В день памяти прп. Мавры Константинопольской праздновал именины человек, благодаря которому Православная Русь обрела великую святыню, Казанскую икону Божией Матери, - дочь казанского стрелецкого сотника Данилы Онучина Матрона, принявшая монашеский постриг с именем Мавра.
В июне 1579 г. в Казани случился пожар. Целый район, примыкавший к Кремлю, был испепелен пламенем. Сгорел и двор сотника Онучина. Вскоре 10-летней Матроне явилась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на пепелище и найти Ее образ, сокрытый в земле. Девочка рассказала об этом матери, но та сначала посчитала рассказ фантазией ребенка. Однако после настойчивых просьб Матроны, мать сообщила о видении архиепископу Иеремии и воеводам. Никто из них не воспринял сообщение всерьез. Тем временем Божия Матерь снова и снова являлась отроковице. Матрона с мамой решили действовать самостоятельно и начали рыть землю в указанном дочерью месте. В конце концов, 8 (21) июля 1579 года Матрона обнаружила икону Богородицы, завернутую в суконный рукав, “самый же чудотворный образ светлостию чудне сияя, якоже внове вапы начертан”. По благословению архиепископа образ при большом стечении народа был перенесен в храм. Нес икону священник Ермолай, позже – Казанский митрополит, а затем и Патриарх Всероссийский и священномученик Ермоген. Благодаря ему, написавшему “Повесть и чудеса Пречистой Богородицы, честного и славного Ее явления образа, иже в Казани”, мы и знаем эту историю в подробностях.
Список иконы и рассказ о ее обретении и чудесах отправили царю Ивану Грозному в Москву.
“Благоверный же Царь… повеле на том месте церковь поставити… и монастырь дев устроити… и милостыню доволну повеле дати из своей царские казны... Предиреченную же девицу Матрену постригоша в том же монастыри: и наречено бысть имя ей Мавра во иноких, не по мнозе же времени пострижеся и мати тоя девицы... И абие нача являти Богородица чудеса Своя”.
В 1595 г. по указу св. блгв. царя Феодора Иоанновича вместо деревянного храма был возведен каменный. Тогда же было постановлено внести день Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в богослужебные книги. Любопытно, что служба Казанской иконе стала первой русской печатной службой иконе Божией Матери.
Летопись зафиксировала, что “старица Казанского девичьего монастыря Мавра” приезжала в 1633 г. в Москву. По приказу царя Михаила с 64-летней тайновидицей в Казань “к Пречистой Богородице” было послано три фунта отборного ладана.
В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем в связи с рождением 21 октября (3 ноября по н.ст.) во время всенощного бдения под “осеннюю Казанскую” первенца Димитрия установлено общероссийское празднование Казанской иконе “во всех городех, по вся годы”.
К концу XVIII века возникла необходимость заменить обветшавший монастырский храм новым. На его торжественной закладке 30 мая 1798 г. присутствовал особо почитавший Казанскую икону император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. Тогда же указом императора праздник 22 октября был включен в число табельных неприсутственных дней. В 1800 г. по Учреждению о крестных ходах в Москве, составленному митрополитом Платоном (Левшиным), в крестные ходы 8 (21) июля и 22 октября (4 ноября) назначались все храмы Москвы, как в на Богоявление при шествии на Москву-реку.
В 1932 г. Казанский собор был снесен. На месте Явления чудотворного образа Божией Матери несколько десятилетий находилась табачная фабрика.
В 2021 г. Святейший Патриарх Кирилл освятил восстановленный собор, в котором ныне пребывает чтимый, т.н. “Ватиканский”, список Казанской иконы.

Продолжение следует.


 

Поделиться в социальных сетях:
#Святые, #Преподобная Мавра Константинопольская, #Святыни, #Казанский Богородицкий Монастырь, #Казанская Икона Божией Матери, #Праздники, #окончание Смутного Времени, #День Народного Единства, #Традиции, #Паломничество, #Молитва, #Вера Православная

13 Nov 2023