Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Проповедь в день исцеления слуги сотника. 
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сегодня в Евангелии читался отрывок об исцелении слуги сотника. Сотник, римский военноначальник, подошел к Господу нашему, Иисусу Христу, попросил исцелить его слугу. Удивительно уже то, что он заботится о слуге, который не является ему ни сыном, ни родственником. Господь готов прийти в дом сотника и исцелить слугу его, но сотник говорит: «Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и слуга мой исцелится». Эти слова сотника вошли в наши молитвы перед Святым Причащением. Каждый раз, когда мы готовимся к принятию Святых Таин, мы повторяем слова сотника: «…несмь достоин, ниже доволен, Господи, да под кров внидеши храма души моея, занеже вся пустая и падшаяся есть, и не имаши во мне места достойна, где главу подклонити…». Интересно, что эти слова «Ты не имееши места, где главу подклонити» соотносятся с одним из недавних наших токований, где Господь говорит, что Сын Человеческий не имеет, где голову подклонити. 
В этом отрывке из молитвы к Причастию приводится такая мысль, что Господу не на кого опереться из людей. В доме души, т.е. в сердце, в уме человека иногда не бывает места для Господа. Как страшно то, что мы вообще-то не принимаем странников, очень редко предоставляем кому-то жилье, но страшно, что наш ум и сердце находятся в таком состоянии, что они не могут принять Бога. Господь не находит в нас места для пребывания Себе. Ему негде остановиться из-за того, что ум и сердце настроены совсем иначе. 
Сотник сказал, что «я не достоин, чтобы Ты вошел в дом мой, но скажи только слово, и отрок мой исцелится, ибо я человек подвластный, но имею под началом своим воинов и приказываю воинам «сделай то-то или сделай это», и они делают». Здесь сотник сравнивает себя с Господом, причем он говорит примерно так, что «я человек, находящийся под властью», потому что над сотником есть другие военноначальники, а Господь ни от кого не зависит. Вот эта абсолютная свобода Господа в творении, в промышлении - это удивительная и непостижимая для нас тайна. И вот сотник, который имеет над собой власть, имеет и подвластных ему, и он приказывает, и они исполняют. Сотник подразумевает, что во власти Господа находятся болезнь, смерть, жизнь, исцеление, Ангелы, бесы, все обстоятельства человеческой жизни, и Господь может также приказывать болезни либо исцелению, как сотник приказывает своим солдатам. 
Господь исцелил слугу сотника, и нам остается удивиться и поразмышлять, как же сотник стяжал такую добродетель, что Господь похваляет его, это тоже есть в этом отрывке. Господь сказал, что в Израиле не нашел такой веры. Можно предположить, что, это связано с памятью смертной. Сотник часто бывал на войне, империя много воевала, он видел опасность, видел смерть своих близких, видел пролитую кровь. И вот эта память о смерти, которая и нам очень нужна, сформировала в нем веру и смирение, его жертвенность, потому что воинское служение - это служение жертвенное. Он понимал, что он защищает порядок. 
Хорошо бы, если бы и в нас были эти два качества: память смертная и жертвенность, готовность на самопожертвование, на смерть за своих близких и порядок.
Помоги нам, Господи, братия и сестры! Иеромонах Аверкий (Белов)      

Больше о православных праздниках читайте на сайте журнала «Православный паломник»
Если вам нужна помощь по вопросам организации группового паломничества по России и всему миру, оставляйте заявку на сайте «Паломнического центра московского патриархата»

 

Поделиться в социальных сетях:
#Святыни, #Евангелие Дня, #Неделя о Слепом, #Об Исцеление Слуги Сотника, #Проповедь Иеромонаха Аверкия Белова

06 Jun 2021