Иерусалимского монастыря Хор Ново-Иерусалимского монастыря
Очередь на поклонение в Кувуклию Очередь на поклонение в Кувуклию

 

Федор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха и сам читал над ним Апостол и 17-ю кафизму. Патриарх Никон был погребен в северном приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора. Доступ к нему для верующих открыт.

 

Наместник монастыря игумен Феофилакт Наместник монастыря игумен Феофилакт

 

В блокнот паломнику:

Как проехать в Благовещенский храм: электропоездом с Рижского вокзала Москвы, станций Дмитровская (м. «Дмитровская»), Ленинградская (м. «Войковская») или Тушино (м. «Тушинская») до станции Нахабино.

Далее – автобусом или маршруткой до Павловской Слободы.

Тел. Благовещенского храма: 8 (495) 994-83-28.

Как проехать Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Электропоездом Рижского направления до станций Истра или Новоиерусалимская. Далее на маршрутном такси, автобусе или пешком около 20 мин. до остановки «Монастырь».

От автостанции (м. «Тушинская») на рейсовом автобусе м. «Тушинская» – Истра» до ост. «Площадь-центр».

Тел./факс монастыря: 8 (495) 994-61-70

Борис Володин

Поделиться в социальных сетях:



14 Dec 1902