Вокзал для двоих

 

Действие фильма «Вокзал для двоих» происходит в провинциальном городе Заступинске. А знаете, где он находится? Правильно, в Москве! Потому что именно здесь проходили съемки. Давайте попробуем найти эти места. Но сначала – несколько слов о самом фильме.

 

Кино для двоих

Большинство своих лучших фильмов Эльдар Рязанов снял по сценариям, которые были написаны им совместно с его постоянным соавтором – Эмилем Брагинским. Не стал исключением и «Вокзал для двоих», в котором состоялся еще один замечательный дуэт актеров – Олега Басилашвили и Людмилы Гурченко. Начавшись со скандала в привокзальном ресторане, взаимоотношения их героев постепенно меняются – от взаимной неприязни до любви. И эта перемена сыграна актерами мастерски – тонко и трепетно.

Кстати, немногие знают, что в основе сценария лежит реальная история. Даже две. Помните, главного героя должны судить за то, что он, приняв на себя вину жены, признался в наезде на человека? Подобная история в начале 60-х годов произошла с композитором Микаэлом Таривердиевым. Он подвозил на своей машине знакомую актрису. Передал ей руль. А она сбила пьяного. На следствии джентльмен Таривердиев заявил, что за рулем сидел он. После чего два года находился под подпиской о невыезде, пока с него не сняли обвинение.

А вот вторая история. В 1953 году поэт Ярослав Смеляков сидел в лагере. Уже в третий раз. Отпущенный по «увольнительной» в поселок, он навестил своих друзей – будущих известных кинодраматургов Юлия Дунского и Яна Фрида, которые отбывали там ссылку. Посидели, выпили, заснули. И… проспали подъем. В результате друзья тащили на себе ослабевшего Смелякова, чтобы тот не опоздал на утреннюю поверку, что грозило новым сроком. Так родилась финальная сцена фильма. Как говорится, сказка – ложь, да в ней намек…

 

Заступинские красоты

В «роли» заступинского в фильме снялся Рижский вокзал. Причин этому несколько. Прежде всего – он один из самых тихих и провинциальных в Москве. Поездов дальнего следования отсюда уходит мало, так что съемочная группа не очень мешала железнодорожникам. А главное – здание вокзала, построенное в 1901 году, выполнено в старинном русском стиле и похоже на терем, украшенный резными наличниками, кокошниками и другими деталями. Подобное здание могло быть в любом городе. Значит, уезжать из Москвы киногруппе не было никакого смысла. В одном из кадров фильма видна даже часть названия: «…ий вокзал».

 

«Роль» заступинского вокзала в фильме досталась Рижскому вокзалу Москвы, выполненному в старинном русском стиле «Роль» заступинского вокзала в фильме досталась Рижскому вокзалу Москвы, выполненному в старинном русском стиле

 

Колхозный рынок того времени тоже был типичен для любого российского города. И поэтому узнать знаменитую в то время Тишинку можно только по домам на заднем плане. Сейчас таких рынков в Москве становится все меньше. А сам Тишинский рынок теперь можно увидеть разве что на старых фотографиях да в кино – в начале 90-х его снесли, а на его месте возвели современный торговый комплекс.

 

Храм на Болвановке

Распродав дыни на заступинском (Тишинском) рынке, Платон Сергеевич везет Веру на тележке обратно на вокзал. В какой-то момент на заднем плане взору открывается красивая красная церковь. Знакомый силуэт.

 
Красивая красная церковь открывается взору, когда герой фильма на тележке везет Веру с рынка обратно на вокзал Красивая красная церковь открывается взору, когда герой фильма на тележке везет Веру с рынка обратно на вокзал
 
Храм Святителя Николая на Болвановке Храм Святителя Николая на Болвановке

После недолгих поисков выясняем: в мгновение ока наши герои переместились на Таганскую площадь, а в кадре мы видим храм Николая Чудотворца на Болвановке. Что за Болвановка такая? По преданию, в покоренной татаро-монголами Руси захватчики устанавливали «болваны» – это были не то идолы, не то войлочные изображения хана, напоминающие о его величии. Места, на которых они стояли, часто получали название Болвановка. Ученые считают, что по Таганке проходила часть пути из Москвы в Орду. По другой версии, в этих местах ремесленники изготавливали металлические чугунки-болванки, необходимые для древнего литейного или гончарного дела, – ведь рядом жили и котельники, и кузнецы, и гончары. Производили они, кстати, и таганы – подставки-треножники для походных котлов и горшков. По одной из версий, от них и пошло название «Таганка».

