Торжество жизни в лагере смерти

 

6 мая 1945 года узники одного из самых страшных гитлеровских концлагерей – Дахау – праздновали Святую Пасху.

 

Лаборатория пыток

Дахау – первый концентрационный лагерь в Германии, созданный еще в марте 1933 года. Это была своего рода «лаборатория», в которой отрабатывались самые зверские формы физического и психологического воздействия на человека. Здесь проводились бесчеловечные медицинские опыты над людьми. Изучались воздействие на них холода, возможность с помощью медикаментов управлять их поведением.

Расположение лагеря оказалось далеко не случайным. Жители небольшого города Дахау на выборах 1933 года единодушно проголосовали против нацистов, и фюрер им отомстил: построил концлагерь таким образом, чтобы ветер нес на город дым из печей лагерного крематория вместе с запахом сгоревших трупов.

 

Трудно представить, чего стоило узникам Дахау и других нацистских лагерей просто оставаться людьми. А они еще находили в себе силы для борьбы! Трудно представить, чего стоило узникам Дахау и других нацистских лагерей просто оставаться людьми. А они еще находили в себе силы для борьбы!

 

Сначала нацисты отправляли в Дахау своих политических противников: коммунистов, социалистов и противившихся режиму священников. А также тех, кто, по их мнению, портил «арийскую расу». С началом второй мировой войны сюда стали поступать военнопленные и интернированные.

В Дахау, по свидетельствам очевидцев, построили полигон, на территории которого были насыпаны валы и вырыты траншеи для военных «учений». Военнопленные должны были уходить от огня, а солдаты-новобранцы – стрелять по живым мишеням. Отличившиеся получали шанс попасть в элитные части СС. А тех, кто не справлялся с заданием, в лучшем случае отправляли на фронт, а в худшем – за колючую проволоку. Солдат в охрану лагеря отбирали особенно тщательно. Одним из условий приема было официальное отречение от веры. Для нацистов не могло быть других богов, кроме Гитлера.

 

Освобождение

За время существования лагеря в нем содержались 250 тысяч человек из 24 стран мира, в том числе из Советского Союза. Около 70 тысяч были зверски замучены, 140 тысяч переведены в другие концлагеря, и лишь около 30 тысяч дожили до освобождения.

Трудно представить, чего стоило узникам Дахау и других нацистских лагерей просто оставаться людьми. А они еще находили в себе силы для борьбы! За день до освобождения концлагеря 28 апреля 1945 года действовавшая в Дахау подпольная организация подняла восстание, сорвав план уничтожения оставшихся в живых заключенных. А на следующий день у ворот лагеря появились американские солдаты.

 

Женщины-заключенные лагеря Дахау приветствуют освободиелей Женщины-заключенные лагеря Дахау приветствуют освободителей

 

Вот что об этом писал бывший узник Дахау (№R 64923) Глеб Александрович Рар: «Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с широко раскрытыми глазами смотрят на нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от тифа и дизентерии, они скорее походят на пятнадцатилетних подростков, чем на испытанных в бою военных». Американцы были так потрясены увиденным, что без суда и следствия расстреляли многих немецких солдат из числа охраны, сдавшихся в плен.

 

Страстная седмица

Война заканчивалась. Уже покончил с собой Гитлер, советские войска взяли Берлин. Оставалось несколько дней до капитуляции Германии. Г.А. Рар пишет: «Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в «блоке 27» – моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в день Святой Пасхи 6 мая.

 

Одним из условий приема солдат в охрану лагеря было официальное отречение от веры. Для них не должно было быть других богов, кроме Гитлера Одним из условий приема солдат в охрану лагеря было официальное отречение от веры. Для них не должно было быть других богов, кроме Гитлера.

 

Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина». Из положения выходили так: взяли холстинные полотенца в лагерной больнице, соединили их по всей длине и получили епитрахиль. Пришили к ней красные кресты – те самые, что были на форме медперсонала больницы. Очень помогли католические священнослужители – тоже узники Дахау. Фашисты разрешали им служить мессу перед началом работы. «Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в «блоке 26», который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока, – вспоминает Г.А. Рар. – Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенно пустой».

 

Памятник жертвам Дахау Памятник жертвам Дахау

 

Пасхальное богослужение

День Святой Пасхи в тот год пришелся на день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В богослужении приняли участие сербы, греки и немногие русские. К тому времени в лагерь уже прибыли офицеры СМЕРШа, которые начали возводить новые загородки, отделяя советских узников от остальных заключенных. Впоследствии им предстояла репатриация, а многим – новые лагеря.

 

Православная часовня в честь Воскресения Христова построена в память обо всех погибших в концлагерях Третьего рейха Православная часовня в честь Воскресения Христова построена в память обо всех погибших в концлагерях Третьего рейха

 

«За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году, – пишет Г.А. Рар. – Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные ризы, которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры – все пелось наизусть. Евангелие – «В начале было Слово» – также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста – тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!

 

Алтарный образ часовни уникален: икона «Христос освобождает узников Дахау» является единственной в своем роде Алтарный образ часовни уникален: икона «Христос освобождает узников Дахау» является единственной в своем роде

 

Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве – сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего Богослужения.

Священнослужители, участвовавшие в пасхальном Богослужении в Дахау в 1945 году, теперь поминаются за каждой Божественной литургией в русской часовне-памятнике в Дахау вместе со всеми православными христианами «на месте сем и в иных местах мучения умученных и убиенных».

 

Глеб Александрович Рар Глеб Александрович Рар

 

Известный церковный и общественный деятель старой русской эмиграции. Состоял в Епархиальном Совете Германской епархии РПЦЗ, был одним из главных деятелей «Православного Дела», служившего распространению веры в Советском Союзе.

Последовательно ратовал за воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Московской Патриархией. В августе 1991 года участвовал в Конгрессе Соотечественников в Москве, где был принят Святейшим Патриархом Алексием II.

По личному указанию Президента Российской Федерации В.В. Путина Г.А. Рар с супругой получили российское гражданство. Однако состояние здоровья не позволило им возвратиться в Россию.

За большую плодотворную деятельность Г.А. Рар был удостоен ряда почетных и благодарственных грамот Русской Церкви на родине и за рубежом. Скончался 3 марта 2006 года под Мюнхеном на 84-м году жизни.

 

В память о жертвах Дахау

В 1994 году на территории бывшего концлагеря Дахау в память о соотечественниках, погибших в застенках Дахау и других концлагерях Третьего рейха, была возведена православная часовня в честь Воскресения Христова. Это послужило началом основания прихода Московской Патриархии в Мюнхене.

Сруб и все детали часовни были изготовлены мастерами во Владимирской области, а сборку взяли на себя строители Западной группы войск в Германии. Торжественное освящение часовни, которое состоялось 29 апреля 1995 года, в день 50-летия освобождения узников Дахау, совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай – бывший фронтовой офицер. А 20 ноября 1995 года Святейший Патриарх Алексий II отслужил здесь заупокойную литию.

Мэр Москвы Юрий Лужков подарил часовне образ св. вмч. Георгия Победоносца. А немка Анжела Хаузер специально для нового храма написала алтарную икону «Воскресший Спаситель освобождает заключенных концентрационного лагеря Дахау».

Настоятелем Свято-Воскресенского храма-часовни в Дахау стал диакон Николай Забелич. 8 сентября 1996 года, в день памяти Владимирской иконы Божией Матери и святых мучеников Адриана и Наталии, он совершил первую Литургию.

В настоящее время богослужения в Дахау совершаются в памятные дни и большие православные праздники.

 

Подготовил Борис Пинский

Поделиться в социальных сетях:



06 May 2015