 

Для гончаров и литейщиков

Таганский холм, по преданию, был одним из семи холмов Москвы. При Борисе Годунове местность вокруг него стали активно заселять ремесленники. В каждой слободе требовалось иметь свою приходскую церковь. Из множества храмов, буквально усеявших холм в те годы, до нас дошли немногие – храм Успения в Гончарах и Никольский на Болвановке стоят буквально напротив друг друга. В их названиях мы читаем и то, к каким слободам они принадлежали.

 

Никольскую церковь называют последней средневековой постройкой в старой Москве Никольскую церковь называют последней
средневековой постройкой в старой Москве

 

Существует две версии истории строительства храма Святителя Николая. Согласно первой, в 1682 году возведение его благословил патриарх Иоаким. Но средств у прихожан не хватало, и работы удалось начать только через пятнадцать лет. По другой версии, в 1682 году все-таки была построена маленькая каменная церковь, которую в XVIII веке начали перестраивать и расширять на средства князей Гагариных. Так или иначе, именно это здание, построенное архитектором Осипом Старцевым, мы и видим сегодня рядом с Таганской площадью.

 

Последняя каменная

Никольскую церковь называют последней средневековой постройкой в старой Москве. Петр I возводил новую столицу Санкт-Петербург, политическое значение Первопрестольной падало. А в 1714 году, через два года после освящения храма, каменное строительство в Первопрестольной было запрещено. Осип Старцев, автор таких прекрасных творений, как Теремной дворец об одиннадцати главах на одной кровле в Кремле, Крутицкий теремок, трапезная в Симоновском монастыре, остался не у дел. Старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и вскоре умер.

 

Попытку разрушить храм предприняли в 1944 году, когда строили станцию метро «Таганская-кольцевая» и реконструировали Таганскую площадь. Уничтожили главы и верхушку колокольни. Но незадолго до этого в стране было восстановлено патриаршество, и верующим удалось отстоять храм, придав ему статус памятника архитектуры. Попытку разрушить храм предприняли в 1944 году, но верующим удалось отстоять храм, придав ему статус памятника архитектуры.

 

Никольский храм не раз страдал от пожаров, но его опять восстанавливали на средства прихожан. В XIX веке его перестраивали, но всякий раз при реставрации ему старались вернуть прежний облик.

В 1919 году, после большевистского переворота, храм закрыли, все убранство уничтожили, но, к счастью, само здание не разрушили. В помещении располагались различные организации.

 

Отстояли и возродили

Попытку разрушить храм предприняли в 1944 году, когда строили станцию метро «Таганская-кольцевая» и реконструировали Таганскую площадь. Уничтожили главы и верхушку колокольни. Но незадолго до этого в стране было восстановлено патриаршество, и верующим удалось отстоять храм, придав ему статус памятника архитектуры. Здание даже отреставрировали, вернув прежний облик, кроме крестов на куполах. И только в 1990 году его вернули прихожанам, приписав к соседней церкви Успения в Гончарах. Сегодня он относится к болгарскому подворью Православной Церкви. Во дворе реставрационные работы продолжаются, но храм действует, радуя верующих сиянием позолоченных крестов и новыми образами.

 

Поражает воображение образ иконы Богоматери «Прибавление ума», перед которой молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного. Поражает воображение образ иконы Богоматери «Прибавление ума», перед которой молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного.

 

Иконостас не является реконструкцией дореволюционного времени. Но он естественно вписывается в интерьер храма. Авторы проекта постарались подчеркнуть его архитектурное своеобразие. В частности, использовали в качестве материала дуб и басму. Затейливая резьба подчеркивает красоту икон, над которыми трудились известные московские художники: Светлана Ржаницына, Алексей Литовкин, Ольга Спиридонова.

Поражает воображение образ иконы Богоматери «Прибавление ума», перед которой молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного. А слева от иконостаса – дивный образ Святителя Николая Чудотворца.

Всего несколько секунд на экране. И какая история – богатая и неповторимая!..

 

Борис Пинский,

фото Олега Серебрянского

 

Поделиться в социальных сетях:



23 Jul 2014